Теормин (Маслова) (2012)
Описание файла
PDF-файл из архива "Теормин (Маслова) (2012)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Социология, 4 курс, 3 поток, 2012~1~Лектор: Маслова А.Г.Личности:Огюст Конт – французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположниксоциологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии»и «Система позитивной политики». Конт разрабатывал идею трёх стадий интеллектуальнойэволюции человечества:o Теологическая [с древности до 1300 года] (фиктивная, состояние вымысла) – всеявления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господствосверхъестественного; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной.o Метафизическая [1300-1800] (абстрактная, состояние отвлечённое) – появляютсяотвлеченные философско-спекулятивными понятиями, «мнимые сущности»и выдуманные «первопричины» – «общественный договор», «права человека»,и так далее.
Возникают идеи альтруизма, социальности, позитивной философии,индивидуализма, либерализма и демократии.o Научная [XIX век] (положительная, состояние позитивное) – главенствует научноепознание, возникает социология и начинают изучаться законы функционированиясоциальных систем; устанавливаются связи между явлениями с помощью наблюденийи рассуждений; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистовприходят социократы.Эмиль Дюркгейм – французский социолог и философ, основатель французскойсоциологической школы, один из создателей социологии как самостоятельной науки.Разработал «чёткую» концепцию предмета социологии – считается классиком теориисоциологического метода (подход – «социальный реализм»). Принципы социологии:o общество – часть объективной реальности, включенной в общий порядок природыи имеющей свои специфические законы;o общество первично по отношению к составляющим его людям;o изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческогопроизвола.Эрих Фромм – немецкий социолог, философ, социальный психолог.
В своей книге «Бегствоот свободы» исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западнойкультуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своейничтожности и бессилия.Макс Вебер – немецкий социолог, историк, экономист. Создал «Теорию социальногодействия». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину.Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемыйсмысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Вебер выделяетчетыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:o целерациональное – когда предметы или люди трактуются как средства для достижениясобственных рациональных целей.
Субъект точно представляет цель и выбираетоптимальный вариант её достижения.o ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённогодействия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причемеё достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитанпоследним покидает тонущий корабль);o традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид простовоспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобныхситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, чтои его отцы и деды).o аффективное – определяется эмоциями.Питирим Сорокин – российско-американский социолог и культуролог.
Основоположниктеорий социальной стратификации и социальной мобильности.Социология, 4 курс, 3 поток, 2012~2~Лектор: Маслова А.Г.Теоретический минимум:Социология (по Дюркгейму) – Предметом социологии являются социальные факты,существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативнопринудительной силой.Общество (по Дюркгейму) – не просто люди, нечто особое, которое он определяет каксоциальную реальность.Общество (по Конту) – это органическое единство всего человечества, связанного общимсогласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов.Общество (по Марксу) – это исторически развивающаяся совокупность отношений междулюдьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности.Общество (по Веберу) – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных,то есть ориентированных на других людей действий.Общество (по Парсонсу) – это тип социальной системы, которая как система достигаетпо отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности.Государство – политико-территориальная организация суверенной власти в обществе,обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания,обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории (!Общество нанимаетгосударство!).Страна – территория, имеющая определённые национальные, климатические, культурные,исторические или политические границы.
Страна может как обладать собственнымгосударственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства.Культура – результат человеческой деятельности в ее самых разных проявлениях, включаявсе формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человекоми социумом в целом навыков и умений.Национальность – принадлежность индивида к определённой этнической группе. Каждыйчеловек сам определяет, к какой нации принадлежит.Нация – исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основаннаяна общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данногонарода культуры.Этнос – группа людей, объединённых общими признаками: объективными либосубъективными.
Примеры признаков: происхождение, язык, культура, территория проживания,самосознание и др.Элита – неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управлениясоциумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социумуприспосабливаться к изменяющемуся окружению.Политическая элита – привилегированная группа, которая занимает руководящие позицииво властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений,связанных с использованием власти.Этническая элита – часть этнической группы, которая взяла на себя роль её лидераи политического руководителя.Общественное мнение – усредненная и поддерживаемая большинством точка зренияразличных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознанияи ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.Коллективное сознание – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов,верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.Аномия (патология общества) – ощущение отсутствия норм, возникающее в переходныеи кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещёне установились.Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества;главными продуктами производства становятся информация и знания.Социальный институт – комплекс норм и правил, установок, регулирующих взаимодействиемежду различными социальными слоями.Социология, 4 курс, 3 поток, 2012~3~Лектор: Маслова А.Г.Стратификация – это деление общества на специальные слои (страты) путем объединенияразличных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающеесложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали(социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационнымкритериям (показателям социального статуса).
Делится общество по 4 критериям: власть,престиж, образование, доход.Социальный слой – объединение индивидов с одинаковым социальным статусом, то естьс одинаковым положением в социальном неравенстве.Социальная структура – совокупность упорядоченных, устойчивых отношений междусоциальными слоями, регулируемая социальными институтами.Социальные лифты (Социальная мобильность) – изменение индивидом или группой места,занимаемого в социальной структуре (социальной позиции). Перемещение из одногосоциального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность, был продавцом –стал директором магазина) или в пределах одного и того же социального слоя(горизонтальная мобильность, был булочником – стал мясником).Социальная солидарность – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество,создающая общественное целое.
Она возникает как логическое следствие общественногоразделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.Органическая солидарность (по Дюркгейму) – (индустриальное общество), когда люди всебольше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга (один – плотник,другой – программист).Механическая солидарность (по Дюркгейму) – (доиндустриальное общество), когда всеиндивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт (все идутна охоту).Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности представлятьхарактеристику генеральной.Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности.Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получитьсоциолог в своем исследовании.Закон больших чисел для социологии – совокупное действие большого числа случайныхфакторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящемуот случая.Социология религии – эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е.
тех моментахсоциальной действительности, которые можно увидеть, строго зафиксировать и научноописать.Религия для социолога – совокупность поведенческих актов индивидов и групп, вербальныхдействий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной).Молодежная субкультура – частичная, относительно когерентная система внутри общейсистемы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролеймолодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе.Эволюционизм – система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщеепостепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие.