Диссертация (Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока". PDF-файл из архива "Системно-коммуникационный подход к изучению истории Востока", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
4485.3.2. Общественный аспект истории: к проблеме изученияобщины ……………………………………………………...… 4535.3.3. Политический аспект истории: системнокоммуникационный анализ ранних форм государственныхобразований …………………………………………….……... 4605.3.4. Этнический аспект истории: к вопросу о «различении“наций”» ……………...………………….…………...………... 4685.3.5. Религиозный аспект истории: проблема строительствароссийской модели ислама …..….……...…………...………..
480ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………….………...……………………….…..…………. 486БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………..…………..…...…………. 4957ВВЕДЕНИЕАктуальность темы. Современный мир стремительно меняется на нашихглазах благодаря цифровой революции и связанному с ней технологическомупрорыву в самых разных областях науки, техники и повседневной жизни.Развитие высоких технологий, компьютерных сетей, Интернета, искусственногоинтеллекта, растущая автоматизация и роботизация важнейших отраслей мировойэкономики сопровождаются кардинальной трансформацией обществ – какзападных, так и восточных. Д. Бурстин связывает наиболее важные изменениячеловеческого сознания в ХХ в.
с «размножением средств и форм того, что мыназываем “коммуникацией”»1. С ростом социального измерения цифровых формкоммуникации возникают «захватывающие формы коллективного мышления»2.Д. Берри говорит об «обещании коллективного интеллекта», возможности«критически мыслить вместе, опосредованно с помощью технологий»3. В связи сэтими важными изменениями, совпавшими по времени со стремительным«пробуждениемислама» в мусульманских обществах4и стратегическимповоротом России на Восток, проблемы межкультурной коммуникации наразличных уровнях общественных отношений выходят на передний план.После информационно-коммуникационной революции середины ХХ в.
вгуманитарных науках обозначились различные познавательные «повороты»5.Наиболееважнымиизнихдлянастоящегоисследованияявляются1Boorstin, Daniel J. Democracy and Its Discontents: Reflections on Everyday America. New York: Random House,1974. P. 7.2Berry, David M. The Computational Turn: Thinking about the Digital Humanities // Culture Machine. 2011. Vol.
12.P. 9.3Ibid.4Существуют различные версии концепции «исламского пробуждения» (араб. الصحوة اإلسالميةас-сахват алисламийа), как суннитских, так и шиитских. Из них наиболее известна концепция Йусуфа ал-Карадави, в которойрадикальный исламизм критикуется как нечто выходящее за пределы «дозволенного расхождения и осуждаемогораскола». В исламской теоретической мысли нынешнее «пробуждение ислама» обусловлено системным кризисомзападной цивилизации, а не кризисом исламского мира в условиях глобализации.
В некоторых интерпретацияхречь идет о начальном этапе формирования «революционного ислама» (араб. اإلسالم الثوريал-ислам ас-саури) – подэтим эвфемизмом чаще всего скрываются радикальные движения и течения политического ислама. См.: аlQaradawi, Yusuf. Islamic Awakening between Rejection and Extremism.
Islamic Book Trust, 2010.5Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: Новые ориентиры в науках о культуре / Пер. с нем. С. Ташкенова.М.: Новое лит-ное обозрение, 2017.8коммуникативный(Communicativeинформационный(Informationturn)1,turn)3.цифровойПоявление(Digitalturn)2принципиальноиновыхметодологических установок в полной мере затронуло и востоковедение, вкотором сегодня тестируются различные цифровые методы и программныеинструменты для проведения комплексных исследований.Цифровизацияисторическихматериаловсоздаетусловиядлямоделирования социальных систем, реконструкции событий, визуализацииобразов прошлого, в том числе на основе пространственного анализа. Появляютсянедоступные прежде возможности оценивать, моделировать и анализироватьповедение социальных систем, включающих в себя сотни и даже тысячивзаимосвязанных переменных факторов4.
На основе мультиспектральных идругих цифровых технологий восстанавливаются навсегда утраченные, казалосьбы, письменные источники: полустертые тексты древних свитков и палимпсестов,истлевшие страницы средневековых арабографических рукописей и документов,сбитые рельефы эпиграфических памятников и др.Развитиецифровыхтехнологийрасширяеткоммуникационныевозможности человека, социальное взаимодействие между людьми и институтамиобщества становится информационным и транспарентным, оно все большепреодолевает не только культурные, но и языковые барьеры, критически важныев востоковедении. Восток и Запад становятся гораздо ближе друг к другу, чемкогда-либо, порождая этим не только проблемы понимания «Другого», бытовые илокальные конфликты на национальной, расовой или религиозной почве, но идостаточно глубокое взаимопроникновение культур, их конвергенцию.
При этомясно, что восточные общества Кавказа и Центральной Азии, не говоря уже оБлижнем и Дальнем Востоке, Юго-Восточной Азии и Северной Африке,обладают своей собственной спецификой и для их адекватного понимания1Morris, Martin. Rethinking the Communicative Turn: Adorno, Habermas, and the Problem of CommunicativeFreedom. New York: State Univ. of New York Press, 2001.
P. 3.2Бородкин Л.И. «Цифровой поворот» в исторических исследованиях: новая информационная среда или новаяпарадигма? // Профессия – историк (к юбилею Л.П. Репиной) / отв. ред. О.В. Воробьева. М.: Аквилон, 2017. С. 120.3Adams, Frederick. The Informational Turn in Philosophy // Minds and Machines. No 13. 2003. P. 471.4Zadeh L.A. Fuzzy Sets, Fuzzy Logic, and Fuzzy Systems: Selected Papers / Ed. by George J. Klir & Bo Yuan.Singapore–NewJersey–London–Hong Kong: World Scientific, 1996. P. 464.9европоцентрические концепции истории не всегда достаточны, так же как иэксклюзивистскиевосточныеконцепции(исламоцентрическиеидр.).Интенсификация мировых процессов культурного взаимодействия, столкновениезападноцентрическихконфронтацияиз-заивосточноцентрическихнарастающихпротиворечийконцепцийистории,ихполицентрического мирапобуждают востоковедов пересматривать и переопределять подходы, цели изадачи в областях своей научной специализации.Важным следствием информационно-коммуникационной революции сталамеждународная интеграция, интернационализация и информатизация науки,сближающая национальные научные школы Запада и Востока (как важнейшейформы дихотомии Запад/не-Запад), порождающая в том числе многообещающиекоммуникативные методы и инструменты.
Глобализация науки, обусловленнаярасширением возможностей научной коммуникации, заставляет исследователейотказаться от «методологического национализма» в пользу «методологическогокосмополитизма» и мультиметодных подходов транснациональной науки1,смещая фокус внимания с отдельных народов, национальных государств ицивилизаций как основных объектов исследования в сторону международнойистории, общемировых процессов и коммуникаций2. Проблема состоит в том, чтобольшинство цифровых методов и программных инструментов не имеют подсобой общей аналитической основы, единых теоретико-методологическихпринципов, в достаточной мере согласованных с теорией и методологией историиВостока3.Разработкатранснациональногоинформационной(соответственно,версиитакогоинтегративногокросскультурного)подходаикгуманитарному знанию, в которой особенно остро нуждается востоковедение какБек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма / пер. с нем.
М.: Прогресс-традиция, 2007. C. 50. Подробнееоб этом см.: Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. И.М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных. М.: Изд.Дом Высшей школы экономики, 2016. С. 34.2Maiolo, Joseph A. Systems and Boundaries in International History // The International History Review. 2018. Vol. 40.No. 3. P. 576.3Об удачных отечественных разработках в этом направлении исследований, предпринятых в рамкахисторической информатики, см.: Гарскова И.М. Информационные технологии и информационный подход висторической науке // Вестник Российского университета дружбы народов.
Сер.: История России. 2011. № 4. С.110–124; Гарскова И.М. Историческая информатика: методологические и историографические аспекты развития:автореферат дис. … д-ра ист. наук. М. [МГУ], 2018.110комплексная наука, с использованием верифицируемых коммуникативныхмоделей и схем,может существенноусилить содержательную сторону«информационного поворота» в исторической науке, способствуя повышениюстепени объективности и достоверности востоковедческих и исламоведческихисследований,преодолениюнекоторыхидеологическихреинтерпретаций,мифологизации, конъюнктурной политизации, наконец, фальсификации истории.Именно эта фундаментальная научная проблема применительно к историиВостока решается в рамках системно-коммуникационного подхода1.Актуальность темы диссертации обусловлена прежде всего следующимипричинами: 1) возрастанием роли коммуникации и коммуникативных подходов всоциогуманитарных областях знания (в рамках новейшего «коммуникативногоповорота»), в том числе в изучении неоднозначных социальных процессов вкультурно-сложных восточных обществах, особенно тех, которые испытали насебе сильное влияние Запада и потому стали «глубоко разделенными» (Deeplydivided societies); 2) существующим в социогуманитарных науках, и прежде всегов востоковедении, запросом на трансдисциплинарные мультиметодные подходы2:одним из немногих оснований для трансдисциплинарного и интегративногоподхода в востоковедении и исламоведении может выступать коммуникация; 3)дискуссиями об относительности исторического знания и реакцией на них,сформировавшей актуальный запрос на повышение объективности научныхисследований в гуманитарных областях знания; 4) «неоклассическим» (в рамкахпрагматического и технологического «поворотов») движением историческойнауки в сторону прагматизма и рационализации, обусловленным растущейинформатизацией гуманитарного знания и требованием большей верификацииполученных результатов; 5) реакцией Востока на процессы глобализации иглокализации по западным моделям развития, усилением динамичности иАликберов А.К.
Об интегративных подходах к гуманитарному знанию в востоковедении // Труды Отделенияисторико-филологических наук РАН. 2018 / отв. ред. В.А. Тишков; [сост. Н. В. Тарасова]. М.: Наука, 2019. С. 152–164.2Цифровые гуманитарные науки с самого начала развивались на основе методологическоймеждисциплинарности, см.: Thompson, Klein J. Interdisciplining Digital Humanities: Boundary Work in an EmergingField. Ann Arbor, MI: Univ. of Michigan Press, 2014.111мобильности восточных обществ, распространением влияния деструктивнойисламистской идеологии на мусульманскую молодежь и ее радикализацией,возникновением исследовательских задач, направленных на нейтрализацию ипрофилактику религиозно мотивированного экстремизма; 6) ускорением научнотехнического прогресса, появлением новых типов исторических источников – какпервичных,изначальнорожденныхвцифровойформе(Born-Digital),фиксирующих коммуникативную деятельность людей в информационномпространстве, так и вторичных, связанных с цифровизацией письменныхисточников и материальных следов прошлого; 7) ростом внимания историков ивостоковедов к сфере повседневной жизни «простого» человека на Востоке исвязанныхснейсоциальныхпрактик;8)потребностьювнадежноминструментарии для исследования глобальных процессов через локальные, науровне микроистории, в масштабе коммуникационного «мира» конкретногоиндивида как субъекта истории.