Диссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)), страница 7 Филология (58555): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)) - PDF, страница 7 2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)". PDF-файл из архива "Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Часто создатель повествования о необычайном опирается «нанеточные сведения, суеверия и предрассудки, <…> предания и легенды, а такжена многовековую традицию повествования о необычайном – т. е. миры и сюжеты,созданные его предшественниками. Вот почему большинство фантастических,сказочных, мифологических и т.

п. образов столь «узнаваемо», а многие из них современем превращаются в штампы» [Ковтун 2008: 6]. Эти штампы даже необязательно воспроизводить в подробностях, достаточно указать на наиболееяркие, характерные признаки некоторого явления, и читатель погружается внужную атмосферу.32Сверхъестественные события, рассказы о невозможном, пока недоступномчеловеческомувосприятиюипознанию,составляютважнуючастьхудожественных произведений, особенно это касается фольклорных жанров.Новый всплеск интереса к необычайному пришелся на конец XX в. и был связан сраспространениемвхудожественнойлитературефилософиииэстетикипостмодернизма.

Но, несмотря на безусловное присутствие в литературе элементанеобычайного, его не всегда просто выделить и точно интерпретировать. Элементнеобычайного может иметь эксплицитную выраженность в волшебных исверхъестественных образах, или может быть представлен неявно, «превращаясьв некое «фантастическое начало», включающее особую сюжетную посылку,специфические параметры действия, а порой – всего лишь общую авторскуюустановку на создание заведомо невозможной в реальности ситуации. Различнойможет быть и роль элемента необычайного в раскрытии авторского замысла – отопределяющей до второстепенной» [Ковтун 2008: 7].Несомненными чудесами ведает фантастика и волшебная сказка.

Нопроизведения, повествующие о необычайном, также, как и те, что написаны вдухе реалистичности, знакомят читателя с реальностью, только делают это вособенной форме. Для того чтобы принять мир вымысла, надо с самого началасмириться с характерными условностями, тогда станет понятно, что ввымышленном мире все происходит в силу тех же основных законов, которыевластвуют и в реальной действительности.Говоря об условности, ученые подразумевают два ее типа: первичную ивторичную[Ковтун2008: 26].Первичнаяусловность,связаннаясхудожественным образом, с образным типом мышления, лежащим в основелюбого искусства, употребляется для обозначения образной природы искусства, вт. ч.художественнойлитературы,требующейавторскогосубъективно-эмоционального переосмысления реальности.

С вымыслом в более узком смыслеслова – отказ от следования в повествовании реальной логике событий –соотносится понятие вторичной условности. Согласно «Краткой литературнойэнциклопедии» [1978: 744], вторичная условность – «отличающийся от33жизнеподобия образ, способ создания таких образов; принцип художественногоизображения, сознательное, демонстративное отступление от жизнеподобия», т. е.когда речь заходит о необычайном, о художественном вымысле в литературномпроизведении, имеют в виду именно вторичную условность.Подобно искусству в целом, вымысел уходит корнями в первобытнуюмифологию, сохраняя отчетливую «связь с мифологическими принципамиосмысления и отображения человеческого бытия» [Ковтун 2008: 36 – 37].Согласно научным представлениям, миф – «важнейшее явление вкультурнойисториичеловечества»,т. к.«выражаетмироощущениеиморопонимание эпохи его создания <…> и выступает как наиболее ранняя,соответствующаядревнемуиособеннопервобытномуобществуформамировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком <…>как первоначальная форма духовной культуры человечества» [Мелетинский,Токарев 1991: 12].

Миф первобытным сознанием воспринимается как некаяреальнаядействительность,принятаяпредыдущимипоколениями,всегдасуществовавшая и всегда длящаяся. Мифологическое сознание не разграничиваетестественное и сверхъестественное, не имеет абстрактных понятий, поэтому примифологическом мировосприятии человек не выделяет себя из окружающейсреды, персонифицирует природу и природные явления, воспринимая их вкачествеконкретно-чувственныхиодушевленныхобразов,причинно-следственные связи заменяются прецедентом, когда происхождение предметавыдается за его сущность.Выработка человечеством сложного понятийного аппарата, включающегообобщающие и абстрактные понятия, описывающего и интерпретирующегореальность, привело к утверждению принципа логических умозаключений обокружающем мире.

Сфера мифотворчества стала сужаться и все более тесносоотноситьсясфантазиейивыдумкой,намереннымпредставлениемнесуществующего и небывалого, что выделило искусство в самостоятельнуюобласть человеческой практики.34Важный ассоциативный принцип передачи обобщения через отдельноенаследуется искусством от мифа. «Отдельное – это художественный образ согромным числом эмоциональных ассоциаций, который восполняет ограничениярациональныхформобщения.Однаковотличиеотмифотворчества,художественное творчество не порывает с логикой: троп здесь воспринимается некак сама действительность, а как прием ее выявления» [Мелетинский, Токарев1991: 12].

Таким образом, творческое воображение искусства и мифологическоесознание объединяет способ мышления метафорами, при котором явлениевключаетсявразныеассоциативныепланы,обогащаяпониманиеиинтерпретацию. Осмысление мира искусством – наложение на реальностьотпечатка субъективного восприятия художника и пропускание реальности черезэмоциональную сферу сознания, которое использует образы, т.

е. метафоры ииносказания, что ведет к возникновению множества непохожих друг на другаизображенийреальности,достовернорепрезентирующихсложностьимногомерность бытия.Вымысел, или вторичная условность, как неотъемлемая часть искусстватоже является порождением мифа, при утрате им прежних религиозных функций.Волшебную сказку, опирающуюся на вымысел, принято считать первой«литературной», т. е.

относящейся к сфере искусства, а не религии, формойвторичной условности. «Деритуализация, – отмечает Е. М. Мелетинский, –десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических «событий»,развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, заменамифических героев обыкновенными людьми, мифического времени – сказочнонеопределенным, ослабление или потеря этиологизма, перенесение внимания сколлективных судеб на индивидуальные – все это моменты, ступеньки процессатрансформации мифа в сказку» [Мелетинский 1970: 139].Однако с появлением фольклорной волшебной сказки все еще продолжаетсохранятьсядопущениевозможностисуществованиясверхъестественного,которое проходит несколько стадий.

Поначалу реальный и ирреальный мирытождественны, все еще сохраняется буквальная вера в чудесное, затем возникает35условная вера в чудесное, и наконец, появляется сознательное отрицаниечудесного и отношение к сказке как к вымыслу. Противопоставление реального исверхъестественноговедеткпоявлению«игровогомомента,осознаниюэстетической ценности условной веры в сообщаемое рассказчиком» [Ковтун2008: 40].Для понимания закономерностей развития вымысла важно непрерывноепереосмысление его традиционных схем, наполнение их новым соответствующимэпохе содержанием. Речь идет не только об обновлении проблематики илисюжетного оформления, но и о смене значений, присущих отдельным типамвторичной условности.

Литература XX в. сделала ведущей идею синтезаразнообразных жанровых форм, имеющих дело с необычайным: появляютсяновые формы волшебной сказки, притчи, фэнтези, что позволяет писателямиспользовать в своих произведениях выразительные возможности разнообразныхтипов вымысла.Вымысел как литературный прием, как способ «игры с реальностью» былосознан не так давно – формы «явного вымысла» были внесены в литературуфилософиейиэстетикойпостмодернизмаимеетпостмодернизма.смыслговоритьИменно«овсвязисознательнойсэпохойлитературнойэстетизации сверхъестественного, когда даже абсолютное «злое» и «ужасное»может осознаваться как «прекрасное»» [Ковтун 2008: 41].Вторичнаяусловностьдемонстрируетнаследованиепринциповмифологического мышления тем, что заменяет причинно-следственные связиотношениямисмежности,антропоморфизациейвселеннойисочетаниемобыденного и сверхъестественного, что позволяет говорить о сохранении влитературных произведениях, содержащих вымысел, более глубокой, нежели втекстах,гдевторичнаяусловностьотсутствует,близостисмифомимифологическим сознанием.Восприятиепроизведенияонеобычайномможетпредставлятьопределенную сложность, т.

к. вначале необходимо осознание текста какхудожественного произведения, позволяющего осознать его эстетическую36ценность, т. е. оценить его как произведение искусства, затем следует осознаниесобытий, о которых идет речь, именно как придуманных, заново созданныхписателем. Это становится возможным при некотором договоре между автором вовремя создания текста и читателем во время чтения о том, что необычайноевозможно или реально существует и не противоречит здравому смыслу.Взаимодействие в рамках этого договора – работа и для одной стороны(автора), и для другой (читателя). От читателя требуется подготовленность квосприятию подобного рода текстов: необходим соответствующий опыт«общения» с такой литературой, способность к мысленным экспериментам ипостроению вероятностных моделей.

Автор, со своей стороны, выбираетповествование о необычайном в том случае, если естественная, привычная формавещей не позволяет ему передать всю многогранность бытия, если в привычномне обнаруживается адекватного чувственного облика тому, что переживает автор.Вымысел помогает уловить недоступную непосредственному наблюдению сутьвещей,позволяетощутитьобщее,существенноемеждуописываемымиявлениями, т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее