Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij (Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf), страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Очевидно, что данная проблема выходила за рамки этногенеза, оставаясь лишь способом адаптации человеческих сообществ и географическогопространства.1.3. Социо(техно)-био-гео-система — СТБГСЦелый ряд работ, посвященных экологии человека [6; 31;44; 135; 150; 185 – 188] и «Устойчивому развитию» [16; 162,c. 92 – 93], делает актуальным поиск оптимальных решенийвзаимодействия человека и природы [116; 152 с. 27 – 28, 34;195 c. 85 – 106]. В предельном варианте, это взаимодействиепредлагают строить на основании однозначного подчинения потребностей человека и общества «требованиям»сохранения природы [2].
Но сохранение природы в неизменном состоянии невозможно не только из-за реалий антропогенной деятельности, но и из-за эволюции биосферыи других геосферных оболочек. Более того, неизменных условий в биосфере никогда не существовало [61, c. 61], чтои обеспечивало эволюцию на планете.Взаимосвязь духовных и экологических проблем остропонимается религиозным сознанием [90; 153; 176]. Работырелигиозно-философского плана объединяют в единыйкомплекс экологические проблемы и проблемы духовнойсферы, но научные и технико-технологические проблемы,геосферные проблемы традиционно оказываются на втором плане.
Экологические проблемы — это проявленноево вне неустройство личности и общества, поэтому необходимое всем нам решение находится не в сфере ограни36чения производства (это только борьба со следствиями, ане с причиной), а в изменении потребностей, ориентациис потребления на аскетизм, уважительное отношение кданному нам Богом миру. До недавнего времени интереск научным и технико-технологическим проблемам, свойственный католицизму и протестантизму, оставался внесферы актуальных проблем православного богословия ифилософии [208].
Теперь ситуация меняется [90; 120; 176].Возникшая в период применения первых орудий труда и локализованная местом обитания первых людейсоцио(техно)-био-гео-система система, называемая длякраткости система социо(техно) — природных взаимодействий, непрерывно эволюционировала. В XX веке она стала мощной общепланетарной структурой сравнимой посвоему воздействию с геологическими процессами.В современной науке нет единых представлений о системе взаимодействия социума и природы, адекватных реалиям настоящего времени.
Модель таких взаимодействийимеет не только философский, но и практический интерес.Ее создание позволит раскрыть взаимосвязь политико-экономических, экологических и социокультурных процессови их влияние на планетарную и локальную экологию.Социо(техно)-био-гео-система (СТБГС)17 (от лат.socictas — общество и греч. téchne — искусство, мастерство, умение, bíos — жизнь, gé — земля и systéma — целое,составленное из частей, соединение) — система, объединяющая ближайшее космическое пространство, магнитосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу, педосферу, биосферу и социосферу, также техно-вещество (техносферу), втом числе и отходы хозяйственной деятельности человека,являющихся средой обитания человека, объектом его воздействия и условием его существования. Также в систему17Термин предложен А.В. Мироновым и Е.В.
Цветновым [106].37входят мантия и ядро Земли, еще не затронутые человеческой деятельностью, но создающие условия для существования других геосфер. На сегодняшний день СТБГС является последней системой в эволюционном ряду стадий развития планеты18 и представляет собой глобальный ареалжизнедеятельности человека. СТБГС есть результат коэволюционного19 развития общества и окружающего мира.В названии СТБГС дефисами разделены отдельные блокисистемы. Первый блок системы — «социо(техно)» — бинарен, а последующие блоки однокомпонентны.
Все три блокачасто рассматривались отдельно друг от друга, что отражало устоявшееся представление об их самостоятельности.18Говоря о СТБГС как о последней на текущий момент стадии развития планеты необходимо понимать, что это не означает финальной стадии. Эволюция социо-природных отношений будет продолжаться.19Представление о коэволюции общества и природы подверглось критике со стороны В.И. Данилова-Данильяна. Он постулирует невозможностькоэволюции при скоростях трансформации общества и природы, различающихся на много порядков [42, c. 139–146]. Мое возражение состоит втом, что различия в характерном времени протекания эволюции для Вселенной, геологических процессов, биосферы и социума не могут служитьобоснованием для отказа от рассмотрения коэволюционных процессов.Коэволюция как раз и заключается в установлении некоторого равновесия между процессами в различных сферах.
И человечество тут не исключение, а самый быстро эволюционирующий элемент общей системы.Но и другие элементы способны резко, катастрофически с точки зренияболее «медленных», участвовать в коэволюционных процессах. Так, близкий к Земле взрыв сверхновой звезды может уничтожить биосферу, падение крупного метеорита — привести к потере 90 % видов. Биосфера, каксчитается, эволюционирует медленнее человека, но скорость эволюцииможет ускориться в результате антропогенного воздействия.
Таким образом, скорость возникновения новых видов сравнится, а то и превзойдетскорость социальных трансформаций. В этом революционном процессетакже будет проявляться коэволюция общества и природы. Поэтому позиция критиков только заостряет внимание на необходимости так изменять социо(техно)-блок, чтобы не вызвать разрушительно быстрых изменений, а также найти такой уровень взаимодействия между элементамиСТБГС, который сохранит условия существования человечества.38Связь социо(техно)-блока с живой и неживой природойпорождает техническую реальность. Без этой новой реальности человеческое общество неотличимо от других популяций в биосфере.Био- и гео- составляющие представляют живую природу и неживое (косное) вещество соответственно.
Связующим элементом для них является гидросфера, атмосфераи педосфера (почва), служащие переносчиком и предварительным накопителем различных веществ.Переходя к рассмотрению бинарного блока, обозначенного как «социо(техно)», уточню, что под «техно» я понимаюлишь часть технической реальности — соединение и взаимодействие трех частей: науки, техники и технологий. Таккак эти три части «техно» неразрывно связаны с социумом,то, помещая «техно» в скобки, я отмечаю его (техно) подчиненный и зависимый от социума характер.
Само же понятие«технической реальности» будет определено чуть позже.Первый блок системы объединяет в единое целое социальную и техническую реальности (социо- и техносферы).Первый элемент блока — человек (социум) — движущаясила, главный фактор развития СТБГС. Как и социум, отдельный человек, вооруженный техникой, способен радикально повлиять на развитие всей системы. Второй элементблока, неразрывно связанный с первым элементом, — Великая Триада: наука, техника и технологии. Наука — общаяметодологическая основа изменения, техника — инструменттрансформации, технологии — алгоритмы социальной организации по преобразованию окружающего мира [96].Исторически наука (знание), техника и технологии долгое время развивались изолированно друг от друга, иногдапереплетаясь, но и сохраняя самостоятельность. В эпохуНового времени, когда научное знание (естествознание)обрело опору в эксперименте и математическом описании,появилась возможность развивать технику и технологии наоснове инженерных расчетов, а не путем перебора всех воз39можных вариантов.
Но потребовались века, прежде чем этостало реальностью. С первых инженерных расчетов паровозов и пароходов, создания химической промышленности вXIX в. стало возможно говорить о возникновении «ВеликойТриады» — науки, техники и технологий — как самостоятельного объекта философского описания. Важность Триады и в эволюции ее трех частей, и во взаимодействии междуними. Возникнув и объединив эти три компонента, ВеликаяТриада стала частью производственной и бытовой деятельности.Второй и третий блоки соответствуют живой и неживой природе.
Они имеют самостоятельное значение, являясь базисом для развития первого блока.В литературе широко используются понятия «техники»,«техносферы», «социосферы» и «ноосферы». Принципиальным недостатком этих понятий является либо разграничение технического и социального в первой паре, либоих смешение вплоть до неразличения у двух последних20.«Техническая реальность» в этом отношении выступаетпонятием, позволяющим достаточно адекватно именоватьописываемый мной объект — результат активной деятельности общества по изменению окружающей природы. Техническая реальность включает как сознательные и целенаправленные действия, так и случайные и непреднамеренные результаты.Техническая реальность — результат трансформацииокружающей природы в текущий момент времени, плодкоэволюции социо(техно)-био-гео-системы. Она является постоянно изменяющимся объектом, интегрирующимцеленаправленную техногенную деятельность человека,всевозможные последствия этой деятельности, включая20Аналогично рассуждает С.В.