Диссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано), страница 2

PDF-файл Диссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано), страница 2 Педагогика (56095): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано) - PDF, страница 2 (56095) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано". PDF-файл из архива "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Подчеркнем, что покане выявлено подобного уровня согласованности с другими видамидеятельности. Это подтверждает важность занятий музыкой для ребенка,высокую степень ее влиятельности на развитие взаимодействия различныхмозговых структур. Иерархическая природа музыки, связывающая мотивы вофразы и отдельные звуки в гармонии, приучает ребенка соответственно6мыслить, развивая умение объединять мелкие единицы в более крупные, азатем и в целые структуры. Развитие аналитического левого полушария впроцессе музыкальных занятий способствует успехам, прежде всего, визучении точных наук.Вопросы умственного развития детей привлекали таких зарубежныхученых, как Н.

Краус, Л. Миллер, Г. Орсмонд, Ш. Сузуки, Л. Трейнор и др.Их идеи приняты во внимание Д.К. Кирнарской в ее книге, посвященнойизучению специфики музыкальных способностей. Исследователь отмечает,что «музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительныхнавыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как средивсех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована» [157].Для успешного развития когнитивных способностей детей необходимоцеленаправленноеформированиеихинтеллектуальныхумений,позволяющих в наиболее полной мере применять их в процессе занятий.ВидныеАпраксина,отечественныеБ.В. Асафьев,педагоги-музыканты,А.А.Бороздинов,такие,Н.А.какО.А.Ветлугина,Н.А.Гродзенская, Л.Г.

Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, И.Г. Лаптев, Г.П. Стулова идр. отмечали, что усвоение знаний, формирование умений и навыков вомногом зависит от развития интереса к музыке. При этом данные авторыотмечают взаимосвязь занятий музыкойи расширения информационно-познавательных интересов обучающихся.Вместе с тем, изучение психолого-педагогической и методическойлитературы, анализ диссертационных исследований показали, что внастоящеевремяотсутствуютисследования,рассматривающиеформирование интеллектуальных умений у младших школьников в условияхзанятий в классе фортепиано детской музыкальной школы.Главное противоречие заключается в том, что осваивая музыкальныйинструмент (фортепиано) на индивидуальных занятиях, обеспечивающихтесный контакт педагога и ученика, ребенок нередко испытывает влияниетаких факторов, как авторитарность преподавателя.

Это, в свою очередь,7способствуетпроявлениямпассивностиинезаинтересованностиобучающегося, что отрицательно сказывается как на успешности вприобретении им исполнительских навыков, так и на формированииинтеллектуальных умений, оказывающих развивающее воздействие накогнитивную сферу ребенка в целом.Так образом, проблема исследования заключается в несовпадениизначительной востребованности музыкальных занятий, способных оказыватьсерьезное влияние на развитие когнитивной сферы ребенка и недостаточнойсформированностью их интеллектуальных умений, что очевидно препятствуетосуществлениюуказанноговлияния.Необходимостьпоисканаиболеерациональных путей разрешения данного противоречия обусловила актуальностьисследования и определила его тему – «Формирование интеллектуальныхумений младших школьников в процессе занятий фортепиано».Цельисследования:научнообосноватьиэкспериментальнопроверить возможности формирования интеллектуальных умений младшихшкольниковназанятияхфортепиановусловияхдополнительногообразования.Объект исследования: развивающие взаимосвязанные процессы,происходящие в области когнитивной сферы младших школьников назанятиях в классе фортепиано.Предметисследования:интеллектуальныеумениямладшихшкольников.Гипотеза исследования.

Предполагается, что развитие когнитивнойсферы младших школьников на занятиях фортепиано в детской музыкальнойшколе будет наиболее успешным в том случае, если в центре внимания будетнаходитьсяпроцессформированияинтеллектуальныхумений,представляющих собой опору всех когнитивных способностей ребенка ипсихолого-педагогический инструментарий их развития.Формирование интеллектуальных умений младших школьников будетуспешным в том случае, если:8– освоение фортепиано младшими школьниками будет осуществлятьсяпри высококвалифицированном педагогическом сопровождении в процессенепосредственного контакта с педагогом с применением диалогических,игровых форм работы;– на уроках фортепиано будет поддерживаться и развиваться активныйинтерес обучающихся к самому процессу занятий музыкой;– будет достигнуто оптимальное сочетание методов обучения,направленных на достижение его цели;– в учреждении дополнительного образования будет достигнутасистемность формирования интеллектуальных умений, представляющаясобойвыстроенныйнаопределенномвременномотрезкепроцесс,включающий элементы повторения, закрепления искомых умений, ихприсвоение учащимися как необходимого и естественного проявленияосновных качеств мышления.– будет обеспечено погружение младших школьников в пространствокультурной музыкальной среды.Таким образом, мы предполагаем, что формирование когнитивнойсферымладшихшкольниковбудетуспешнопротекатьприцеленаправленном формировании интеллектуальных умений в условияхзанятийфортепианообучающимсявдетскойосмысленномузыкальнойприменятьихшколе.вЭтопозволитпроцессерешенияинтеллектуальных и креативных задач не только в сфере музыки, но и прирешении вопросов, связанных с любой другой областью деятельности.Задачи исследования:– на основе системного анализа философской, педагогической ипсихологической литературы, обращения к опыту наиболее успешныхпедагогов-пианистов, а также на основе собственного педагогического опытараскрыть возможности формирования интеллектуальных умений младшихшкольников в условиях занятий в классе фортепиано детской музыкальнойшколы;9– выявить факторы, способствующие формированию интеллектуальныхумений младших школьников на занятиях фортепиано и предложитьадекватные им педагогические условия;– обосновать, разработать и проверить на практике педагогическуюмодель формирования интеллектуальных умений младших школьников назанятиях фортепиано в детской музыкальной школе;– выработать критерии оценки интеллектуальных умений младшихшкольников и уровни их проявления в условиях дополнительногообразования;– разработать и экспериментально проверить методику формированияинтеллектуальных умений младших школьников в классе фортепианодетской музыкальной школы, представить педагогические особенностиданной методики и сформулировать рекомендации по ее внедрению.Методологической основой исследования стали:– философские и психолого-педагогические положения: теории познания(А.Н.

Аверьянов,В.А. Крутецкий,Л.С. Выготский,Т.В. Кудрявцев,М.М. Зиновкина,Е.П. Никитинидр.);А.Ф. Лосев,развивающегообучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С.Якиманская и др); формирования интеллектуальных умений и навыков (А.Н.Леонтьев, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер,Н.А. Менчинская, Ж.

Пиаже, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, М.А. Холоднаяи др.);– психолого-педагогические исследования по проблемам психологииспособностей, мышления, интеллекта и креативности (Г.Дж. Айзенк, А. Бине,Р. Кеттелл, В.А. Крутецкий, H.A. Менчинская, Ж. Пиаже, А.И. Савенков,П. Торренс, М.А. Холодная, В. Штерн и др.);– исследования и концепции, отражающие взаимосвязь занятий музыкой иформированием когнитивной сферы учащихся (Н. Краус, Д.К.

Кирнарская,Т.Н. Маляренко, Дж. Маннинг, М. Мантуржевская, Л. Миллер, Г. Орсмонд,М. Серафин, Л. Трейнор, М. Филиппи и др.;10– исследования развития детей младшего школьного возраста в трудах такихотечественныхпсихологов,какЛ.И.Божович,Л.С.Выготский,С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон;–педагогическиеподходы,направленностьопирающиесяобразования:нагуманистическуюличностно-ориентированный(Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Виноградова, В.В. Сериков, И.С.

Якиманская и др.),деятельностный(Б.Г.Ананьев,А.Г.Асмолов,А.Н.Леонтьев,С.Л. Рубинштейн), личностно-деятельностный (Л.П. Буева, И.А. Зимняя,А.Б. Орлов и др.), определяющие обращение к определенным технологиям иметодикам обучения младших школьников;– выявленные в исследованиях В.В. Давыдова, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконинатеоретико-методологические основы учебной деятельности, в том числе,концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов и др.);– труды, посвященные изучению интереса детей к музыке (О.А.

Апраксина,Б.В.Асафьев,В.А. Горский,А.А.Л.Г.Бороздинов,Дмитриева,Н.А.Н.А.Ветлугина,Гродзенская,Л.С.А.Я.Выготский,Журкина,Е.Б. Евладова, Д.Б. Кабалевский, И.Г. Лаптев, С.Л. Рубинштейн);– концепция художественного образования и творческого развития на основепогружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский,Л.П. Печко).Методы исследования:Теоретические–изучение ианализработ отечественныхизарубежных авторов, посвященных исследуемой проблеме; обобщениепедагогическогоопыта,анализсобственногоопытапедагогическойдеятельности работы в качестве преподавателя фортепиано; изучениедирективных и нормативных государственных документов последнеговремени; сопоставление основных идей, ставших теоретической основойисследования.11Эмпирические – работа в качестве преподавателя фортепиано вдетскоймузыкальнойшколе,педагогическоенаблюдение,опрос,интервьюирование, беседа, экспертная оценка, педагогический эксперимент.Опытно-экспериментальная база исследования включает в себяклассыфортепианоДубненскоговучрежденияхметодическогодополнительногообъединенияобразованияМосковскойобласти,включающего школы города Дубны.

В эксперименте приняли также участиеДМШ г. Дубны (директор – Дементьева Т.Н.), ДШИ «Рапсодия» г. Дубны(директорШмагинаЛ.К.)иначальныеклассыМБОУ«Средняяобщеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением иностранныхязыков г. Дубны Московской области». В исследовании приняли участие 68учеников младшего школьного возраста.Исследование включает в себя три этапа.Этапы исследования.На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась научная литература, былосуществлентеоретическийанализсформулированнойпроблемыисследования, изучалась сама организация музыкальной деятельности вобразовательных учреждениях дополнительного образования.На втором этапе (2016-2017 гг.) были окончательно определены искорректированы задачи по организации формирования интеллектуальныхумениймладшихшкольниковназанятияхфортепиановдетскоймузыкальной школе. Разработаны методы формирования интеллектуальныхумений, выявлены педагогические условия, способствующие формированиюумладшихшкольниковинтеллектуальныхуменийпроводилсяформирующий этап экспериментальной работы.На третьем этапе (2017-2018 гг.) было осуществлено обобщениерезультатов, полученных в ходе исследования, сформулированы выводы,происходило оформление текста диссертации, уточнение и проверкаосновных позиций работы.12Втечениивсехтрехэтапов публиковалисьстатьипотемеисследования в научных журналах и сборниках, осуществлялась апробациярезультатов работы в процессе участия в педагогических конференциях исеминарах.Научная новизна исследования заключается в том, что формированиеинтеллектуальных умений младших школьников рассматривается в даннойработе как опора всех когнитивных способностей ребенка и, одновременно,как психолого-педагогический инструментарий их развития, что пока ненашло отражения и научного обоснования в педагогических исследованиях.С позиций сформулированной проблемы и гипотезы исследования данособственное определение понятия «интеллектуальные умения», которыетрактуются в данном исследовании как важный компонент мышления,направленный на осуществление действий, связанных с когнитивнойсферой ребенка и, в первую очередь, с его мыслительной деятельностью,определяющий ее успешность и подлежащий формированию в процессеквалифицированного педагогического сопровождения.Доказана связь между успешным формированием интеллектуальныхумений младших школьников и развитием их мыслительных способностей,проявляющихся в продвижении по линии способности к логическимпостроениям,планированиюдеятельности,сравнениюианализупоступающей информации, улучшении памяти.Выявлены педагогические условия реализации педагогической моделиформирования интеллектуальных умений младших школьников в классефортепиано детской музыкальной школы: организация целеполагающего исистематического воздействия на интеллектуальные умения ученика; опорана гуманистические принципы воспитания, реализованные в системнодеятельностном и личностном подходах; системность занятий, построеннаяна взаимодействии форм учебной работы и эффективных методов обучения,оптимальное сочетание методов обучения, направленных на достижение егоцели; формирование интеллектуальных умений посредством развития13познавательной, коммуникативной, регулятивной и личностной сферребенка; формирование личностного отношения к исполняемой музыке(положительная мотивация), развитие интереса к занятиям; единство ивзаимосвязьформучебнойработы,отражающихактивностьисамостоятельность обучающихся в процессе получения знаний, развитиеспособности самостоятельно формулировать исполнительскую задачу,выявлять проблему и икать пути ее решения, выработка необходимыхнавыков самообразования в области музыкального искусства.Выявлено, что одним из наиболее значимых условий формированиякогнитивных способностей детей младшего школьного возраста являетсяактивно проявленный интерес к музыкальным занятиям, развитие которогопризнается сложной комплексной задачей в условиях детских музыкальныхшкол, для решения которой необходимо взаимовлияние эмоциональной икогнитивной сфер обучающихся в процессе совместных действий педагога иученика.Теоретическая значимость исследования представлена следующимипозициями:построениемпедагогическоймоделиформированияинтеллектуальных умений младших школьников в процессе занятийфортепиано в условиях детской музыкальной школы, которая отражает цель,задачи, принципы, педагогические условия, технологии и методы работы,представляет критерии сформированности интеллектуальных умений иуровни их проявления, а также ожидаемые результаты.В данной работе с позиций исследуемой проблемы предложена новаяформулировка понятия «интеллектуальные умения».Уточнено и развернуто определение «системность формированияинтеллектуальных умений», которое в данной работе трактуется каквыстроенныйнаопределенномвременномотрезкепроцесс,включающий в себя элементы повторения, закрепления искомыхумений, их присвоение учащимися как необходимого и естественногопроявления основных качеств мышления и отражает комплексный подход14к формированию интеллектуальных умений младших школьников назанятиях фортепиано.Достигнутакогнитивныхформализацияспособностейвыявленноймладшихзависимостишкольниковразвитияотуровнясформированности их интеллектуальных умений, показаны уровни ихпроявления и сформулированы критерии, по которым может определятьсятот или иной уровень.Определены и теоретически обоснованы педагогические технологии иметоды,позволяющиеположительновлиятьнаформированиеинтеллектуальных умений младших школьников на занятиях фортепиано вдетской музыкальной школе, такие, как игровые технологии, методыпроблемногообучения,сотрудничества,методыгрупповыетехнологии,методыразвитияпознавательных,педагогикикоммуникативных,организационных умений, методы развития личностных качеств.Практическая значимость исследования заключается в реализацииобоснованной и построенной модели формирования интеллектуальныхумений младших школьников в процессе занятий фортепиано в условияхдетской музыкальной школы.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее