_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002 (_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Начиная с середины пятого векадо рождества Христова, философия стала сердцевиной античной, а затем иевропейской культуры и остается ею по сей день. Это нашло отражение и вхристианской религии, и морали, и европейском искусстве, и политике, иидеологии, и т. д. Философия определила и традиции европейского образованияи науки.Место и роль философии в традиции европейской системыобразования.
Античность. В середине V в. до н. э. в античной жизнипроисходят существенные изменения, которые затронули и образование. Этиизменения в первую очередь связаны с деятельностью софистов. Софисты - этоплатные учителя мудрости, в основном риторики и логики. Поэтомуисследователи иногда называют их античными просветителями. В любомобществе есть силы, которые осуществляют «просветительскую» деятельность,т.
е. передают молодежи знания, необходимые для эффективной совместнойжизнедеятельности (условно эти знания можно отнести к тому, чтоусваивается на современной средней ступени образования). До софистовтакими «просветителями» являлись поэты, писатели, драматурги, основнымсредством которых было воздействие на эмоции, переживания, эстетическиечувства. Но с изменением условий жизни, когда требовалось публичнообосновать, доказать, опровергнуть ту или иную точку зрения, понадобилисьрациональные средства логики и риторики, которые до этого ужеиспользовались философией.
Поэтому можно считать, что с деятельностисофистов в европейской традиции начинается профессиональная философия.На самом деле фраза «зачем философия философам?» является риторическим приемом,выражающим не вопрос, а утверждение, подчеркивающее то, что фиксируется в первой частивысказывания – «Нам философия незачем».1Необходимо было готовить профессиональных преподавателей логики ириторики, и развивать теоретические основания этих дисциплин. Такскладываются многочисленные софистические школы.
Их отличительнойчертой является относительный демократизм, открытость, публичность и др.Однако платность софистических школ ограничивала возможностьпросвещения всего населения Древней Греции, а также ценность средствфилософии: логика у софистов порой превращалась из средства отыскания ираскрытия истины в ловкое орудие манипулирования знанием, превращенияправды в ложь или лжи в правду в зависимости от ситуации. В противовессофистическим создавались философские школы, стремившиеся вернутьлогике ее первоначальную роль – средства поиска истины.
Лидерами данногопроцесса были Сократ, Платон и Аристотель. Эти школы с конца V в. до н. э. идо указа императора Юстиниана о закрытии философских школ (529 г. н. э.)оставались основной формой образования в античной европейской культуре.В Риме же заключительным, высшим этапом было обучение у ритора. Нифилософия, ни математика в Риме не изучалась.
Для завершения образованиябогатые и знатные римляне на 2-3 года отправлялись в Грецию. Таким образом,в античной культуре философские и риторические школы организационнобыли основой системы общего и специального образования (философскиешколы были основой, как бы мы сегодня назвали, среднего и высшегообразования, начальную подготовку необходимо уже было иметь), гдефилософия и соответствующие школы занимали более весомое положение посравнению с другими дисциплинами и школами.Такую роль философии в системе образования можно объяснитьследующим образом.
Как философия (в подлинном смысле), так и светскоеобразование возможны только в условиях определенной политическойсвободы. Это обстоятельство всегда сводило их. К тому же, с одной стороны,спецификаисследованиякатегорийтребовалаотфилософовэнциклопедического многознания (образованности), поскольку философскаядеятельность - познание, исследование рациональными средства (Логикой)природы (объективной основы) категорий. Данное обстоятельствоспособствовало развитию образования. С другой стороны, эффективностьобразования во многом зависит от степени целостности, систематичности,структурированности того знания, которое преподается, а это хорошееподспорье в философской деятельности по исследованию категорий.Политическая свобода и светское образование стимулировали развитие иупрочение рациональных средств и методов человеческой деятельности, в томчисле и логики.
Сближение философии и образования было осуществлено ещев античной греческой культуре. Наиболее яркие примеры этому Пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля (Перипат), «Сад»Эпикура, «Портик» стоиков и др.Средневековье. «Разделение между христианством и греко-римскиммиром в истории педагогики может быть сочтено неудачным для обеих сторон.Греко-римское образование (paideia) и христианство представлялись двумяотдельными достижениями, одно из которых неизбежно вело к другому.Образование(paideia),однако,нерассматривалосьбольшекаквсеохватывающий высший образец аристократической жизни. Оно виделосьсовершенно необходимой первой ступенью в жизни христианина, начальнойшколой христианского характера. Результаты и выгоды этого для христианчетвертого века были очевидны – как и язычники, они испытывали потребностьв классической литературе и мифологии. Говоря словами Э.
Хэч,«христианство пришло на уже подготовленную для него почву. Образованиебыло широко распространено в греческом мире среди всех классов общества.Это не просто порождало привычку к исследованию, являющемся основаниемфилософии, но научало также определенным философским методам…».Образование (paideia) было делом трудным. Оно было не недоступнойпринадлежностью богатых свободных классов, но блестящим конспектомтрудоемких навыков социальной жизни; единым подлинным кодом,управлявшим поведением власть имущих, дающим пропуск в «свой круг».Древняя пайдейя предлагала для учащихся руководство, распространявшееся изгреко-римской истории и литературы на серьезные темы, - руководство,которое ни христианин, ни политеист, ни епископ, ни мирянин не мог решитьсяигнорировать.
Согласно Э. Доддсу, ”и христиане и язычники были одинаковошколярами: они не могли бросить вызов авторитету древних текстов; онимогли лишь уклониться от него, вчитывая в эти тексты свои собственныемысли”»1.Говоря о специфике системы европейского образования, заложенного всредневековье, нужно учитывать следующее. «Мы говорим – «образованныйчеловек», но в средние века сказали бы – «клирик», человек Церкви. Клирикиво всем отличались от прочих людей.
Они и одевались по-другому, и тонзуруна макушке выбривали, им запрещалось жениться, проливать кровь, торговать.Они были ближе к Богу, обладая магической силой свершать таинства,претворяя вино в кровь, а хлеб – в плоть Господню. Много острили по поводумонаха-обжоры, жадного попа, продажного Рима. Но духовное сословие досамого конца средневековья почиталось самым важным в обществе: ведь без ихмолитв не было бы ни небесного покровительства королевству, ни спасениядуши каждого человека. А что могло быть важнее? Семьи у клириков не было,знания не передавались от отца к сыну: чтобы стать клириком, надо былоучиться, надо было получить образование, как сказали бы мы теперь. Иначеговоря, наши современные университеты, гимназии, школы уходят своимикорнями в средневековье. Они – прямые потомки тех заведений, что былисозданы для подготовки священников и монахов»2.С появлением университетов в XIII в.
и городских школ увеличилась долясветского элемента в образовании: в некоторых местностях начинаютпреподавать национальный язык, наибольший приток студентов испытываютфилософский, медицинский, юридический факультеты. УниверситетыОт глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпохуДревности и Средневековья.
– М., 1998. – С. 427-428.2Уваров П.Ю. Школа и образование на Западе в средние века // Послушник и школяр, наставник имагистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. – М., 1996. – C. 371-372.1изначально имели не чисто религиозную направленность (хотя теологическиефакультеты существуют в них до наших дней), а общекультурный,универсальный, отсюда и более рациональный характер. Созданиесхоластической единой картины мира и единой системы наук не помешалоименно в XII-XIII в.
выделению многих дисциплин из общего потока, как быперекрываемого философией. Так, особое место отвоевала себе логика и сталаиграть наиболее заметную роль в образовании.Схоластика создала новую центральную форму европейской системыобразования, остающейся таковой и сегодня. Если в античной культурефилософские школы организационно были основой системы образования, то впериод схоластики и в дальнейшем университеты стали в культуре шире иважнее философии. При этом философии в университетском образованииотвадилась базовая функция. Факультет искусств по сути былобщеобразовательным, в его программе доминировали философскиедисциплины, поэтому факультет искусств уже в XIII-XIV в. вполне заслуживалназвания философского факультета1.Новое время.