Ответы к экзамену, страница 31
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
«Индивид»обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» является58латинский термин «individuum» (индивидуум). Характеризуя личность, также имеют в виду «целостность», нотакую «целостность», которая рождается в обществе. «Индивид» выступает как преимущественно генотипическоеобразование, а его онтогенез характеризуется как реализация определенной филогенетической программы вида,достраиваемой в процессе созревания организма.
В основе созревания индивида лежат в основном адаптивныеприспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно изприспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн).Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Но при этом недолжно произойти подмены терминов, при которой вместо «биологического» употребляется «индивидное»,вместо «социальное» — «личностное», а сам взгляд на проблему соотношения биологического и социальногоостается дуалистическим.Разграничение понятий «индивид» и «личность» имеет не только методологические, но и эмпирическиеоснования. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее концеокажется «личность без телесного индивида», вроде описанного Ю.Тыняновым поручика Киже или различныхмифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феноменМаугли).Трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности изсистемы социальных связей, приходится иногда наблюдать в домах-интернатах для престарелых (В.Ф.Болтенко).При разграничении понятий «индивид» и «личность» в эмпирическом плане самого пристального вниманиязаслуживает обнаруженный психогенетиками феномен «мы-самость» (we-self) — существование одной личности уоднояйцевых близнецов, не могущих существовать друг без друга ни во времени, ни в пространстве.
Одналичность тем самым как бы обслуживается двумя индивидами.Наряду с разграничением понятий «индивид» и «личность» в отечественной и зарубежной психологии прихарактеристике личности используют различные триады: «организм», «социальный индивид», «личность»(М.Г.Ярошевский, Ром Харре); «индивид», «личность», «индивидуальность» (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьевымбыло введено представление об «индивиде», «личности», «субъекте деятельности» и «индивидуальности».
Черезпонятие «индивид» он обозначил «индивидные» природные свойства человека; через понятие «личность» —социальное положение человека в обществе, общественные функции — роли, цели и ценностные ориентации,определяющие социальную биографию человека. Под «субъектом деятельности» Б.Г.Ананьев понимал человека,обладающего сознанием и активно преобразующего мирв познании, труде и т.д., а под «индивидуальностью» — интегративное целостное объединение «индивида»,«личности» и «субъекта деятельности». Сходных взглядов на индивидуальность придерживался В.С.Мерлин,разрабатывающий концепцию «интегральной индивидуальности».Такого рода разграничение разных проявлений жизни личности в обществе является продуктивным, особеннокогда в целях экспериментального исследования ставится задача выделения тех или иных специфическихзакономерностей становления личности.
Вместе с тем при резком разведении личности на различные «триады»возникают определенные затруднения.При анализе соотношений «индивида», «личности» и «индивидуальности» как «элементов» эволюционирующейсистемы анализируются их взаимосвязи в филогенетическом, антропогенетическом, социогенетическом,онтогенетическом и функциональном аспектах их развития, а также ставится вопрос о преобразованиизакономерностей историко-эволюционного процесса в ходе истории вида.При разведении понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в контексте историко-эволюционногоподхода к изучению развития человека не происходит подмены этими понятиями терминов «биологическое» и«социальное».
Сама постановка вопроса о животно-биологическом в человеке, навязанная антропо-центристскойпарадигмой мышления, теряет смысл. Главными вопросами становятся вопросы о преобразованиизакономерностей биологической эволюции в историческом процессе развития общества и о системнойдетерминации жизни личности, способом существования и развития которой является совместная деятельность всоциальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.Второй ориентир — системная схема детерминации развития личности.Основанием этой схемы является совместная деятельность, посредством которой осуществляется развитиеличности в социально-исторической системе координат данной эпохи.Во избежание односторонней интерпретации представлений о совместной деятельности как основания развитияличности необходимо подчеркнуть, что «центром» личности являются не столько сами по себе «узлы» или«иерархии деятельностей» личности в социальном мире, а то, что порождается в многообразных деятельностях,то, ради чего и как человек использует приобретшие для него личностный смысл социальные нормы, ценности,идеалы, в том числе и индивидные свойства, в своей жизни.59На определенном этапе развития личности взаимоотношение между личностью и порождающим еедеятельностным «основанием» изменяется.
Совместная деятельность в конкретной социальной системе попрежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает тудеятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Иначе говоря, в ходе жизниобозначается переход от режима употребления, усвоения культуры — к режиму конструирования различныхсоциальных миров.Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социальногенетическое, а его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества.Эти «индивидные свойства» (термин Б.Г.Ананьева) на ранних этапах онтегенеза не представляют собойбиологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в «потоке деятельностей», авыступают как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного путиличности некоторые изменения.
Безусловно, индивидные предпосылки человека, преобразуясь в ходе жизничеловека, являются условием развития личности.В деятельностном подходе к изучению личности тем самым речь идет не об остановке биологической эволюциичеловека, а о том, что у человека устойчивы видовые морфологические особенности, не выходящие за пределывариантов, не имеющих социально приспособительного значения. Вопросы же изучения «индивидныхпредпосылок» развития личности в онтогенезе заключаются в том, при каких обстоятельствах, каким путем и вчем находят свое выражение закономерности созревания индивида в жизненном пути индивидуальности, атакже в том, как преобразуются индивидные свойства человека в зависимости от социального образа жизни,порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе непредрешают развитие способностей и характера, точно так же как социальные условия жизни — хижины илидворцы, усвоенные в процессе социализации роли, — сами по себе не предопределяют, вырастет ли в этихусловиях пекущийся о своем благополучии приспособленец или же герой, готовый отдать жизнь ради рождениякультуры достоинства.
Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткамдеятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки, впрочем, как и любые индивидныепредпосылки, не представляют собой свойств личности. Эти предпосылки не являются основой или базойличности. В действительности свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшейнервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь вдеятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние настановление личности.При изучении индивидных свойств человека не следует забывать, что они развиваются и преобразуются вконтексте социально-исторического образа жизни общества.Социально-исторический образ жизни — источник развития личности в социогенезе.
В философской методологии,а также в ряде конкретных социальных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется каксовокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида с условиями жизни даннойобщности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития»,которое было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развитияличности, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности.Говоря о «социальной ситуации развития», Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития»,то есть некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности.
Она представляет собойименно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, безкоторого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности.Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает «индивид»,появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю «индивида», сами по себе выступают как«безличные» предпосылки развития личности.Социально-исторический образ жизни личности — источник развития личности, который в ходе жизниличности превращается в ее результат.
В реальности личность никогда не скована рамками заданныхсоциальных ролей. Она — не пассивный слепок культуры, не «ролевой робот», как это порой явно или неявноутверждается в ролевых концепциях личности.Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбираяразличные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как обиндивидуальности, которая своими «личностными действиями» (Д.Б.Эльконин), поступками и деяниямивмешивается в культуру, порой отстаивая себя в культуре, а порой теряя себя в ней.Проявления активности личности возникают не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми илииными потребностями.