Ответы к экзамену, страница 18

Описание файла

PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "к экзамену/зачёту". Всё это находится в предмете "психология личности" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 18 страницы из PDF

Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характернодля зрелых личностей. К другому классу относятся не осознаваемые мотивы. Этот класс значительно больше.и доопределенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.33Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, не значит.Они проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностныесмыслы.Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами.Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы.В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к еемотиву.

Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря,положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции. Эмоции – очень важный показатель и,следовательно, ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить,по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства.Личностный смысл - другая форма проявления мотивов в сознании. Личностный смысл – это переживаниеповышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущегомотива.

В смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивыстимулы, которые, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральныйобъект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный.Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человекасо зданием, то «здание» это у разных людей будет иметь очень разную форму. В одних случаях оно будет подобнопирамиде с одной вершиной - одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующихмотивов) может быть несколько.

Все здание может покоиться на небольшом основании - узкоэгоистическоммотиве - или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в кругжизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть высоким и низким, взависимости от силы ведущего мотива и т. д.Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархическиеотношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.При анализе деятельности единственный путь движения - от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П-МЦ-Д). В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируютсяновые мотивы и потребности (Д-М-П).В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизмасдвига мотива на цель (другой вариант его названия - механизм превращения цели в мотив).Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, современем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.

е. сама становится мотивом.Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительныеэмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делупривить невозможно.Итак, предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройтидлительный период аккумуляции положительных эмоций.Дополнительный материал:Теория деятельности.Любой живой организм – система открытая (Асмолов). Закрытая система самодостаточна, т.е.

ей не требуетсявзаимодействие с внешним миром. У человека есть некие потребности (нужды) в некоторых объектах, с помощьюк-ых данный организм может поддержать собственную жизнедеятельность. Физеологическая нужда (драйв)противопоставляется психологической потребности.Некая физеологическая нужда запускает механизм психофизеологической реакции (еда, питьё, отдых, секс), т.е.есть некий объект, к-ый находится вне живого организма, к-ый может удовлетворить физеологическую нужду.Развитие ребёнка.Ребёнок рождается с набором физиологических нужд, определённых генетически, т.е. они не требуют контролясознания.

Помимо обозначенных нужд (их список гораздо шире, чем то, что описано выше). На врождённыефизеологические нужды указывал Маслоу. Есть ещё врождённые потребности (драйвы) – общение с себеподобными и информация из внешнего мира (интерес к окружающей действительности – познавательнаяпотребность).Статистика: заключённые в одиночные камеры люди живут не больше 5 лет.Когда в организме формируется состояние нужды, из множества объектов внешнего мира (к-ые, вообще говоря,могут быть удовлетворены различным образом), начинается хаотический поиск объекта, способногоудовлетворить эту потребность. ("Хочу не знаю чего").34Теорией деятельности был вскрыт механизм: от природы нам запрограммирована только сама нужда, но объект, спомощью к-ого эта потребность может быть удовлетворена, генетически не заложен (нужда в пище может бытьудовлетворена разными объектами в пределах допустимых физеологических рамках).Вместе с тем в какой-то момент эту поливариативность объектов нужно ограничить (иначе деятельность ч-ка будетносит хаотический характер).

Как только потребность удовлетворяется в первый раз с помощью к-то объекта,происходит опредмечивание потребности. Через механизм импринтинга возникает жёсткая связка междупотребностью и предметом. ("Хочу именно сладкого, солёного и т.д.").Если бы ч-к оставался на уровне животного, его потребности оставались бы на уровне физеологических нужд (егопотребности удовлетворялись бы с помощью ногтей и зубов (аллюзия на Маркса)). Когда объектом, на к-ыйнаправлена потребность, опредмечивается (становится результат человеческого труда), мы имеем дело смотивом.По своей природе нужда не знает объекта. Именно это позволяет человеку адаптироваться в любой среде (примерс Николае I привезли плитку шоколада, он её пожевали выплюнул, сказав "Какая гадость".

т.е. его потребностинашли опредмечивание в других объектах, шоколад с его потребностью не коррелировал).(Подробнее о механизме импринтинга: раньше в роддомах новорожденных первый раз кормили из бутылочки. Врезультате потребность ребёнка в еде опредмечивалась именно в бутылочки с соской, а грудное вскармливаниешло гораздо труднее. Делались выводы о том, что соску проще сосать, но на самом деле механизм другой).Мотив появляется именно тогда, когда потребность человека опредмечивается. При этом сам мотив порождаетновые мотивы (именно поэтому человечесство не стоит на месте, а развивается).Образно говоря, мотив – это предмет потребности. Но мотивы предметы бывают оч-чень разные (от яблока досимфонической музыки).Откуда появляется цель? Как только потребность опредметилась, человек начинает к ней стремится. И он ставитсебе цель: достичь ("Хочу сладкого!") Появляется упорядоченная деятельность человека (до этого былахаотическая – "Хочу не знаю чего").

"Означает ли это, что мотив всегда осознаётся?" У ребёнка достаточно долгоевремя все потребности осознаются (99.9%). Затем вступает в силу закон, согласно к-ому у ч-ка начинаетформироваться бессознательное).Замечание: бессознательное – это не отсутствие сознания! Бессознательное человека имеет социальную(человеческую) природу. У ребёнка, у к-ого сформировалось сознание (Маугли сознанием не обладал, но обладалпсихикой), уже появляется бессознательное, поскольку он находится в определённой среде, к-ая пронизанаправилами. Нравственность, мораль, мировоззрение диктуют нам (людям), что можно и нельзя, хорошо и плохо.Часть этих правил вступают в противоречие с физеологическими потребностями.Ранний Фрейд выделял только одну нужду, к-ая вступает в противоречие с культурой -- эрос.

Позднее он выделилещё и танатос -- стремление к смерти (умерщвить другого или умерщвить себя). Всё существование ч-капродиктовано борьбой именно между этими двумя полюсами. Стремление умереть или выжить может быть иподсознательным.Шкала эрос-танатос противоречит нормам культуры (является "постыдным"). Поэтому Фрейдвыделял 3 я: "Я", "оно" и "сверхъя".Я – это всё, что попадает в сознание человека. Ч-к усваивает эти нормы и правила и усваивает их. Ч-к сначала узналоб этих нормах, а затем интернализировал их и начал руководствоваться этими правилами и нормами (это и стало"сверхъя"). Таким образом, свурхъя -- это 100% культурное.Но именно тогда человек и разграничивает себя, выводя некие свои потребности (физеологическиобусловленные) в сферу бессознательного.

Появляется граница в сознании, делящая ч-ка на сознательное ибессознательное. За эту границу (в область бессознательного) вытесняется всё то, что противоречит сверхъя.Драйвы, к-ые противоречат сверхъя, никуда из человека не делись, а просто вытеснились в областьбессознательного. Эти мотивы и потребности человеком не осознаются. Человек тратит огромные энергитическиеусилия, чтобы поддержать эту искусственно созданную границу.Существует 3 механизма, по к-ым бессознательное прорывается в сферу сознания: 1.

Физиологические реакции(покраснение щёк, кожно-гальваническая реакция, на основе к-ой действует детектор лжи);2. Оговорки и описки;3. Сны.Итак, не все наши мотивы осознаются. Чем больше ограничений общество накладывает на человека (чем болееконформно общество), тем большее количествомотивов вытесняется в бессознательное.Встаёт вопрос: "Мотивов и потребностей чрезвычайно много. Как же мотивы начинают управлять нашимипотребностями? Почему мы не начинаем колебаться между удовлетворением различных потребностей?"Существует так называемая иерархия потребностей и мотивов (Леонтьев). Есть некая ведущая потребность иведущий мотив и подчинённые мотивы и потребности.Именно ведущий мотив управляет нашей деятельностью.

Свежие статьи
Популярно сейчас