Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 59
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 59 страницы из PDF
Миллс также проявил интерес к исследованию кубинской революции и написал книгу:«Слушайте, янки: революция на Кубе».Как и К. Маркса Ч. Миллса занимала проблематика свободы. Но факторы свободы им трактуются более широко,прежде всего через призму утверждения культуры гуманистической рациональности, предполагающей активную рольчеловека.
Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума.«Свобода, — писал он, — это не только возможностьделать все, что нам вздумается, или делать выбор из заданных вариантов. Свобода — это, прежде всего, возможностьопределить варианты выбора, обсудить их и только потомпринять решение. Вот почему не может быть свободы безповышения роли разума в человеческих делах»1.По мнению Ч. Миллса, как классический либерализм, таки классический социализм исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего, проявляется в политическом бездействии научного сообщества.В этой связи ученый ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: «Почему свободный интеллектдалек от принятия решений власти? Почему сейчас средивласть имущих преобладают крайняя безответственностьи невежество?»21 Миллс, Ч.
Р. Социологическое воображение. М. : Издательский ДомNOTA BENE, 2001. С. 199.2 Там же. С. 209.266Развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Ч. Миллс связывал с идеей об обществе,«в котором все люди будут обладать самостоятельным разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для общества, истории и их личных судеб…Такое общество можно определить как общество, где доминирует истинная общественность, а не массы»1.Возможно, поэтому социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое качествосоциологов, но свободных интеллектуалов вообще.10.3.
È. Âàëëåðøòàéí: ìàðêñèñòñêèé àíàëèç ìèðîâûõñèñòåìЭмманюэль Валлерштайн (Wallerstein) (в русском переводе встречаются также написания Иммануил Валлерштейн,Уоллерстейн, Уоллерстайн; в учебнике при ссылке на работысоциолога сохранено то написание фамилии, которое данов конкретных переводах), американский социолог, родилсяв 1930 году. Образование получил в Колумбийском университете, где ему также была присуждена докторская степень.Свою карьеру социолог начал в 60-е годы как специалистпо африканской культуре.
Но затем занялся проблемой глобальной динамики социоэкономических и культурных процессов, результатом чего явилась книга «Современная мирсистема», за которую ему Американской социологическойассоциацией была присуждена премия имени российскоамериканского социолога П.
А. Сорокина. Э. Валлерштайндалее продолжил историко-социологические исследованияразвития человеческой цивилизации с акцентом на изучение зарождения и развития капитализма. Появляются егоработы «Современный мир-система II» и «Современный мирсистема III», «Капиталистическая цивилизация», которыемногими были оценены как ренессанс К. Маркса в западнойсоциологии.Э. Валлерштайн избирался Президентом Международнойсоциологической ассоциации (1994—1998).Э. Валлерштайна, как и К.
Маркса, интересуют проблемысоциально-экономических различий в контексте разделения1 Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение. М. : Издательский ДомNOTA BENE, 2001. С. 198, 213.267труда. Однако у них разные предметы анализа. В отличиеот К. Маркса, которого интересовали общества и их конкретные социальные компоненты — индивиды, социальныегруппы, классы, общественные институты, — Э.
Валлерштайн выбрал предметом исследования социоэкономические образования, отличающиеся друг от друга характеромразделения труда, которые вместе с тем выходят за рамки,как государств, так и конкретных культур. Такими образованиями являются относительно замкнутые мировые сообщества, названные социологом мир-системами.Любая мир-система состоит из нескольких обществ, имеющих экономическое, политические и культурное своеобразия. Следовательно, это мировое сообщество основываетсяне на определенном консенсусе, а, напротив, на противоборстве социальных сил, стремящихся в принципе расколотьмир-систему.В истории человеческой цивилизации, считает Э.
Валлерштайн, было два типа мир-систем.Первый тип — это мир-империя, который основанна политическом и военном господстве. Примерами миримперии являются Древний Египет, Римская империя, Российская империя.Второй тип мир-системы — это современный капиталистический мир-экономика, основанный, соответственно,на экономическом господстве.Мир-экономика, по мнению Э. Валлерштайна, более стабилен по двум основным причинам:— во-первых, его социальное пространство большее,включает весь земной шар, являясь, по существу, первымглобальным сообществом;— во-вторых, экономическое господство само по себеявляется более стабильным фактором по сравнениюс военно-политическим господством.Социолог не исключает возникновение третьего типамир-системы — мир-социализма, основанного на мировомправительстве, способного интегрировать как политическое,так и экономическое господство.
Но это лишь гипотетическая перспектива развития человеческой цивилизации.Основой социального неравенства мир-экономики является международное разделение труда, что позволяет выделить три группы государств, образующих данное мировоесообщество:268— ядро мир-экономики. Это высокоразвитые капиталистические страны, эксплуатирующие все остальное мировое сообщество благодаря высокому уровню капитализациии высококвалифицированного труда. В этих странах управление рабочей силой осуществляется главным образом экономическими методами;— периферия мир-экономики представлена государствами, производящими главным образом сырье. Преобладает малоквалифицированный труд, который жестоко эксплуатируется.— полупериферию образуют государства, занимающиепромежуточное положение: степень их капитализациитакова, что позволяет производить достаточно технологическую продукцию, вместе с тем они зависят от высокоразвитых капиталистических стран.
Здесь отсутствует достаточносвободный рынок труда, и к рабочей силе могут применятьсяполитические меры принуждения.Итак, по Э. Валлерштайну, в современном мировомсообществе имеет место международное разделение эксплуатации, обусловленное экономическим разделением трудав мире, которое выходит за рамки государственных границ.Более того, неравенство государств является условиемфункционирования мир-экономики. Сама мир-экономика возникла благодаря географической экспансии и колонизации,с чего начался неравный обмен между странами. Капитал,преследуя максимальную прибыль, стремится всячески поддерживать неэквивалентный обмен и ради этого действуетв глобальном масштабе.
Тем самым возникают глобальныеклассовые отношения, существующие между странами.Э. Валлерштайн прогнозирует нарастание классовогопротивоборства по линии ядро — полупериферия — периферия, которое в ближайшие пятьдесят лет приведет к «мировой смуте», великому перераспределению мирового благосостояния, его оттоку от стран, образующих ядро.При этом у Э. Валлерштайна ленинская идея империализма как монополистического, паразитического капитализма получает дальнейшее развитие. По его мнению,ныне спекулятивно-монополистическая экономика теснитрыночно-конкурентную экономику, предполагающую болееили менее эквивалентный товарообмен.
Имеет место увеличение спекулятивных авантюр, использование политического давления для подавления конкуренции, завоевания269привилегированных положений на рынках, что также подрывает основы существующей мир-системы.В результате эпохальной классовой борьбы на глобальном уровне, а также глубинных противоречий, порождаемыхспекулятивно-монополистической экономикой, может возникнуть совершенно другой тип мир-системы.
Любая историческая система имеет свое начало и конец.Однако, считает Э. Валлерштайн, сегодня линия исторического развития как никогда сложная, неустойчивая,неопределенная. «Мне представляется, что [социум] первой половины XXI века по своей сложности, неустойчивости и вместе с тем открытости намного превзойдет все,виденное нами в веке ХХ-м. Я утверждаю это, основываясьна трех исходных посылках… Первая предполагает, что исторические системы, как и любые другие, имеют ограниченныйсрок жизни. У них есть начало и длительный период развития, но в итоге, по мере того как они все дальше отклоняются от равновесия и достигают точки бифуркации, наступает конец.