Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 40
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 40 страницы из PDF
Фромм рассматривает труд через призму сознательногои бессознательного, конструктивных и деструктивных действий, адекватности данного процесса человеческой природе.179Социолог отмечает, что в условиях рыночного социальногохарактера труд перестает быть моральным или религиознымдолгом и выступает как противоестественное, бессмысленное условие для получения материального вознаграждения,необходимого для содержания самого себя и семьи.Исследование «человеческих отношений» на производстве с отчужденным характером труда показали, что главными стимулами к труду являются деньги, престиж, власть,что у нанятого индивида практически нет возможностейразвивать свой разум, чувство прекрасного, способностик сотрудничеству с другими людьми.
Это приводит к бессознательной враждебности к работе, к идеалу лени и бездеятельности — стремлению получить ту же оплату за меньшийтруд. Бессознательная деструктивность сопутствует и деятельности предпринимателя, который зачастую вынужденпроизводить втайне презираемый товар, но приносящийприбыль.Э. Фромм отмечает, что социологические исследованиятрудовой деятельности, как правило, не учитывают неосознанную неудовлетворенность работой у «удовлетворенных» респондентов, которые однако страдают от различнойнервозности.Есть ли возможность адаптировать организацию трудак природе человека?Э. Фромм ссылается на классический экспериментЭ. Мэйо, в результате которого работницы, выполнявшиету же монотонную сборочную работу телефонных трансформаторов, но сознательно приобщенные к осмысленномуи интересному эксперименту (к их предложениям прислушивались и они нередко принимались), повышали производительность труда даже тогда, когда условия работы заведомо ухудшались.
Заболеваемость среди них упала на 80%по сравнению с общей заболеваемостью, в их среде возниклаатмосфера дружеского общения.Словом, социолог приходит к выводу, что социальнокультурный аспект труда оказывает решающее значениена возможность человека к саморазвитию и на преодолениедеструктивных тенденций в обществе.Отрадно, что в российской социологии предпринимаютсяпопытки возродить интерес к исследованию труда в современных условиях1.1 Тощенко, Ж. Т.
Социология труда: опыт нового прочтения. М. : Мысль,2005.180Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿАвторитарная совесть — authoritarian conscience — по Э. Фромму —совесть, нормами которой являются ценностные суждения, узаконенные каким-либо авторитетом.Гуманистическая совесть — humanistic conscience — по Э. Фромму —совесть, нормами которой являются ценностные суждения, выражающие целостность человека, требующее от него жить плодотворно,развивать полное функционирование личности.Гуманистический психоанализ — humanistic psychoanalysis — социологическая парадигма, созданная Э. Фроммом, имеющая преемственность со многими фрейдистскими идеями и в то же времяразвивающая понимание человеческой природы, рассматривающаячеловека в его телесно-духовной целостности.Демократия участия — participatory democracy — по Э.
Фромму —проработка жизненно важных вопросов в малых группах, что предполагает личный контакт и затрудняет иррациональное воздействиена сознание людей.Здоровое общество — sane society — по Э. Фромму — общество,которое может решать проблемы человеческого существования сообразно природе человека, позволяя индивиду «быть многим».Любовь — love — по Э.
Фромму — объединение с кем-либо или чемлибо при условии сохранения целостности своего собственного «Я».Мазохистская тенденция — masochistic tendency — по Э. Фромму —возможная ориентация по разрешению дисгармонии человеческогосуществования, выражающаяся в попытках приобщения к миру,подчиняясь отдельной личности, социальной группе, организации,Богу и т.д.Неофрейдизм — neo-Freudism — течение в современной социальнойпсихологии, по сравнению с фрейдизмом делающее больший акцентна социальных и культурных детерминантах в жизнедеятельностиличности и общества. Основные представители: Э.
Фромм, К. Хорни,Г. С. Салливан.Нормативный гуманизм — normative humanism — по Э. Фромму —теоретико-методологический инструментарий гуманистическогопсихоанализа.Патологическое общество — pathological society — по Э. Фромму —общество с высшей степенью отчуждения, утверждавшее авторитарное идолопоклонство, вынуждавшее людей бежать от свободы, хотяоно могло по-своему обеспечить индивидам безопасность.Разрушительность — distruction — по Э. Фромму — деструктивность индивида, развившаяся в результате блокировки, котораяпроявляется во враждебности, как по отношению к самому себе, таки другим.Разум — mind — по Э.
Фромму — способность человека мысленнопостигать мир, инструмент для достижения истины в противополож181ность рассудку, представляющему собой способность манипулировать миром вещей при помощи мышления.Рассудок — common sense — по Э. Фромму — способность человекаманипулировать миром вещей при помощи мышления в противоположность разуму, являющегося инструментом для достиженияистины.Роботизм — robotism — по Э.
Фромму — амбивалентный процессв современных западных обществах, проявляющийся, с одной стороны, в автоматизации, а с другой — производстве социальных типовлюдей, работающих как машины.Садистская тенденция — sadistic tendency — по Э. Фромму —возможная ориентация по разрешению дисгармонии человеческогосуществования, выражающаяся в попытках достижения сопричастности с человеческим обществом при помощи власти над миром,посредством господства над другими людьми.Созидательность — creativity — по Э. Фромму — ответ индивидана потребность преодолеть ограниченность своего существования,выраженный в развитии плодотворной энергии, которая проявляетсяв общественно полезном творчестве.Социальный характер — social character — по Э.
Фромму — установки, стремления, общее для большинства представителей однойи той же культуры, что обеспечивает функционирование их общности.Укорененность — embeddedness — по Э. Фромму — стремлениеиндивида не покидать сферу материнской защиты, проявляющеесяу взрослого человека в тесных связях с семьей, родом, коллективом,нацией, государством, церковью, в чем индивид видит для себяфактор безопасности.Человек для себя — homo ego — по Э. Фромму — характерный типиндивидуалистской личности современного общества, в котороминтересы индивида в целом полярны интересам социальных группи обществу.Экзистенциальные дихотомии — existential dichotomies —по Э.
Фромму — фундаментальные противоречия, составляющие сутьчеловеческой природы (дихотомии жизни и смерти, созидательностии разрушительности, укорененности и кровосмешения).зуются политические экстремисты. Почему, по вашему мнению,мстительность так глубоко укоренилась в ментальности многихнародов? Какие меры можно предпринять, чтобы минимизироватьстрасть к мщению?3. В рамках приходящих в Россию новых ценностей практическинет места совести, которая становится «частным» делом.
Однакос умалением совести у иррационализма, вседозволенности почтине остается преград. Человек без совести не ценит собственную жизньдороже вещей, не корит себя за то, что сам не стал творцом, нет у негои сожаления о загубленных жизнях других людей. Не в этом ликроется латентная причина деструктивности в нашей повседневности? И не в этом ли состоят главные трудности нашего движенияк демократическому свободному обществу?4. Развитие рыночных отношений в России уже начинает оказывать влияние на наш социальный характер. Есть ли, по вашему мнению, возможность адаптировать эти отношения к природе человека?5.
Как содержание народных игр соотносится с социальнымхарактером и мировоззрением людей? С позиций социальногои гуманистического психоанализа прокомментируйте такие игрыкак кулачные бои, русская рулетка (смертельно опасная игра: в револьвер вставляется единственный патрон, затем крутится барабан,после чего дуло револьвера подносится к голове играющего, которыйсам нажимает на спусковой курок), эскимосская «дуэль» (проходит«на рогах» в прямом и переносном смысле — соперники ударяютдруг друга собственными головами).
Меняются ли народные игрыв современных обществах?*1Äèñêóññèÿ «Èííîâàöèîííûå ïîäõîäû ê òðàêòîâêå ÷åëîâåêàè îáùåñòâà»1. Человек и его биосоциальная природа.2. Новая характерология.3. Общество: его здоровье и патология.ËèòåðàòóðàÂîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Э. Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности»отмечает, что институт кровной мести существует практическиво всех регионах мира, встречается у весьма миролюбивых народов(гренландцев). За убийство кару должен понести любой представитель клана или семьи, откуда вышел убийца.
Это делает кровопролитие бесконечным — кара ведет к новому витку мести.2. Социологические исследования свидетельствуют, что дажеслухи о злодеяниях могут вызвать жажду мести, чем зачастую поль1821. Алексеева, Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. — М. : РОССПЭН, 2000.*1Вопрос повышенной сложности. Для ответа на него прочитайте следующие работы: Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. М. : Наука,1995 (рекомендуется Лекция 35.
«О мировоззрении»); Фромм, Э. Здоровоеобщество // Психоанализ и культура. М. : Юристъ, 1995; Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1998.1832. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализроссийских и американских политических реалий : уч. пособие /Г. К.
Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. — М. : «Экзамен», 2001.3. Добреньков, В. И. Социология Э. Фромма / В. И. Добреньков //История социологии в Западной Европе и США. — М. : Норма, 1999.4. Додельцев, Р. Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия / Р. Ф. Додельцев. — М. : МГИМО, 1997.5. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. — М. : Аспект Пресс, 1995.6. История социологии в Западной Европе и США / отв.ред. — академик РАН Г.