Ответы к экзамену, страница 15
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
Животные реагируют на непосредственныехарактеристики объекта (запах, цвет, вкус и т.д.) Абсолютно полноценный человеческий ребёнок, рождённый внормальном мире, но воспитанный не в мире предметов человеческой деятельности, а в мире чистых ощущений,никогда человеком не станет.
Поведение человека не может быть без акта сознания. Деятельность человекапредметна, её протекание подчиняется логике предметного внешнего мира. Заслуга Леонтьева состоит в том, чтоон сказал, что человеческая деятельность имеет принципиально другую природу.Теория деятельности (практический аспект – мотивация персонала)Единственно возможной формой существования живых объектов – активность.Человечность (человеческая сущность) черпается из окружающей среды, к-ая обладает предметностью.
Д-ть ч-капротекает не просто в объектном, а именно в предметном пространстве. Ч-к рождает животным – биологическимобъектом. Ч-к становится Человеком только через взаимодействие с предметной средой. В реальной жизнисоциализированному ч-ку очень сложно отделить предметный мир от объектного. (Объектный мир в данномслучае приравнивается к миру животному).Деятельность подразделяется на четыре уровня:- Вид деятельности (задаётся целью);- Действие (задаётся задачей);- Операция;- Психофизеологические реакции.Животным свойственны некоторые операции в виде рефлексов (условных и безусловных).
Выше животные по этойсхеме не поднимаются.Любой живой организм – система открытая (Асмолов). Закрытая система самодостаточна, т.е. ей не требуетсявзаимодействие с внешним миром. У человека есть некие потребности (нужды) в некоторых объектах, с помощьюк-ых данный организм может поддержать собственную жизнедеятельность. Физеологическая нужда (драйв)противопоставляется психологической потребности.Некая физеологическая нужда запускает механизм психофизеологической реакции (еда, питьё, отдых, секс), т.е.есть некий объект, к-ый находится вне живого организма, к-ый может удовлетворить физеологическую нужду.Развитие ребёнка.Ребёнок рождается с набором физиологических нужд, определённых генетически, т.е. они не требуют контролясознания.
Помимо обозначенных нужд (их список гораздо шире, чем то, что описано выше). На врождённыефизеологические нужды указывал Маслоу. Есть ещё врождённые потребности (драйвы) – общение с себеподобными и информация из внешнего мира (интерес к окружающей действительности – познавательнаяпотребность).Статистика: заключённые в одиночные камеры люди живут не больше 5 лет.Когда в организме формируется состояние нужды, из множества объектов внешнего мира (к-ые, вообще говоря,могут быть удовлетворены различным образом), начинается хаотический поиск объекта, способногоудовлетворить эту потребность. ("Хочу не знаю чего").Теорией деятельности был вскрыт механизм: от природы нам запрограммирована только сама нужда, но объект, спомощью к-ого эта потребность может быть удовлетворена, генетически не заложен (нужда в пище может бытьудовлетворена разными объектами в пределах допустимых физеологических рамках).Вместе с тем в какой-то момент эту поливариативность объектов нужно ограничить (иначе деятельность ч-ка будетносит хаотический характер).
Как только потребность удовлетворяется в первый раз с помощью к-то объекта,28происходит опредмечивание потребности. Через механизм импринтинга возникает жёсткая связка междупотребностью и предметом. ("Хочу именно сладкого, солёного и т.д.").Если бы ч-к оставался на уровне животного, его потребности оставались бы на уровне физеологических нужд (егопотребности удовлетворялись бы с помощью ногтей и зубов (аллюзия на Маркса)).
Когда объектом, на к-ыйнаправлена потребность, опредмечивается (становится результат человеческого труда), мы имеем дело смотивом.По своей природе нужда не знает объекта. Именно это позволяет человеку адаптироваться в любой среде (примерс Николаем I: ему привезли плитку шоколада, он её пожевал выплюнул, сказав "Какая гадость". т.е. егопотребности нашли опредмечивание в других объектах, шоколад с его потребностью не коррелировал).(Подробнее о механизме импринтинга: раньше в роддомах новорожденных первый раз кормили из бутылочки.
Врезультате потребность ребёнка в еде опредмечивалась именно в бутылочки с соской, а грудное вскармливаниешло гораздо труднее. Делались выводы о том, что соску проще сосать, но на самом деле механизм другой).Мотив появляется именно тогда, когда потребность человека опредмечивается. При этом сам мотив порождаетновые мотивы (именно поэтому человечесство не стоит на месте, а развивается).Образно говоря, мотив – это предмет потребности. Но мотивы предметы бывают оч-чень разные (от яблока досимфонической музыки).Откуда появляется цель? Как только потребность опредметилась, человек начинает к ней стремится. И он ставитсебе цель: достичь ("Хочу сладкого!") Появляется упорядоченная деятельность человека (до этого былахаотическая – "Хочу не знаю чего").
"Означает ли это, что мотив всегда осознаётся?" У ребёнка достаточно долгоевремя все потребности осознаются (99.9%). Затем вступает в силу закон, согласно к-ому у ч-ка начинаетформироваться бессознательное).Замечание: бессознательное – это не отсутствие сознания! Бессознательное человека имеет социальную(человеческую) природу. У ребёнка, у к-ого сформировалось сознание (Маугли сознанием не обладал, но обладалпсихикой), уже появляется бессознательное, поскольку он находится в определённой среде, к-ая пронизанаправилами.
Нравственность, мораль, мировоззрение диктуют нам (людям), что можно и нельзя, хорошо и плохо.Часть этих правил вступают в противоречие с физеологическими потребностями.Ранний Фрейд выделял только одну нужду, к-ая вступает в противоречие с культурой – эрос. Позднее он выделилещё и танатос -- стремление к смерти (умерщвить другого или умерщвить себя). Всё существование ч-капродиктовано борьбой именно между этими двумя полюсами. Стремление умереть или выжить может быть иподсознательным.Шкала эрос-танатос противоречит нормам культуры (является "постыдным"). Поэтому Фрейдвыделял 3 я: "Я", "оно" и "сверхъя".Я – это всё, что попадает в сознание человека. Ч-к усваивает эти нормы и правила и усваивает их.
Ч-к сначала узналоб этих нормах, а затем интернализировал их и начал руководствоваться этими правилами и нормами (это и стало"сверхъя"). Таким образом, свурхъя -- это 100% культурное.Но именно тогда человек и разграничивает себя, выводя некие свои потребности (физеологическиобусловленные) в сферу бессознательного. Появляется граница в сознании, делящая ч-ка на сознательное ибессознательное. За эту границу (в область бессознательного) вытесняется всё то, что противоречит сверхъя.Драйвы, к-ые противоречат сверхъя, никуда из человека не делись, а просто вытеснились в областьбессознательного.
Эти мотивы и потребности человеком не осознаются. Человек тратит огромные энергитическиеусилия, чтобы поддержать эту искусственно созданную границу.Существует 3 механизма, по к-ым бессознательное прорывается в сферу сознания: 1. Физиологические реакции(покраснение щёк, кожно-гальваническая реакция, на основе к-ой действует детектор лжи);2. Оговорки и описки;3. Сны.Итак, не все наши мотивы осознаются. Чем больше ограничений общество накладывает на человека (чем болееконформно общество), тем большее количествомотивов вытесняется в бессознательное.Встаёт вопрос: "Мотивов и потребностей чрезвычайно много.
Как же мотивы начинают управлять нашимипотребностями? Почему мы не начинаем колебаться между удовлетворением различных потребностей?"Существует так называемая иерархия потребностей и мотивов (Леонтьев). Есть некая ведущая потребность иведущий мотив и подчинённые мотивы и потребности.Именно ведущий мотив управляет нашей деятельностью. Внешне деятельность может носит определённую форму(напр., обучение) носит одинаковый характер, но мотивируется по-разному (обучение в ВУЗе как средствонеформального общения с себеподобными, как средство положить начало карьере, как возможность получитьбесценные знания и т.д.)Механизм эмоций.
Долгое время психологическая природа эмоций была непонятна. Леонтьев дал теоретическоеобоснование эмоций. Эмоции характеризуют нам, как результат нашей деятельности соотносится с ведущиммотивом. Негативные эмоции возникаеют если текущая деятельность противоречит основному мотиву,29позитивные -- если совпадает. Для того, чтобы возникла эмоция, результат (или процесс) деятельности долженвступить в противоречие с внутренним мироощущением.Личностный смысл. Реальность, в к-ой мы сущетвуем, окращена смысловыми красками. Либо нечто приобретаетособое значение, либо оно (нечто) нейтрально. Как только некий объект приобретает особое значение, возникаетличностный смысл (личностное значение).
При этом важен не сам по себе объект, а его способность(возможность) удовлетворить ведущий мотив. Личностный смысл всегда индивидуален, уникален и имеетжёсткую привязку к объекту. Всё психологическое тестирование, направленное на выявление "оно", затрагиваютименно личностно окрашенные явления.
Цветовой тест Люшера: Специально подобранные 7 цветов. Человеквыбирает из них наиболее приятные для него. По той последовательности, в к-ой человек убирает цвета, можноочень многое сказать о его текущем состоянии. Этот тест создавался более 20 лет. Тест Люшера имеет свои оченьзначительные (в частности культурные) ограничения (для северных народов он не работает, т.к. у них мирмонохроматический).Подстроить свою деятельность под основной мотив нам помогают именно механизмы эмоций и личностныесмыслы.Из учебника Асмолова:Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека.Представления о реактивной и пассивной природе человека всегда были и остаются отличительными признакамиразличных психологических и биологических концепций, основывающихся на идеях механистическогоматериализма, для которого характерен взгляд на человека как на своего рода «машину» (Ж.Ламетри), «автомат»,«ролевой робот» и т.п.
Эти представления отличаются удивительной живучестью, постоянно находя аналогиимежду человеком и его органами и различными техническими устройствами — от камеры-обскура до сложнейшихсовременных электронно-вычислительных машин.Своеобразной иллюстрацией этих принципов может послужить воображаемая перекличка между философами иучеными средневековья, физиологами, работающими в рамках рефлекторного подхода, бихевиористами,представителями когнитивной психологии, создателями «ролевых» теорий личности. Так, Ч.Шеррингтон словноперекликается с Дж.Уотсоном, говоря, что животные являются лишь марионетками, которых явления внешнегомира заставляют совершать то, что они совершают.