Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТАИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ»На правах рукописиГРОМОВА Елена ВладимировнаФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВКЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА(на примере специальности «Народное художественное творчество»)13.00.08 – Теория и методикапрофессионального образованияДиссертацияна соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель:кандидат педагогических наук,Димура И.Н.Санкт-Петербург - 20152ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………….3Глава 1.
Профессиональная компетентность в классическом танце и модельее формирования у учащихся колледжа.1.1. Профессиональная компетентность в классическом танце в системеподготовки артистов балета, ее сущность и содержание…………………………131.2. Факторы, существенно влияющие на формирование профессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа……………………...321.3.
Модель формирования профессиональной компетентности в классическомтанцеучащихсяитехнологияеереализациивколледже……………………………………………………………………………….58Выводы по первой главе…………………………………………………………….80Глава 2. Экспериментальная проверка технологии реализации моделиформирования профессиональной компетентности в классическом танце уучащихсяколледжапоспециальности«Народноехудожественноетворчество».2.1.
Организация экспериментальной проверки технологии реализации моделиформирования профессиональной компетентности в классическом танце уучащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество»..842.2. Реализация технологии формирования профессиональной компетентности вклассическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народноехудожественное творчество» на этапе констатирующего эксперимента………….992.3. Анализ становления профессиональной компетентности в классическом танцеу учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество»на этапе формирующего эксперимента…………………………………………..124Выводы по второй главе…………………………………………………………..149Заключение………………………………………………………………………….154Список литературы…………………………………………………………………161Приложения…………………………………………………………………………1943ВведениеАктуальность данного диссертационного исследования обусловленанеобходимостьюформированияпрофессиональнойкомпетентностивклассическом танце у учащихся колледжа в рамках специальности «Народноехудожественное творчество».
Ведущие российские балетные школы, такие какАкадемия русского балета им. А.Я. Вагановой, наряду со старейшими балетнымишколами за рубежом, используют апробированные технологии формированияпрофессиональной компетентности в классическом танце у учащихся – будущихартистов балета. Русская школа классического танца базируется на методическихпостулатах прославленных практиков педагогики балета - Н.П.Базаровой,А.Я.Вагановой,В.С.Костровицкой,В.П.Мей,А.А.Писарева,Н.Н.Серебренникова и др. Классический танец как учебная дисциплина в системеподготовки артистов балета занимает центральное место и логично вписывается вее исторические традиции, которые обеспечивают эффективность процессаформирования профессиональной компетентности.
В результате – неизменновысокое качество исполнительского мастерства танцовщиков, являющегосядоминантой русской школы классического танца. Но в современных условияхклассический танец как учебная дисциплина включен в подготовку многихтворческих специальностей, которые не связаны напрямую с балетным театром.Сложившаяся система хореографического образования включает в себя множествоучебных заведений разного уровня. Прежде всего, это колледжи, академии иуниверситеты культуры и искусства, - учреждения, где представлены направленияподготовки и специальности, связанные с хореографическим творчеством или те,в которых хореографические дисциплины являются частью цикла специальныхдисциплин.
По данным Министерства образования и науки таких учебныхзаведений в настоящее время насчитывается более 70, среди них более половины колледжи. Одним из самых распространенных направленийподготовкиспециалистов в области хореографического искусства, работающих в сференародного художественного творчества, являются выпускники колледжа по4специальности«Народноехудожественноетворчество(специализация–«хореографическое творчество»)», присваиваемая квалификация – «руководительлюбительского творческого коллектива, преподаватель». Сфера деятельностивыпускников –детское дополнительное образование, где осуществляется обучениедетей основам хореографии, среда любительского хореографического творчества,где ведется обучение танцу, в том числе и классическому, а также созданиехореографических произведений с участием исполнителей-любителей.Насовременномхореографическогоэтапетворчествабыстрогоиразвитиядетскогосферыдополнительноголюбительскогообразования,наблюдается рост количества любительских хореографических коллективов,центров и школ искусств.
Например, в Ленинградской области, при ежегодномросте, в настоящее время (по данным на 2015 год) существует более 850 такихколлективов, среди которых 93 имеют звание «образцовый» и «народный».Также в последнее время расширяется возрастной диапазон и количествововлеченных в эту сферу детей и взрослых.Следствием этого являетсявостребованность высококвалифицированных специалистов, а уровень ихпрофессиональной компетентности в классическом танце становится особенноактуальным.Таким образом, очевидна необходимость формирования профессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности«Народное художественное творчество».Степень разработанности проблемы.Идеи и положения в областипрофессионального образования, а также профессиональной компетентностишироко рассмотрены в трудах В.М.
Журавского, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Курбушко, Л.В.Моисеева, Г.М. Романцева, В.А. Федорова и др. Различные теории опрофессиональном образовании, личностном развитии и профессиональномстановлении специалиста исследовали А.С. Белкин, С.Я. Батышев, В.И.Загвязинский, В.С. Леднев, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.В. Сенриков, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и др. Исследованием структуры профессиональнойкомпетентности в педагогической науке занимались такие ученые как О.В.5Акулова, И.П. Ариадни, Н.В.
Баграмова, Э.Н. Гусинский, В.А. Наперов, Дж.Равен, Ю.И. Турчанинова, С.Ф. Шатилов и др. В современной педагогическойнауке установлены основные положения компетентностного (В.А. Болотов, В.В.Сериков, Е.Е. Федотова, А. Хуторской), программно-целевого (А.Н. Аверьянов,А.Г. Аганбегян, В.Г. Афонасьев, Л.Г. Евланов, Ю.А. Конаржевский, И.С. Ладенко,Б.З. Мильнер, Н.Н.
Моисеев, М.,М. Поташник, С.А.Репнин, П.И. Третьяков и др.)и системного (В.Г. Афонасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, А.Д. Урсул)подходов в профессиональном образовании.Процесс формирования профессиональной компетентности в классическомтанце достаточно глубоко исследован в трудах А.Я. Вагановой, М.А. Ильичевой,В.С. Костровицкой,Ю.И.
Слонимского и др.; структура и содержание этогопроцесса отражены в программах учебных дисциплин и сборниках учебныхпланов, учебных пособиях и учебниках Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Н.П.Ивановского, А.В. Лопухова, В.П. Мэй, В.С. Костровицкой, Н.Н. Серебренникова,А.В. Ширяева и др. Однако проведенный контент - анализ позволяет утверждать,что теоретические основы и факторы, существенно влияющие на процессформирования профессиональной компетентности в классическом танце уучащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество»исследованы не достаточно.Поиск возможностей решения данной проблемы определил логикунастоящего исследования и позволил выявить сложившееся противоречие междунеобходимостьюформированияпрофессиональнойкомпетентностивклассическом танце у учащихся колледжа и недостаточным теоретикометодическимегообеспечениемвпрофессиональнойподготовкепоспециальности «Народное художественное творчество».
Это противоречиеопределилопроблемунеобходимостиисследования,разработкимоделисущностькоторойформированиязаключаетсявпрофессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности«Народное художественное творчество».Всоответствииспроблемойопределенатемадиссертационного6исследования.Объект исследования: профессиональная подготовка учащихся колледжаспециальности «Народное художественное творчество».Предметисследования:содержаниеитехнологияформированияпрофессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжаспециальности «Народное художественное творчество».Цель исследования:проверитьмодельклассическомтанцетеоретически обосновать и экспериментальноформированияупрофессиональнойучащихсяколледжейкомпетентностиспециальностив«Народноехудожественное творчество».Гипотезаклассическомисследования.танцеПрофессиональнаявыпускникаколледжакомпетентностьвперспективыегоопределяетсамореализации в сфере любительского хореографического творчества, чтодиктует необходимость ее формирования.
Эффективность ее формирования вколледже может быть обеспечена, если:- исполнительская подготовка выступает основой профессиональнойкомпетентности в классическом танце;- качественный уровень исполнительской подготовки в классическом танцеобеспечивается этапностью в формировании навыков техники;- профессиональная подготовка носит индивидуально-ориентированныйхарактер, определяемый индивидуальным образовательным маршрутом каждогостудента, с учетом уровня развития его специальных физических кондиций издоровья.Задачи исследования:1.
Раскрыть сущность и содержание профессиональной компетентности вклассическом танце в системе подготовки артистов балета.2. Выявитьфакторы,существенновлияющиенаформированиепрофессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа.3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности вклассическом танце обучаемых и технологию ее реализации в колледже.74. Экспериментальноформированияпроверитьпрофессиональнойтехнологиюкомпетентностиреализациивмоделиклассическомтанцеобучаемых в колледже.Теоретико-методологической основой исследования явился системныймеждисциплинарныйподход,позволяющийиспользоватьтеоретическиеположения как классической и современной педагогической науки, так и другихнаук (философии, психологии, социологии, физиологии, анатомии, статистики идр).
Методологическую основу исследования составили работы отечественных изарубежных ученых, разрабатывающих проблемы профессиональной педагогики,а также исторические источники, архивные документы, философская, психологопедагогическаяиметодическаялитературапопроблемеисследования;документация: образовательные программы, учебно-методические документы,документы планирования и контроля.В процессе решения задач исследования использовались следующиеметоды:теоретические(анализисинтез,обобщение,классификация,прогнозирование, проектирование и моделирование и др.); эмпирические(наблюдение, в том числе и включенное, опросы, беседы, тестирование,анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент) а также методыматематической статистики.Положения, выносимые на защиту:1.