PDF-лекции, страница 11

PDF-файл PDF-лекции, страница 11 Искусственный интеллект (53271): Лекции - 7 семестрPDF-лекции: Искусственный интеллект - PDF, страница 11 (53271) - СтудИзба2019-09-18СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "PDF-лекции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "искусственный интеллект" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Важной особенностью большинства этих алгоритмовявляется использование эвристической информации. Эвристикой обычно принято называть любоеправило (стратегию, прием), существенно помогающее в решении некоторой задачи.Представление задач в пространстве состоянийОсновные понятияТипичным представителем класса задач, для которых подходит представление в пространствесостояний, является головоломка, известная как игра в пятнадцать – см. рис.

1(а). В ней используетсяпятнадцать пронумерованных (от 1 до 15) подвижных фишек, расположенных в клетках квадрата 44.Одна клетка этого квадрата остается всегда пустой, так что одну из соседних с ней фишек можнопередвинуть на место этой пустой клетки, изменив тем самым местоположение пустой клетки. Заметим,что более простым вариантом этой головоломки является квадрат 33 и восемь фишек на нем – примерсоответствующей задачи показан на рис.1(б).На рис.1(а) изображены две конфигурации фишек. В головоломке требуется преобразоватьпервую, или начальную, конфигурацию во вторую, или целевую конфигурацию. Решением этой задачибудет подходящая последовательность сдвигов фишек, например: передвинуть фишку 8 вверх, фишку 6влево и т.д.111713Рис.1935248101512614а)1591326101437111548122 8 31 6 47  5б)1 2 38  47 6 5Важной особенностью класса задач, к которому принадлежит рассмотренная головоломка,относится наличие в задаче точно определенной начальной ситуации и точно определенной цели.Имеется также некоторое множество операций, или ходов, переводящих одну конфигурацию в другую.Именно из таких ходов состоит искомое решение задачи, которое можно в принципе получить методомпроб и ошибок.

Действительно, отправляясь от начальной ситуации, можно построить конфигурации,возникающие в результате выполнения возможных в этой ситуации ходов, затем построить множествоконфигураций, получающихся после применения следующего хода, и так далее – пока не будетдостигнута целевая конфигурация.Введем теперь основные понятия, используемые при формализации задачи в пространствесостояний. Центральным из них является понятие состояния, характеризующего некоторый момент37решения задачи. Например, для игры в пятнадцать (или в восемь) состояние – это просто некотораяконкретная конфигурация фишек.Среди всех состояний задачи выделяются начальное состояние и целевое состояние, всовокупности определяющие задачу, которую надо решить  примеры их приведены на рис.1.Другим важным понятием является понятие оператора, т.е.

допустимого хода в задаче.Оператор преобразует одно состояние в другое, являясь по сути функцией, определенной на множествесостояний и принимающей значения из этого множества. Для игры в пятнадцать или в восемь удобнеевыделить четыре оператора, соответствующие перемещениям пустой клетки (можно считать ее фишкой«пустышкой») влево, вправо, вверх, вниз. В некоторых случаях оператор может оказатьсянеприменимым к какому-то состоянию: например, операторы сдвига вправо и вниз неприменимы, еслипустая клетка расположена в правом нижнем углу.

Значит, в общем случае оператор является частичноопределенной функцией отображения состояний.В терминах состояний и операторов решение задачи есть определенная последовательностьоператоров, преобразующая начальное состояние в целевое. Решение задачи ищется в пространствесостояний – множестве всех состояний, достижимых из начального состояния при помощи заданныхоператоров. Например, в игре в пятнадцать или в восемь пространство состояний состоит из всехконфигураций фишек, которые могут быть образованы в результате возможных перемещений фишек.Пространство состояний можно представить в виде направленного графа, вершины которогосоответствуют состояниям, а дуги (ребра) – применяемым операторам. Указанные в виде стрелокнаправления соответствуют движению от вершины-аргумента применяемого оператора крезультирующей вершине.

Тогда решение задачи будет путь в этом графе, ведущий от начальногосостояния к целевому. На рис.2 показана часть пространства состояний для игры в пятнадцать: в каждойвершине помещена та конфигурация фишек, которую она представляет. Все дуги между вершинамиявляются двунаправленными, поскольку в этой головоломке для любого оператора есть обратный ему(точнее, множество операторов состоит из двух пар взаимно-обратных операторов: влево-вправо, вверхвниз).Пространства состояний могут быть большими и даже бесконечными, но в любом случаепредполагается счетность множества состояний.Таким образом, в подходе к решению задачи с использованием пространства состояний задачарассматривается как тройка ( SI , O , SG ) , гдеSI – начальное состояние;O – конечное множество операторов, действующих на не более чем счетном множестве состояний;SG – целевое состояние.Дальнейшая формализация решения задачи с использованием пространства состоянийпредполагает выбор некоторой конкретной формы описания состояний задачи.

Для этого могутприменяться любые подходящие структуры – строки, массивы, списки, деревья и т.п. Например, дляигры в пятнадцать или восемь наиболее естественной формой описания состояния будет списокположений фишек или же двумерный массив. Заметим, что от выбора формы описания состояниязависит в общем случае сложность задания операторов задачи, которые должны быть также определеныпри формализации задачи в пространстве состояний.Если для игры в пятнадцать средством формализации выступает язык программирования Лиспили Паскаль, то операторы задачи могут быть описаны в виде четырех соответствующих функцийязыка.

При использовании же продукционного языка, эти операторы задаются в виде правил продукцийвида: «исходное состояние  результирующее состояние».В рассмотренных выше примерах (игры в пятнадцать и восемь) искомое целевое состояниезадавалось явно, т.е. известно было местоположение каждой фишки в целевой конфигурации. В болеесложных случаях игры может быть несколько целевых состояний, либо же целевое состояние можетбыть определено неявно, т.е. охарактеризовано некоторым свойством, например, как состояние, вкотором сумма номеров фишек в верхнем ряду не превосходит 10. В подобных случаях свойство,которому должно удовлетворять целевое состояние, должно быть описано исчерпывающим образом, кпримеру, путем задания булевской функции, реализующей проверку нужного свойства состояниязадачи.Итак, для представления задачи в пространстве состояний необходимо определить следующее: форму описания состояний задачи и описание начального состояния; множество операторов и их воздействий на описания состояний;38 множество целевых состояний или же описание их свойств.Перечисленные составляющие задают неявно граф-пространство состояний, в котором требуетсяпровести поиск решения задачи.

Заметим попутно, что в отличие от такого неявного способа заданияграфа, при явном способе задания все вершины и дуги графа должны быть перечислены, например, спомощью таблиц.Решение задачи в пространстве состояний подразумевает просмотр неявно заданного графа, длячего необходимо преобразование в явную форму достаточно большой его части, включающей искомуюцелевую вершину.

Действительно, просмотр осуществляется как последовательный поиск, или переборвершин, в пространстве состояний. В исходной точке процесса к начальному состоянию применяетсятот или иной оператор и строится новая вершина-состояние, а также связывающие ее с корневойвершиной дуги. На каждом последующем шаге поиска к одной из уже полученных вершин-состоянийприменяется допустимый оператор и строится еще одна вершина графа и связывающие дуги. Этотпроцесс поиска продолжается до тех пор, пока не будет построена вершина, соответствующая целевомусостоянию.Рис.21117131117139524381015126141117131117133529481015126149352481093524810151261411171315126141117139352154810126149352412810156141117131117139352481093524 158 12 610 141512614Примеры пространств состоянийРазберем два характерных примера представления в пространстве состояний, показывающих,что такое представление возможно для различных типов задач.

Подчеркнем заранее, чтопредлагаемые ниже представления, хотя и являются достаточно естественными, не являютсяединственно допустимыми в этих задачах, возможны и другие варианты.Вообще, от выбора представления, т.е. рассмотренных выше составляющих, зависит размер пространства состояний, а значит, иэффективность поиска в нем. Очевидно, желательны представления с малыми пространствами состояний, но нахождение сужающихпространство поиска удачных представлений требует обычно некоторого дополнительного анализа решаемой задачи.Рассмотрим формализацию в пространстве состояний известной задачи о коммивояжере (представляющей классическуюпереборную проблему). Коммивояжер, располагая картой дорог, соединяющей 7 городов (рис. 3), должен построить свой маршрут так,чтобы выехав из города А, посетить каждый из других шести городов B, C, D, E, H, G в точности по одному разу и затем вернуться вABGE39DHРис.

3Cисходный город. В другом, более сложном варианте задачи требуется также, чтобы маршрут имел минимальную протяженность.Состояние решаемой задачи можно задать как список городов, которые уже проехалкоммивояжер к текущему моменту. Тогда возможным состояниям соответствуют списки из элементовA, B, C, D, E, H, G без повторений, исключение составляет только город A, он может встретиться всписке дважды – в начале списка и его конце. Пример списка-состояния – (A B C H). Начальное жесостояние определяется как список (A), а целевое – как любой допустимый список, начинающийся икончающийся элементом A.

Для определенных таким образом состояний задачи операторы задачи могутсоответствовать перемещениям между городами – получаем таким образом 13 операторов.Обратимся теперь к широко известной задаче об обезьяне и банане, простейшую формулировкукоторой мы и рассмотрим. В комнате находятся обезьяна, ящик и связка бананов, которая подвешена кпотолку настолько высоко, что обезьяна может до нее дотянуться, только встав на ящик.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее