Диссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)), страница 5

PDF-файл Диссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)), страница 5 Филология (58555): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)) - PDF, страница 5 2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)". PDF-файл из архива "Семиотические основания жанра авторской (литературной) англоязычной сказки (на материале текстов сказок XX – XXI вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

It was not the catching ofcolts that made those rings on the green grass, but the dancing of the little folk to theirown pipers’ tune”). В качестве комментария отметим, что англоязычный фольклоримеет отличительную локальную окраску – это поверья о фейри – феях и эльфах,«маленьком народце» (the little folk), живущем в холмах, о сидах (ши), народеСида (Ши) («иного мира»).Медиальные формулы встречаются в диалоге (типичные выраженияотдельных сказочных персонажей: ‘My turtle-dove’, ‘Now my lovely maid of thewaves') и в магических заклинаниях.

Внутренние медиальные формулы связаны с22элементами сказки. Если внешние медиальные формулы могут отсутствовать безущерба для сказки, то внутренние медиальные формулы являются «темэлементом традиции, которым гордиться любой исполнитель и который придаетсказке высокую художественную ценность» [Рошияну 1974: 98].Заметно, что сказочный канон тяготеет к формульности, повтору инекоторой шаблонности. Эта шаблонность может проявляться в представленииперсонажей – «сказочный герой либо весь белый, либо весь черный, <…> онполностью схематичен» [Франц 2004: 26]. Пространные описания внешностиперсонажей и окружающей природы в сказках заменяются повторяющимися иузнаваемыми определениями, т.

е. читатель готов к тому, что «лес в сказкедолжен быть темным, дворец хрустальным, королевна прекрасной» [Елина1987: 17]. Эти лаконичные определения не мешают восприятию сказки –воображение читателей дополняет сказочное описание.Впредставлениигероеввидитсятакженекотораяхарактернаясхематичность, которая имеет объяснение: сказочные персонажи являютсяносителямиуниверсальныхчертипоэтомулишеныиндивидуальности.Сказочные персонажи «различаются лишь по типу: великодушные и благородныесмельчаки (подчеркнуты нравственные качества), находчивые умники и, чаще,удачливые дураки (на первом плане – умственные способности) и, наконец, людибез характерных черт, случайно попавшие в необычайную ситуацию» [Елина1987: 17]. Сказочный герой либо хороший, либо плохой,его реакциистереотипны: он спасает принцессу, потому что принцесса должна быть спасена,убивает дракона, потому что дракону положено быть убитым, и не боится старойведьмы в лесу, потому что он должен справиться с ее кознями.

Неудивительно,что концовка сказки вполне ожидаема, но сказка не становится от этого менеепривлекательной, хотя и является, по мнению М. Л. фон Франц, соглашающейся сМаксомЛюти(1909 – 1991),швейцарскимфилологом,занимавшимсяисследованием народных преданий, саг и сказок, «некоторой абстракцией, <…>абстрагированной формой местного предания, представленного в более сжатой и23кристаллизованной форме.

Именно в таком виде истории могут передаваться отодного человека к другому и лучше запоминаться» [Франц 2004: 28 – 29].1.2.2. Символизм сказки«Сказочный мир обрисован четко, лаконично, полутонов нет, красокнемного, они контрастные (борются темные и светлые силы), яркие, обычно спреобладанием светлого колорита» [Елина 1987: 17], однако в таком, на первыйвзгляд, плоскостном изображении, есть своя глубина, которая достигается за счетсимволики.

Символы служат обычно для выражения особо важных понятий ипредставлений и повторяются в произведении вновь и вновь, обобщая важныестороны действительности, объединяя ее разные планы в единое целое.По мнению Н. Г. Елиной, «отдельные фигуры, предметы, числа кромепрямого значения имеют еще и символическое: дракон не только чудище, но ивоплощение враждебной стихии, кольцо – символ верности, цветы – юности,добродетели, определенные числа имеют магические свойства» [Елина 1987: 17].Например,числотриявляетсяобразомабсолютногосовершенстваипревосходства (троичный принцип композиции в произведениях искусства),тройка«завершена,онаестьзамкнутоецелое»[Гудимова2002: 134],«магическое» число семь характеризует общую идею вселенной (число днейнедели, количество цветов спектра, тонов в музыке и т. д.), это «знакуниверсального мироправящего начала» [Гудимова 2002: 132], число двенадцатьпринадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурахчисловым шаблонам (двенадцать месяцев года, двенадцать знаков зодиака и т.

д.).Системы символов разных эпох представляют собой некоторый код, знаниекоторогонеобходимодляполноценноговосприятияидеисказочногоповествования. Однако многозначность символов может затруднить пониманиесказки, но такая сложность в восприятии символов обычно нейтрализуетсяситуативным контекстом, в котором они употребляются.24Очевидно, что успешная интерпретация сказки невозможна без полногопонимания общекультурных символов и символов, значимых для определеннойнародности. Символический код может быть понят при условии, что участники иисполнители сказочного действия (рассказчик – слушатели, автор – читательскаяаудитория) находятся в общем для них историческом, культурном и социальномконтексте, и изучение такого кода представляет наибольшие трудности,поскольку требует глубокого проникновения в ту или иную культуру. Тем неменее, выполнение этого условия обеспечивает наиболее полное и точноепонимание и интерпретацию сказки, что, вместе с эстетическим воздействием нааудиторию, является одной из целей этого жанра: за кажущейся простотойразглядеть глубину, за схематичностью увидеть сконденсированные опыт изнания, накопленные человечеством.1.2.3.

Морфологическая структура сказкиИзвестно, что изучение связности сказочного повествования основываетсяна идеях В. Я. Проппа (1895 – 1970), русского и советского филологафольклориста, создавшего сравнительно-типологический метод в фольклоре иявляющегося одним из основоположников современной теории текста.

Ученыйописал общие принципы построения («морфологии») волшебной сказки,объединив в типы сюжеты, различаемые ранее в связи с разным предметнымнаполнением, т. е. «морфология» – это «описание сказки по составным частям иотношению частей друг к другу и к целому» [Пропп 2009: 19]. В своей работе«Морфология волшебной сказки» (1928), оказавшей влияние на развитиеструктурализма и нарратологии, В. Я. Пропп выделяет 31 функцию, в пределахкоторых развивается действие практически всех сказок. Одна функция вытекаетиз другой, по мнению автора, с логической и художественной необходимостью,ни одна функция не исключает другой, при этом «все функции укладываются водин последовательный рассказ» [Пропп 2009: 23], что и составляет связностьсказки.

«Большое количество функций расположено попарно (запрет –25нарушение, выведывание – выдача, борьба – победа, преследование – спасение ит. д.). Другие функции могут быть расположены по группам. Так, вредительство,отсылка, решение противодействовать и отправка из дома составляют завязку.Испытание героя дарителем, его реакция и награждение также составляютнекоторое целое. Наряду с этим имеются одиночные функции (отлучки,наказания, брак и др.)» [Пропп 2009: 50]. Эти наблюдения являются важными дляанализа структурных («морфологических») элементов текста сказки.Морфологическая структура сказки представляет собой цепь потерь (бед,недостач) неких ценностей и их приобретение, связанных между собойдействиями героя.

В сказке отдельные сюжетные звенья обязательно образуютжесткую иерархическую ступенчатую структуру, в которой одни сказочныеценности – средство для достижения других. Структура сказки состоит из двухили из трех основных звеньев – испытаний героя: предварительного (некийдаритель контролирует знание героем правил поведения), основного (подвиг,ведущий к ликвидации первоначальной беды или недостачи) и дополнительного(испытание на идентификацию: герой должен доказать, что именно он совершилподвиг, после чего происходит посрамление соперников и самозванцев).

Финалсказки, как правило, счастливый, часто – свадьба и получение полцарства впридачу. Таким образом, ликвидируется первоначальная беда-недостача, иимеются дополнительные приобретения, оборачивающиеся наградой герою[Мелетинский 1958, Пропп 2009].Итак, мы видим, что пошаговость и жесткая зависимость одних элементовсказки от других («морфологическая структура»), на которые указывал В. Я.Пропп, являются важным текстообразующим элементом анализируемого жанра.Другими словами, развитие сюжета сказки может быть представлено какпоследовательность ситуаций, обстоятельств, в которых оказываются сказочныегерои, разрешение которых ведет к обретению долгожданного счастья.

В этойобщей сюжетной линии выделяются нарративные сегменты при наложении нанарративную схему – завязка, кульминация, развязка. Нарративный сегментзавязки обычно представлен какой-то трудной ситуацией, бедой, с которой26сталкивается герой, недостачей какого-то материального объекта или духовнойценности. Кульминация является самым напряженным моментом в тексте, когдачитатель сопереживает героям в их нелегкой борьбе с силами зла, когда героирешают загадки, выполняют задания, проявляя умение, ловкость, доблесть иотвагу. И, наконец, развязка – это обретение заслуженного счастья послепройденных испытаний.Нами было замечено, что нарративная схема и функции, выделенные В.

Я.Проппом, соотносятся с теорией фрейма. В самых общих чертах фрейм – этоминимальная необходимая совокупность черт какого-то предмета, явления илисобытия, позволяющая их распознавать. Фрейм представляет смысловую рамку,набор некоторых элементов типичной ситуации, которая рассматривается какпоследовательность действий, т. е. при разборе сказки можно говорить о фреймеповествования, типичной форме развертывания сюжета. Таким образом, сказкаможет быть представлена следующим набором фреймов (выберем наиболее частовстречающиеся и всем знакомые):1)исходная ситуация (сообщение о членах семьи, их горестях,будущем герое и т. д.);2)отлучка одного из членов семьи из дома (отправление в дальнийпуть, в лес, на войну и т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее