Диссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)". PDF-файл из архива "Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
е. «при использовании вымысла повышается степень обобщенияпроблемы, создается возможность выхода за рамки непосредственно данной втексте конкретно-исторической интерпретации событий» [Ковтун 2008: 45].Следует также отметить, что обращение к вымыслу зависит и отособенностей мировосприятия автора, вероятно, так можно объяснить склонностьодних писателей использовать художественные возможности вымысла иигнорирование этих возможностей другими, вследствие чего вторичнуюусловность определяют как «результат реализации особого типа художественногомышления» [Ковтун 2008: 45].Условные образы основаны на нескольких принципах, один из них –аналогия, «сопоставление тех или иных фактов реальности с явлениями другогорода, тоже встречающимися в жизни, но невозможными в данном сочетании иликонтексте» [Ковтун 2008: 48].
Чудесные и волшебные персонажи, сказочные имифологические образы, представляют собой совокупность элементов, знакомыхчитателю по реальной жизни, но не существующих и обычно не могущих37существовать в подобном сочетании. Антропоморфный облик животных, их речь,«человеческая»мотивацияпоступковсказочныхзлодеевичудовищ,приписывание морально-этических мотиваций проявлениям стихий и вселенной вцелом – это все варианты реализации принципа аналогии, основы вымысла.Для создания вымысла также используются ассоциации. Современные типыи формы вымысла опираются на литературную традицию, она же, в свою очередь,– на фольклорную традицию, поэтому, знакомясь с новым произведением вобласти вымысла, читатель соотносит его не только с известными емупроизведениями современности, но и с более ранними образцами – мифом ифольклорнойсказкой.Соотнесениестановитсявозможнымблагодаряархетипичности, т.
е. узнаванию и универсальности изображаемых ситуаций, накоторой основаны сюжета вымысла.Вымысел так привлекателен для читательской аудитории любого возраста,поскольку он выражает глубинные представления человечества о добре и зле, онаиболее значимых нравственных законах, вследствие чего сказочные персонажис легкостью ассоциируются читателем с дружественными или враждебнымичеловекусилами.«семантическимАссоциацияполемкакспособность«необычайного»»вымысла,[Ковтунсвязанная2008: 49],соблегчаетвзаимодействие автора и его аудитории, снимая необходимость подробнопрорисовывать образ прекрасного принца или сказочного злодея. Всего несколькохарактерных деталей оказываются вполне достаточными для того, чтобывоображение читателя восполнило недостающие элементы, ориентируясь на своисобственные представления о необычайном и невозможном.Принцип игры – еще один значимый признак произведений XX в.,созданных на основе вымысла.
С помощью используемых художественныхсредств, например, повышенной детализации, автор убеждает читателя вдостоверности изображаемых событий, наделяя фантастическую ситуациюособой глубиной, однако участники «игровой ситуации» – автор и читатель,сохраняютясноепредставлениеонастоящемположениивещейиобустановленных в данной игре правилах. Это позволяет превратить игровой38принцип в художественный прием, когда автор намеренно допускает выход запределы фантастической реальности и разрушает созданную иллюзию с цельювызвать определенную читательскую реакцию. Такое преднамеренное обнажениевымысла характерно для всех типов вымысла и встречается в сказках, отобранныхдля аналитической части настоящего исследования.Однако стоит заметить, что у перечисленных выше принципов созданиявымысла имеется общая основа – иносказание, определяемое Е. Н. Ковтун как«родовой, сущностный принцип вымысла» [Ковтун 2008: 51].
Иносказание имеетособуюважностьдлявымысла,поскольку«обладаетнезаменимымихудожественными возможностями и придает особый колорит повествованию.Вообще существует своего рода закон, по которому необычно выраженная мысльили представление таят в себе особую прелесть и производят более сильноевпечатление, чем высказывание, сделанное в прямой и привычной форме.Иносказание сильнее затрагивает мысль и чувства читателя, поскольку требует отнего повышенной ответной активности, и он оказывается таким образом глубжевовлеченным в процесс сотворчества» [Никольский 1992: 59].Обращение к вымыслу, создающему смысловую многоплановость, киносказательности образов и сюжетов, требующих помимо обычного прочтения,еще и толкования художественного текста, представляет особую сложность винтерпретации текста о необычайном, в т.
ч. литературной сказки. Однаковымысел также помогает достичь ряда важных художественных эффектов[Ковтун 2008: 56 – 57]: 1) эффект необычности, обусловливающий активизациючитательского восприятия, способствует расширению представлений читателя омире за счет тех его сторон, которые обычно не попадают в сферу внимания;используя элемент необычайного, автор стремится подтолкнуть читательскуюфантазию к поиску неординарных решений, показать, что познание возможно нетолько при помощи логики и рассудка, но и при помощи фантазии; 2) эффектзаострения или аккумуляции смысла изображаемого – стремление обобщить,укрупнить, выразить более ясно и доступно трудноуловимые тенденции,характеризующие важные для данной эпохи или всей человеческой истории39процессы; с его помощью происходит извлечение сути из феноменовокружающего мира и обретение особой художественной перспективы, взгляда вбудущеенаоснованиипрошлогои3) эффектомреализацииабстракцийсовременногообозначаетсяопытачеловечества;способностьвымыслапредставлять сложнейшие философские проблемы в зримом и конкретномхудожественномоблике;использованиеэлементанеобычайногодаетвозможность наглядного воплощения обобщенных понятий, демонстрирующихтипы ситуаций, черты отдельных социальных групп, определенные моделиповедения; 4) эффектом ретроспекции именуют связанное с использованиемвымысла углубление проблематики и обретение повествованием дополнительныхсмысловых планов в результате соотнесения изображаемого с «вечными»,«архетипическими» образами и представлениями, берущими начало на самыхранних стадиях существования человеческого сознания.
С наибольшей силой этимифологические отголоски проявляются в притче, волшебной сказке и романемифе, но также ощутимы в фэнтези, в сатире, и в рациональной фантастике.Итак, мы выяснили, что иносказание, вымысел и вторичная сказочнаяусловность лежат в основе литературной волшебной сказки. Представляя собойавтономное авторское произведение, литературнаясказка отличаетсяотпредшествующей ей сказки фольклорной, однако заимствует у последней «нетолько образность, но и особый пространственно-временной континуум, а такжепринципыхудожественнойреализацииэлементанеобычайноговего«волшебной» ипостаси» [Ковтун 2008: 52].
Эти средства художественнойусловности в сказках, в первую очередь, обнаруживаются на структурном уровнетекста и его сюжетной организации. Проблематика, раскрываемая с помощьюхудожественного вымысла, как правило, имеет общечеловеческий характер, а вобразах героев более важен коллективный, нежели личностный аспект, но, тем неменее, условные, созданные с помощью вымысла ситуации и персонажипредставляют собой не «схемы», а художественные образы, способные вызватьэмоциональный отклик читателя.401.4.Различия фольклорной и авторской сказокВ данной работе мы рассматриваем сказку в ее современном литературномварианте, адресованном современному взрослому читателю, который может неориентироваться в истории возникновения и становления жанра сказки и, скореевсего, не подозревает о первоначальных значениях сказочных и мифическихмотивов и не задумывается об изменениях, которые претерпевала в различныевремена древняя структура этого жанра.
Сегодняшний читатель, воспринимаетсказку как самостоятельное произведение, современное и авторское, лишь иногдаулавливая отзвук фольклорной традиции. Однако связь с архаическим мифом иритуалом сохраняется даже в новейших литературных воплощениях сказочных имифологических сюжетов, хотя может носить и не столь явный характер.Восприятие литературной сказки как авторского произведения с установкойна вымысел важно, когда речь идет о персонажах и о мотивациях «волшебного» и«чудесного». Одно из наиболее важных различий между фольклорной сказкой исовременной литературной – диаметрально противоположные системы оценокгероя.
В древней форме сказки мы наблюдаем оценку онтологическую или«магическую», в ее теперешнем исполнении – нравственную, ориентированнуюна распространенные нормы морали современного мира.По мнению В. Я. Проппа, чьи идеи были развиты в трудах Е. М.Мелетинского, В. В. Иванова, В. Н. Топорова и других отечественных изарубежных исследователей, фольклорная волшебная сказка хранит следыархаических обрядов инициации или путешествия героя в иной мир, в царствосмерти. Такой сюжет некогда выполнял функцию сохранения и передачи важнойдля выживания человека информации – фиксирование в памяти поколений цепииспытаний, выявляющих магическую мощь героя, его умения на практикеприменять навыки, вытекающие из общих – бытовых и мифологических –представлений о мире.
Если герой благополучно преодолевал испытания, онобретал право считаться полноценным членом племени или даже возглавить его,взяв на себя ответственность за судьбы других людей. [Пропп 1976, 2009;41Мелетинский 1970; Иванов, Топоров, 1974]. Поэтому смысл повествования, изкоторого с течением времени возникла волшебная сказка, состоит не в том,хорошо или плохо с точки зрения морали поступает герой, но в том насколькоправильно он воспринимает мир и умеет использовать его законы в собственныхинтересахиинтересахвоспроизведениисвоихмагическойсородичей.формулыилиОшибкаилиритуаламогутнеточностьвпривестикнежелательным последствиям и навредить всем членам общества.
Такие сюжетыс «ложными», «подставными», не справившимися с испытаниями героями частовстречаются, как в фольклорной сказке, так и в ее современном литературномварианте.Сизменениеммифопоэтическойтрактовкимиранарационально-эмпирическую, магия в сказочном повествовании становится собственно«сказкой», начинает осознаваться как «выдумка», как сознательный вымыселрассказчика ради развлечения и поучения слушателей, вследствие чего«магическая», онтологическая мотивация поведения сказочных персонажейослабевает.