Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 61
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 61 страницы из PDF
Все этикатегории находятся сейчас так глубоко в нашем сознании, что мы273практически не можем говорить о мире, не используя их. Анализмировых систем показывает, что категории, информирующие историю, были исторически образованы, по большей части, не болеевека назад.Анализ мировых систем стремится лишить понятие прогрессастатуса траектории и открыть его заново как аналитическую переменную. Бывают исторические системы лучше или хуже (и мыможем спорить о критериях, по которым можно судить об этом).Нет никакой уверенности в том, существует ли линейная тенденция — вверх, вниз или прямо.
Возможно, что линия как раз неровная или, может быть, неопределенная. Если в мире существовалимногочисленные примеры или типы исторических систем и есливсе исторические системы имеют начало и конец, то нам захочетсяпонять, каков процесс возникновения последовательности (временной и пространственной) исторических систем.10.4. Àíàëèòè÷åñêèé ìàðêñèçìСторонники аналитического марксизма представляютсобой весьма разнородное течение в теоретическом плане.Дж.
Роемер в книге «Аналитический марксизм»1 отмечает,что его представители занимаются марксистской проблематикой — анализируют классовые отношения, новые формыэксплуатации, тенденции развития позднекапиталистического общества, полагая при этом, что социализм в своихпотенциях имеет исторические преимущества перед капитализмом, особенно в плане возможностей гуманизации человеческих отношений.
Однако эти социологи не полагаютсяна метод К. Маркса, предпочитая использовать современный теоретико-методологический инструментарий, эмпирические исследования, а также методы математики и моделирования. Более того, некоторые из них вообще ставят подсомнение валидность марксистской методологии.Некоторые аналитические марксисты предметнуюобласть марксизма пытаются сочетать с методологией структурного функционализма.Так, Г. Коуэн в работе «Теория истории Карла Маркса»2основным марксистским постулатам дает функционалистскую интерпретацию: характер общественного сознания,1 Roemer, J.
(ed). Analytical Marxism. Cambridge : Cambridge UniversityPress, 1986.2 Cohen, G. A. Karl Marx’s Theory of History: A Defense. Princeton :Princeton University Press, 1978.274например, объясняется как результат влияния других социальных фактов или утверждается, что существует взаимовлияние всех общественных структур в контексте обществав целом.Эрик Райт в работе «Классы»1 акцент делает на эмпирическом изучении социальных групп людей в современномобществе.
Вывод, к которому приходит автор, состоит в том,что ныне один отдельно взятый индивид может одновременно принадлежать к разным классам. Например, современные менеджеры по своей социальной роли, по существу,выполняют функции буржуазии в отношении пролетариата.Вместе с тем сами менеджеры являются наемными работниками, создающими прибавочную стоимость для капиталистов, и тем самым подвергаются эксплуатации.Наконец, следует отметить, что есть социологи, выступающие за теоретический синтез марксизма с другими социологическими парадигмами. Речь идет о том, что интегральноиспользуется диалектико-материалистический методК. Маркса с другими методологиями, взятыми из немарксистских парадигм.
В таком случае уже создаются принципиально новые социологические парадигмы интегральногохарактера. О них речь пойдет в темах, посвященных специальному рассмотрению интегральной социологии.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿАкадемический марксизм — academic Marxism — современное научное направление, основанное на синтезе марксистской теории, ееосновных положений (признание классов, классовой борьбы, классового сознания, эксплуатации и т.д.) с немарксистскими методами,различными сциентистскими и логическими подходами.Глобальные классовые отношения — global class relations —по Э. Валленрстайну — нарастание классового противоборствапо линии ядро — полупериферия — периферия.Марксизм-ленинизм — Marxism-Leninism — одна из интерпретацийматериалистической концепции истории К. Маркса и диалектикиприроды Ф. Энгельса (наряду с австромарксизмом и т.п.), предпринятая В.
И. Лениным и И. В. Сталиным; идеология и политика,акцентирующие и абсолютизмрующие российские условия империализма, ценности социальной справедливости, революционныепути их достижения.1Wright, E. O. Classes. London : Verso, 1985.275Мир-империя — world-empire — по Э. Валлерстайну — мирсистема, основанный на политическом и военном господстве.Мир-система — world-system — по Э.
Валлерстайну — самодостаточная социальная система с границами и жизненным пространством,определенным характером разделения труда, которая вместе с темвыходит за рамки как государств, так и конкретных культур. В истории человеческой цивилизации существовали два типа мир-систем:мир-империя и мир-экономика.Мир-социализма — world-socialism — по Э. Валлерстайну — гипотетическая перспектива развития человеческой цивилизации,представляющая третий тип мир-системы, основанный на мировомправительстве, которое способно интегрировать как политическое,так и экономическое господство.Мир-экономика — world-economy — по Э. Валлерстайну — современный капиталистический мир-система, основанный на экономическом господстве.Периферия — periphery — по Э.
Валленрстайну — представленагосударствами, производящими главным образом сырье. Преобладаетмалоквалифицированный труд, который жестоко эксплуатируется.Полупериферия — semiperiphery — по Э. Валленрстайну — государства, степень капитализации которых такова, что позволяетпроизводить достаточно технологическую продукцию, вместе с темони зависят от высокоразвитых капиталистических стран. Здесьотсутствует достаточно свободный рынок труда, и к рабочей силемогут применяться политические меры принуждения.Постмарксизм — post-Marxism — совокупность социологическихпарадигм, представители которых пытаются соединить ряд положений К.
Маркса с классическими и современными наработкамисоциологов (в частности существует синтез марксистской теориис фрейдизмом, структурным функционализмом, постструктурализмом и различными постмодернистскими течениями).Ядро — core — по Э. Валлерстайну — центр мировой экономической системы, ведущие индустриально развитые страны мира (США,Япония, страны Западной Европы), эксплуатирующие все остальноемировое сообщество благодаря высокому уровню капитализациии высококвалифицированного труда. В этих странах управлениерабочей силой осуществляется главным образом экономическимиметодами.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1.
Какие внешние социокультурные факторы наложить отпечатокна развитие постмарксистской социологии? А были ли внутренниефакторы для саморазвития марксистской парадигмы?2. Почему, по мнению Ч. Миллса, классический либерализм,и классические социалистические теории перестали адекватно отражать процессы, происходящие в мире?2763.
Как происходило становление марксизма в России? Есть липреемственность между ним и современной российской социологией? Исчерпала ли свой креативный потенциал марксистская социология в нашей стране?4. Что является предметом исследования Э. Валлерштайна?Есть ли преемственность его теории с наработками других известныхВам марксистских социологов?5. Насколько по вашему мнению плодотворен теоретическийсинтез марксистской социологии с другими парадигмами?Êðóãëûé ñòîë «Ñîöèîëîãè÷åñêèé ìàðêñèçì â÷åðàè ñåãîäíÿ»1.
Развитие социологии в СССР и России: проблемы и достижения2. Социологический радикализм Ч. Миллса3. Теория мир-систем Э. Валлерштайна4. Аналитический марксизмËèòåðàòóðà1. Бестужев-Лада, И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества.
Опыт систематизации /И. В. Бестужев-Лада. — М. : Наука, 1984.2. Бухарин, Н. И. Теория исторического материализма.Популярный учебник марксистской социологии / Н. И. Бухарин. —М. : Вече, 2008.3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века /И. Валлерстайн. — М.
: Логос, 2003.4. Валлерстейн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. — СПб. : Университетская книга, 2001.5. Валлерштайн, И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества / И. Валлерстайн // Социологияна пороге XXI века: новые направления исследований. — М., 1998.6. Вехи российской социологии 1950—2000-е годы / под ред.Ж.
Т. Тощенко, Н. В. Романовского. — СПб. : Алетейя, 2010.7. Голенкова, З. Т. История социологической мысли в странахЦентральной и Восточной Европы : учеб. пособие / З. Т. Голенкова,Н. П. Нарбут. — М. : Изд-во РУДН, 2003.8. Голосенко, И. А. Социологическая литература России второйполовины XIX — начала ХХ века : библиографический указатель /И.
А. Голосенко. — М. : Онега, 1995.9. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформации(социологический анализ) / М. К. Горшков. — М., 2000.27710. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992—2002 гг. /М. К. Горшков. — М. 2003.11. Горшков, М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики) / М.
К. Горшков. — М. : Новый хронограф, 2011.12. Давыдов, Ю. Н. Неомарксизм и леворадикальная социология /Ю. Н. Давыдов // История теоретической социологии : в 4-х т. Т. 4 /отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. — СПб. : РХГИ, 2000.13. Давыдов, Ю. Н. Неомарксизм и проблемы социологии культуры / Ю. Н. Давыдов. — М. : Наука, 1979.14. Дмитриев, А. В.