Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 46
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 46 страницы из PDF
В современном российском обществе получают широкое распространение насилие и жестокость. Является ли это отголоскомнашего тоталитарного прошлого, рецидивом классового редукционизма, идеологической нетерпимости? А может быть возниклипринципиально новые социальные и культурные условия в стране,порождающие эти явления? Или что-то не в порядке с коммуникацией — в смысле, как её трактует Ю. Хабермас? Не произошла ликолонизация жизненного мира россиян новыми экономическимии политическими структурами? Что ещё?2.
Что общего и каковы различия в трактовках путей освобождениячеловека у К. Маркса, Э. Фромма и Ю. Хабермаса? Продвинулись лисовременные общества в этом направлении?3. Сравните перспективы рационализации общественной жизни,как они видятся М. Вебером, К. Маннгеймом и Ю. Хабермасом.Есть ли какие-либо ростки гуманистической рациональности в российском обществе? А в других культурах?4. В чем проявляется самобытность коммуникаций у народов,представляющих цивилизации Запада и Востока? Как в разныхцивилизациях взаимодействуют социальные структуры и жизненные миры? Как влияет на характер коммуникаций народов процессглобализации?*1*1Вопросы повышенной сложности. Для ответа на них используйтеработу: Ерасов, Б.
С. Цивилизации: универсалии и самобытность / отв. ред.Н. Н. Зарубина. М. : Наука, 2002.205Ñåìèíàð «Ìåòàïàðàäèãìàëüíàÿ òåîðèÿ êîììóíèêàòèâíîãîäåéñòâèÿ Þ. Õàáåðìàñà»1. Инновационная трактовка исторического материализма2. Колонизация жизненного мира: агентно-структурный подход3. Особенности современного коммуникационного дискурса4. Факторы эмансипированной коммуникацииËèòåðàòóðà1.
Алексеева, Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. — М. : РОССПЭН, 2000.2. Давыдов, Ю. Н. Теория коммуникативного действияЮ. Хабермаса (метасоциологические итоги социологии ХХ века) /Ю. Н. Давыдов // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 4. —СПб. : РХГИ, 2000.3. Давыдов, Ю. Н.
Хабермас как критик свободы от ценностейв социальной науке / Ю. Н. Давыдов // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 4. — СПб. : РХГИ, 2000.4. Ерасов, Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность /Б. С. Ерасов; отв. ред. Н. Н. Зарубина. — М. : Наука, 2002.5. Кравченко, С. А.
Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.6. Ритцер, Дж. Современные социологические теории /Дж. Ритцер. — М. — СПб. : Питер, 2002.7. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. —Новосибирск : Издательство Новосибирского университета, 1995.8. Фарман, И. П. Социально-культурные проекты ЮргенаХабермаса / И. П. Фарман. — М. : ИФ РАН, 1999.9. Хабермас, Ю. Отношения между системой и жизненным миромв условиях позднего капитализма / Ю. Хабермас // THESIS.
— Весна1993. — Вып. 2. Т. 1.10. Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность /Ю. Хабермас. — М. : KAMI, 1995.11. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас. —М. : Весь мир, 2002.12. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас;пер с нем. М.
М. Беляева, К. В. Костина, Е. Л. Петренко и др. — М. :Весь мир, 2003.13. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас //Вопросы философии. — 1989. — № 2.14. Хабермас, Ю. Модерн — незавершенный проект /Ю. Хабермас // Вопросы философии. — 1992. — № 4.15. Brown, R. H.
Jűrgen Habermas’ Theory of Communicative Action:An Incomplete Project / R. H. Brown, D. Goodman // Handbook of206Social Theory / еdited by G. Ritzer and B. Smart. — London : SAGEPublication, 2001.16. Calhoun, C., Karaganis, J. Critical Theory / C. Calhoun,J. Karaganis // Handbook of Social Theory / еdited by G.
Ritzer andB. Smart. — London : SAGE Publications, 2001.17. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere:An Inquiry into a Category of Bourgeois Society / J. Habermas. —Cambridge : Polity Press, 1962.18. Habermas, J. Communication and the Evolution of Society /J. Habermas. — Boston : Beacon Press, 1979.19. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1. Reasonand Rationalization of Society / J.
Habermas. — Boston : Beacon Press,1984.20. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Vol.2. Lifeworld and System: A Critique of Functionalist Reason /J. Habermas. — Boston: Beacon Press, 1987.21. Outhwait, W. Jűrgen Habermas / W. Outhwait // The BlackwellCompanion to Major Social Theorists / еdited by G. Ritzer.
— Oxford :Blackwell Publishers Ltd, 2000.Ãëàâà 8.Ð. ÝÌÅÐÑÎÍ: ÒÅÎÐÈß ÑÎÖÈÀËÜÍÎÉ ÑÅÒÈРанее были рассмотрены основополагающие теории социального обмена, которые анализировали процессы социального обмена либо на уровне взаимодействия людей в малыхсоциальных группах, либо на уровне отдельно взятых формальных социальных организаций.Однако в реальной жизни современного общества всезначительно сложнее.Акторами социального взаимодействия могут бытьне только отдельные индивиды, но и корпоративные группы,формальные организации. По Р. Эмерсону — актор — «точка[в виде индивидуального или корпоративного актора],в которой сходятся многие обменные отношения»1.Как правило, акторы представлены в виде довольноразветвленной социальной сети — структуры отношений,в которых взаимодействуют социальные субъекты (людиузнают о возможностях работы, отдыха, лечения и т.д., находясь в сети социальной коммуникации, а не от формальныхструктур).Такое взаимодействие объективно происходит одновременно как на микро, так и на макро уровнях.
Кроме того,социальная сеть предполагает, что акторы взаимодействиямогут использовать ряд альтернатив, осуществляя тот илииной выбор, поэтому последствия социального обмена могутбыть неоднозначны: одни из них могут быть в виде того илииного вознаграждения, в то время как другие влекут за собойпотери и санкции. Естественно, что акторы, как правило,мотивированы увеличить позитивную составляющую взаимодействия и уменьшить негативные последствия.1 Emerson, R. M. Exchange Theory. Part II: Exchange Relations andNetworks / R. M.
Emerson // Sociological Theories in Progress. Vol. 2. Boston,MA : Houghton-Mifflin, 1972.208Современный социолог Р. Эмерсон предметом своегоисследования сделал поведение индивидов в сложных многоуровневых социальных контекстах.Ричард Марк Эмерсон (Emerson) — американский социолог, создавший теорию социальной сети, родился в 1925 г.в Солт Лейк Сити. Он окончил Ютовский университет, специализируясь одновременно по социологии и психологии.Защитил докторскую диссертацию в университете Миннесоты на тему: «Детерминанты влияния во взаимодействиигрупп лицом к лицу», став профессиональным социологом.На его социологическое воображение оказал влияниетакой фактор, как горы, окружавшие его родной город, которые постоянно влекли к себе и к восхождению на все новыевершины.
Р. Эмерсон был среди первых американских альпинистов, покоривших Эверест в 1963 году. В этой и других многочисленных экспедициях социолог вместе с женой,антропологом, эмпирически изучал взаимодействие людейв ситуации постоянных рисков, что затем получало теоретическую интерпретацию.
В восхождениях на горы Р. Эмерсон потерял многих близких ему людей, включая семнадцатилетнего сына, но не перестал любить горы и участвоватьв экспедициях, дававших ему бесценный эмпирическийматериал.Так, стала выкристаллизовываться теория социальнойсети, интерпретировавшая неопределенности и риски, властьи зависимость, доверие в обменных отношениях в контекстахкак межличностного взаимодействия, так и влияния структур на взаимодействия людей.С 1965 г. Р. Эмерсон преподавал на социологическомфакультете Вашингтонского Университета.
Он автор работ«Властно-зависимые отношения», «Теория обмена» (в двухчастях), «Социальная теория обмена», «Оперантная психология и теория обмена», «Структурное неравенство: положение и власть в сетевых структурах», «Власть, справедливость и доверие в сетевых обменах» (в соавторстве),«Распределение власти в сетевых обменах: теория и экспериментальные результаты» (в соавторстве), «Сетевые обменыи анализ сложных организаций» (в соавторстве), «К теорииценности в социальном обмене».Р. Эмерсон скоропостижно скончался в 1982 году.
За годдо этого он перенес хирургическую операцию по поводу рака.2098.1. Òåîðåòèêî-ìåòîäîëîãè÷åñêèå êîðíè òåîðèèНа разработку и содержание теории социальной сетиоказала влияние общая идейная атмосфера послевоенноговремени. В то время наиболее актуальными темами социологического и психологического исследования были власть,авторитаризм, национализм, стили властвования, групповаясолидарность, лояльности, возникающие как на микро, таки на макро уровнях.
Сам Р. Эмерсон в начале своей карьерыособо увлекся изучением лидерства и социального влияния.В то время благодаря работам Т. Куна и К. Попперав социальные науки все активнее внедряется логическийпозитивизм — теоретико-методологическая позиция членов «Венского кружка», которые пытались неэмпирическиеаспекты философии, этики и эстетики перевести в формализованный статус выражения эмоций с помощью эмпирического инструментария1. Внутри логического позитивизмашли дискуссии (Т. Адорно, Р. Дарендорф и др.) о «вероятностном» характере законов социальных науках2.
А в самойсоциологии все большую популярность приобретал теоретико-методологический инструментарий теории социальногообмена.Р. Эмерсон сумел аккумулировать эти общественныевеяния и научные новации. В 1973 г. на социологическом факультете Вашингтонского университета он вместес Карен С.
Кук, соавтором ряда своих работ, создает первуюв мире компьютерную социологическую лабораторию дляизучения социального взаимодействия в современном обществе. К этому времени вышли в свет такие работы Р. Эмерсона, как «Оперантная психология и теория обмена»3 и первая часть «Теории обмена»4, в которых четко прослеживались1 Кун, Т.