Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени

Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 11

Описание файла

Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "книги и методические указания". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Такое «обучение», в частности, ведет к тому,что бюрократия не может реагировать на жизненные инновации.Организованный скептицизм — organized scepticism — по Р. Мертону — форма функционирования науки, предполагающая критическую проверку любой теории; один из важнейших факторов становления социологии, предполагающий сомнение в основаниях власти,принятых процедурах исследования и сферы «сакрального» вообще.Ретритизм — retreatism — по Р. Мертону — тип девиантногоповедения, выражающийся в отказе и от культурных целей, и от институциональных средств их достижения.Референтная группа — referenсe group — по Р.

Мертону — группа,типичная для определенной социокультурной системы, выступающая эталоном для индивидов.Ритуализм — ritualism — по Р. Мертону — тип адаптации индивидак новым социокультурным реалиям, связанный с отвержением илипонижением культурных целей, но с соблюдением институциональных средств их достижения.Самоисполняющееся пророчество — self-fulfilling prophecy —по Р. Мертону — предрасположенность индивидов к материализациипредсказаний и божественных откровений, которая может усиливаться посредством соответствующей подготовки общественногомнения.

В результате на сознательном и бессознательном уровняхлюди адаптируют, изменяют свое поведение сообразно пророчествам.Это приводит к тому, что зачастую пророчества сбываются.Сетевой баланс — net balance — по Р. Мертону — совокупное влияние функций, дисфункций а также нефункциональных элементовсоциальной системы.Теория среднего уровня — middle-range theory — теория, основаннаяна методологическом инструментарии, разработанном Р.

Мертоном,призвана осуществить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования отдельных областей общественнойжизни.Уничтожение через поглощение — obliteration by incorporation —по Р. Мертону — процесс, в ходе которого идеи, выдвинутые тем илииным автором, прежде всего научные концепции, получившие весьмаширокое распространение, превращаются, по существу, в обыденноезнание, утрачивая корни авторства, так что лишь очень немногиезнают, кто является их истинным создателем.Функциональные альтернативы — functional alternatives —по Р.

Мертону — диапазон вариаций в социальных явлениях, прикоторых они могут выполнять аналогичные функции в социальнойструктуре (политическая идеология может быть функциональнойальтернативой религии).Эффект Матфея — Matthew-effect — по Р. Мертону — работы,опубликованные признанными учеными, имеют большее общественное признание, их чаще цитируют, чем примерно аналогичные45работы других исследователей, что, по существу, свидетельствуето партикуляризме с научной сфере.Явная функция — manifest function — по Р.

Мертону — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулированиеи приспособление системы и которые входили в намерение и осознавались участниками системы.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. По Р. Мертону, определенный сегмент общества можетбыть функционален, дисфункционален или нефункционален.Проанализируйте этот постулат на примере «закрытого» лечебногоучреждения. Что произойдет, если число «закрытых» заведений подобного толка станет увеличиваться?2. Вы учитесь в институте или университете.

Его явная функция — давать студентам знания. Что вы думаете по поводу утверждения о том, что одна из его латентных функций — сокращениерождаемости. Какие ещё латентные функции есть у высших учебныхзаведений?3. На основе изученного случая — способы адаптации индивидовк политическим реалиям — сделайте прогноз о характере политической жизни в России в обозримом будущем. Каковы, на ваш взгляд,перспективы её упорядочения в направлении движения к двухпартийной системе, по аналогии с рядом западных стран?4. С позиции мертоновской концепции адаптации индивидов к социальным реалиям, проанализируйте отношение различных типовакторов к славе и известности?*15.

Насколько актуальна проблема обучение неспособности для российских управленцев, которые пока лишь постигают «дух капитализма», предполагающий строгое следование инструкциям? Покажитеамбивалентную функциональность практик обучения неспособности.Ñåìèíàð «Ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëèñòñêàÿ òåîðèÿñðåäíåãî óðîâíÿ»1. Функциональность, дисфункциональность и нефункциональность социальных институтов.2.

Явные и латентные функции экономических, политическихи образовательных институтов российского общества.3. Новые подходы к аномии.4. Проблема «обучения неспособности» в наше время.* Вопрос повышенной сложности. Для ответа на него требуется творческое прочтение работы Р. Мертона «Социальная теория и социальнаяструктура».46Ëèòåðàòóðà1. Американская социологическая мысль. — М. : МГУ, 1994.2. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализроссийских и американских политических реалий / Г. К.

Ашин,С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. — М. : Экзамен, 2001.3. Батыгин, Г. С. История социологии : учебник / Г. С. Батыгин,Д. Г. Подвойский. — М. : Высшее образование и наука, 2007.4. Воронцов, А. В. История социологии : учебник для бакалавров /А. В. Воронцов, И. А. Громов, М. Б. Глотов. — М. : Юрайт, 2013.5. Горшков, М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) / М. К. Горшков. — М. : Новый хронограф,2011.6. Девятко, И.

Ф. Р. Мертон и его теория «среднего уровня» /И. Ф. Девятко // История теоретической социологии. Т. 3. — М. :Канон, 1998.7. Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадьпо истории социологии. — М. : ГУ ВШЭ, 2001.8. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.9. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура /Р.

Мертон // Социс. — 1992. — № 2—4.10. Мертон, Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон //Американская социологическая мысль. Тексты. — М. : МГУ, 1994.11. Мертон, Р. Наука и социальный порядок / Р. Мертон //Личность, Культура. Общество.

2000. Т. II. Вып. 2. — М., 2000.12. Покровский, Н. Е. Проблема аномии в современном обществе /Н. Е. Покровский. — М. : МГИМО, 1995.13. Покровский, Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализмаР. Мертона / Н. Е. Покровский // Социс. — 1992. — № 2.14. Покровский, Н. Е. Воспоминания о Роберте Кинге Мертоне /Н. Е. Покровский // http: // www.sociolog.net / vospomin.html15. Современная американская социология. — М.

: МГУ, 1994.16. Ритцер, Дж. Современные социологические теории /Дж. Ритцер. — М. — СПб. : Питер, 2002.17. Merton, R. On the Shoulders of Giants / R. Merton. — Chicago :University of Chicago Press, 1993.18. Merton, R. Sociological Ambivalence and Other Essays /R. Merton. — N.Y., 1976.19. Merton, R. The Unanticipated Consequences of Purposive Action /R. Merton // American Sociological Review, 1936. Vol.1.20. Sztompka, P. Robert K. Merton / P.

Sztompka // The BlackwellCompanion to Major Social Theorists. Edited by G. Ritzer. — Oxford :Blackwell Publishers Ltd, 2000.47Ãëàâà 2.Ï. ÁÅÐÃÅÐ È Ò. ËÓÊÌÀÍ: ÑÎÂÐÅÌÅÍÍÀßÑÎÖÈÎËÎÃÈß ÇÍÀÍÈßВ исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана впервые весьмарельефно был поставлен вопрос о том, что классическиесоциологические парадигмы, основанные на сциентизме,объективистских интерпретациях общественного развития,на стремлении открыть как можно больше все новых и новых«общих законов», вошли в противоречие с характером исторических перемен. Они абсолютизировали обезличенныесоциальные механизмы и игнорировали субъективный фактор, возвеличивали «прогрессивное развитие» от стадиик стадии и умаляли хаос, факты «развития наоборот» от высшего к низшему, менее развитому, примитивному.Классическая социология исходила из монистическоговидения мира, несмотря на его разнообразие.

И самое главное — она не давала модели анализа действующих субъектов,не показывала их способность конструировать саму социальную реальность, оказывать обратное влияние на обществои его институциональные структуры. Новаторские теоретические и методологические подходы, неординарное социологическое воображение П. Бергера и Т. Лукмана в значительной степени позволили преодолеть кризис социологическойнауки.Это стало возможным благодаря обращению ученыхк феноменологической философии, социологии А. Шютцаи К.

Маннгейма, которые рассматривали социальный мирв соотнесении с представлениями индивидов, их мотивами,особенно знаниями повседневности. «Мы считаем, — пишутП. Бергера и Т. Лукмана, — что социология знания имеет делос анализом социального конструирования реальности»1.1 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Издательство «Медум», 1995. С. 13.48Характер знания и, самое важное, осознание действующимсоциальным субъектом результатов своего конструирования,творения реальности, позволяют гуманизировать самогоиндивида, его отношения с другими людьми и, в конечномсчете, делать более гуманным социальный мир.Питер Людвиг Бергер (Berger) родился в 1929 г. в Австрии.Образование получил в английских и американских учебных заведениях.

Свежие статьи
Популярно сейчас