Ответы к экзамену, страница 32
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 32 страницы из PDF
Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в техрождающихся в процессе потока деятельностей противоречиях, которые и являются движущей силой развития60личности. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрение продуктивных (творчество,воображение, целеобразование и т.п.) и инструментально-стилевых (способности, интеллект, характер)проявлений индивидуальности личности.В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидныесвойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источникразвития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире.За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесеные между собой области изученияличности.Индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния наиболее выраженнопроявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры.Методология философии, общенаучные принципы историко-эволюционного системного анализа, деятельностныйподход к пониманию человека позволяют выделить междисциплинарные связи в человекознании и наметить путик пониманию механизмов развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.Гипотеза «рассеивающего отбора».
Помимо общих системных аспектов развития человека вэволюционирующих системах для дифференциальной психологии представляют большой интерес положенияВ.П.Алексеева о так называемом «рассеивающем отборе», бережно поддерживающем вариации, акцентуации,которые возникают в условиях социально—исторического образа жизни. Рассеивающий отбор в человеческихпопуляциях качественно отличается от тех форм отбора, которые действуют в биологической эволюции другихвидов.
«...Как бы широко ни был расселен вид любого животного, его адаптивные возможности ограничены, да ивиды с широкими ареалами, приспособленные к разнообразным биотипам, составляют меньшинство. Человекосвоил практически всю планету и представляет собой едва ли не самый панайкуменный вид Земли. Но этоавтоматически вызывает широкий диапазон изменчивости у современного человека.Большой размах изменчивости, необходимый для процветания и жизнестойкости человеческого вида,представляет собой результат многонаправленности действия отбора, причем многонаправленность этаосуществляется не последовательно, а в отличие от животных одномоментно, в каждую единицу времени.
Отборне стабилизирует изменчивости вида в целом, а, наоборот, подхватывает и закрепляет каждую отклоняющуюсявариацию, потому что всегда или почти всегда для нее находится подходящее место в разнообразной и вечноменяющейся природной и общественной среде; в каких-то условиях любая вариация может получитьпреимущество перед другой. Поэтому отбор у человека, несомненно в прошлом будучи формообразующей силой,в современном обществе ослаблен и выступает не в стабилизирующей, а в рассеивающей форме, и чем дальше,тем эта рассеивающая форма отбора выражена сильнее. При такой форме отбора нет оснований говорить онаправленных изменениях человеческого вида в целом». Гипотеза В.П.Алексеева о рассеивающем действииотбора в условиях жизни человека в обществе, о поддержании вариативности объясняет столь широкий разбросразличных индивидных свойств современного человека, возможность вариативности и эволюционный смыслразличных задатков, темперамента, особенностей телосложения.
Рассеивающий отбор индивидных свойствчеловека в условиях социального образа жизни — порождение историко-эволюционного прогресса,действующего в направлении увеличения вариативности личностей как потенциальных возможностей творческогопроцесса развития культуры.11. Характеристика индивидных свойств человека как «безличных» предпосылок и основанийразвития личности.Асмолов.В качестве системообразующего основания в схеме детерминации развития личности берется совместнаядеятельность. Индивидные свойства человека и социальная среда не являются чем-то внешним по отношению кцеленаправленной деятельности, не понимаются как два «фактора», варьируя которыми по принципу «большеменьше» таинственный кукольник определяет судьбу личности, ее поступки. Они как бы погружены вмногообразные деятельности, и их преобразования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизниличности от преобразований «потока деятельностей».Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности.
Человек рождается как существо социальногенетическое, а его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества.Эти «индивидные свойства» (термин Б.Г.Ананьева) на ранних этапах онтегенеза не представляют собойбиологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в «потоке деятельностей», авыступают как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного путиличности некоторые изменения. Безусловно, индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе жизничеловека, являются условием развития личности. Иногда приписываемый ряду психологов взгляд, будто быдеятельностный подход сбрасывает вообще индивидные свойства со счетов при анализе развития личности, или61утверждение о полном прекращении действия биологических закономерностей развития человека основаны нанедоразумении.
«...Начиная от кроманьонского человека, то есть человека в собственном смысле слова, люди ужеобладают всеми морфологическими свойствами, которые необходимы для процесса дальнейшего безграничногообщественно-исторического развития человека — процесса, теперь уже не требующего каких-либо изменений егонаследственной природы. Таким действительно и является фактический ход развития человека на протяжении техдесятков тысячелетий, которые отделяют нас от первых представлений вида Homo sapiens: с одной стороны,необыкновенные, не имеющие себе равных по значительности и по все более возрастающим темпам измененияусловий и образа жизни человека; с другой стороны, устойчивость его видовых морфологических особенностей,изменчивость которых не выходит за пределы вариантов, не имеющих социально существенногоприспособительного значения.Значит ли это, однако, что на уровне человека происходит остановка всякого филогенетического развития? Чтоприрода человека как выразителя своего вида, раз сложившись, далее не меняется?Если признать это, то тогда необходимо также признать и то, что способности и функции, свойственныесовременным людям, например тончайший фонематический слух...
— все это является продуктомонтогенетических функциональных изменений ,А.Н. Северцов), не зависящих от достижений развитияпредшествующих поколений.Несостоятельность такого допущения очевидна».В деятельностном подходе к изучению личности тем самым речь идет не об остановке биологической эволюциичеловека, а о том, что у человека устойчивы видовые морфологические особенности, не выходящие за пределывариантов, не имеющих социально приспособительного значения. Вопросы же изучения «индивидныхпредпосылок» развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чемнаходят свое выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности, а также втом, как преобразуются индивидные свойства человека в зависимости от социального образа жизни, поройпревращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе непредрешают развитие способностей и характера, точно так же как социальные условия жизни — хижины илидворцы, усвоенные в процессе социализации роли, — сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этихусловиях пекущийся о своем благополучии приспособленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рождениякультуры достоинства.
Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткамдеятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки, впрочем, как и любые индивидныепредпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базойличности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшейнервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь вдеятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние настановление личности.
В связи с этим, например, конституция или какой-либо органический дефект вродехромоты может оказать влияние на формирование личности. Основатели конституционных типологий личности(Э.Кречмер, У.Шелдон, Г.Айзенк) подвергаются критике вовсе не за то, что они пытались выявить связьиндивидных свойств человека с развитием, а за то, как они устанавливали эту связь.При изучении индивидных свойств человека не следует забывать, что они развиваются и преобразуются вконтексте социально-исторического образа жизни общества.Социально-исторический образ жизни — источник развития личности в социогенезе.
В философской методологии,а также в ряде конкретных социальных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется каксовокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида с условиями жизни даннойобщности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития»,которое было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развитияличности, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности.Понятие «социальная ситуация развития», введенное Л.С.Выготским, получило затем право гражданства в детскойи социальной психологии благодаря исследованиям Л.И.Божович и Б.Г.Ананьева.
Говоря о «социальной ситуацииразвития», Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», то есть некий «фактор»,непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условиеосуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как ибез индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности.