Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 45
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 45 страницы из PDF
Но по мере того как этот островок сакрального сужается, выявляется также синдром «претензийна значимость», становится заметной «потеря смысла», так занимавшая Вебера. Исчезает различие степени рациональности, которое всегда существовало между областями сакрального и мирского.Потенциал рациональности, высвобождаемый в области обыденнойжизни, до того времени ограничивался и нейтрализовался мировоззрением. С точки зрения структурного подхода, мировоззренияотличались более низким уровнем рациональности по сравнениюс повседневно-бытовым сознанием, но в то же время они былилучше проработаны и артикулированы интеллектуально.
Болеетого, мифические или религиозные взгляды на мир столь глубокоукоренились в практике совершения ритуалов и отправления культов, что мотивы и ценностные ориентации, ненасильственно сформированные в коллективных убеждениях, были защищены от влияния противоречащего им опыта и рационализма повседневнойжизни. В результате секуляризации буржуазной культуры положение меняется. Исчезает иррациональная, свято сохранявшаясясвязующая сила, ограничивавшая рационализм сферой повседневной жизни. Испаряется субстанция фундаментальных убеждений,освященных культурой и не требовавших обоснования.На основании логики процесса рационализации культурыможно определить тот пункт, в направлении которого происходитразвитие модерна в культуре: с ликвидацией разницы в уровнерационализма между сферой мирского поведения и решительноутратившей свое очарование культурой последняя лишается техсвойств, благодаря которым она была в состоянии выполнять идеологические функции…Мир жизни всегда конституируется в форме глобального знания, интерсубъективно разделенного между членами общества.Таким образом, приемлемой заменой отсутствующих ныне идеологий может быть попросту то обстоятельство, что повседневныезнания, появляющиеся в целостной форме, остаются рассеяннымиили, по крайней мере, никогда не достигают такого уровня артикуляции, когда только одно знание может быть принято как имеющеесилу в соответствии со стандартами современной культуры.
Происходит ограбление повседневного сознания, оно лишается своейспособности к синтезированию, становится фрагментированным.Что-то подобное и происходит в действительности. Характерная для западного рационализма дифференциация науки, моралии искусства не только приводит к их обособленному существованиюкак отдельных сфер, разрабатываемых специалистами, но и к ихотделению от самобытно развивающегося в процессе повседневной практики потока традиций.
Этот раскол снова и снова заявляето себе как проблема. Попытки упразднить «философию» и искусство были бунтом против структур, которые подчинили повсед202невное сознание стандартам эксклюзивных экспертных культур,творимых специалистами, развивающихся в соответствии со своейсобственной логикой и недоступных широким массам.Повседневное сознание, отосланное к традициям, претензиикоторых на значимость уже отвергнуты, оказывается вне сферывлияния традиционализма и пребывает в состоянии безнадежногораспада.
Место «ложного» занимает «фрагментированное» сознание, которое препятствует просвещению с помощью механизмаовеществления. Только таким образом выполняются условия колонизации жизненного мира: императивы автономных подсистем,сбросив идеологические покровы, завоевывают, подобно колонизаторам, пришедшим в первобытное общество, жизненный мир извнеи навязывают ему процесс ассимиляции. При этом рассеянныеосколки культуры периферии не складываются в целостную картину, позволяющую ясно представить сущность игры, в которойучаствуют метрополии и мировой рынок…Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿБарьеры коммуникации — communication barriers —по Ю. Хабермасу — факторы, препятствующие утверждению эмансипированной коммуникации.Дискурс — discourse — по Ю. Хабермасу — идеальная рефлексивнаяречевая коммуникация, в которой внешние силы не колонизируютжизненные миры людей, не влияют заданным образом на аргументы,используемые при интерпретации явлений социальной жизни.Естественная коммуникация — natural communication —по Хабермасу — коммуникация, обеспечивавшая аутентичное взаимопонимание благодаря непосредственным общениям, что позволялосохранять идентичных смысловых образов и социальных реалий.Жизненный мир — life-world — по Ю.
Хабермасу — сфера символического воспроизводства, интегрированная благодаря взаимномупониманию, которая включена в коммуникативный контекст.Инструментальное действие — instrumental action —по Ю. Хабермасу — социальное действие, предполагающее единственного социального актора, рационально просчитывающего средствадля достижения цели.Колонизация жизненного мира — colonization of the life world —по Ю. Хабермасу — одна из современных форм отчуждения: структуры современной социальной системы создают барьеры на путик естественной, аутентичной коммуникации людей. Они олицетворяют собой доминирование формальной, инструментальной рациональности, проникновение которой в коммуникативную практику происходит культурное обнищание повседневной жизни, утрата свободы.Коммуникативное действие — communicative action —по Ю.
Хабермасу — социальное действие, наиболее значимое в чело203веческой жизнедеятельности (даже важнее, чем труд), направленноена достижение понимания, гармонизацию планов участников взаимодействия; эффективность коммуникативного действия зависитот степени правды, искренности, справедливости и свободы.Коммуникативный дискурс — communicative discourse —по Ю. Хабермасу — дискурс эмансипированной коммуникации,характерный для жизненного мира людей, который, однако, подвергается давлению со стороны системы (прежде всего, рыночныхструктур, влияющих на развитие публичной сферы).Кризис легитимности — legitimation crisis — по Ю.
Хабермасу —«относительное расхождение между системой и жизненным миром».Социальные структуры, «монетарно-бюрократический комплекс»,государство утрачивают общественную поддержку со стороныжизненных миров конкретных индивидов и социальных групп,соответственно, утрачивается вера в законность существующегосоциального порядка.Легитимность — legitimation — по Ю. Хабермасу — система идей,теоретически обосновывающая законность политической системы,имеющая целью поддержание существующего порядка.Новый национализм — new nationalism — по Ю.
Хабермасу — национализм «материалистический», нацеленный на ограничениягражданства представителям определенных национальностей,в противоположность традиционному культурному или политическому национализму.Постнациональная демократия — postnational democracy —по Ю. Хабермасу — под влиянием политических коммуникация,осуществляемых на глобальном уровне, можно сконструироватьколлективную идентичность, выходящую за пределы нации и удовлетворяющую легитимным условиям постнациональной демократии.Реконструкция исторического материализма — reconstruction ofhistorical materialism — по Ю. Хабермасу — подход к анализу человеческой коммуникации, с позиций современного теоретико-методологического инструментария исторического материализма.Саморефлексия — self-reflection — по Ю.
Хабермасу — способностьлюдей как социальных агентов отражать свое собственное развитие,действовать более сознательно, ответственно, самокритично, автономно от влияния внешних структур. С развитием саморефлексиисвязывается эмансипированная коммуникация, ибо люди могут осознать те внешние силы, которые до сих пор влияли на них латентно.Социальный дискурс — social discourse — по Ю. Хабермасу — рефлексивная речевая коммуникация.Стратегическое действие — strategic action — по Ю. Хабермасу —социальное действие, предполагающее двух и более индивидов,координирующих свои целерациональные действия в достижениисоциальной координации, обусловленной не собственными интересами, а целями систем (экономической, политической и т.д.).204Стратегическое действие по своей сути противоположно коммуникативному действию.Сциентизм — scientism — 1) методологический принцип О.
Контаи других представителей позитивизма, исходящий из того, что ростзнания способствует процветанию человечества; 2) философскоенаправление, трактующее научное знание, как высшую культурнуюценность; 3) воззрение, согласно которому необходимо внедрятьметоды естественных наук в науки социальные, соответственно,пересмотрев функции последних в обществе.Фрагментированное сознание — fragmented consciousness —по Ю. Хабермасу — разновидность «ложного» сознания, суть которого проявляется в утрате способности к синтезированию, в результатечего сознание представляет собой рассеянные осколки культуры.Эмансипированная коммуникация — emancipated communication —по Ю. Хабермасу — коммуникация, предполагающая заинтересованный разум, основанная на развитии саморефлексии, благодаря чемулюди могут осознать те внешние силы, которые до сих пор влиялина них латентно.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1.