Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени (С.А. Кравченко - Социология), страница 10
Описание файла
Файл "Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображени" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М. : Новый хронограф, 2011. С. 36—37.39способами: манипуляцией общественным мнением, использованием приемов, влияющих на подсознание избирателей, умышленной дискредитацией конкурентов.
И все жев демократических странах утвердилось общество, котороев целом нетерпимо относится к инновационным девиациям,особенно в высших эшелонах политической власти.В современной России отношение к инновационнымдевиациям стало меняться. Наше общественное мнение сталовсе более критично относиттся к неинституциональнымсредствам борьбы за власть, использованию административного ресурса.
Российские средства массовой информацииполны сообщениями о прямых или косвенных воздействияхна избирателей, о злоупотреблении служебным положениемдолжностных лиц.Проблема здесь не в том, знал или не знал сам политик об этих нарушениях и как он лично реагировал на них.И даже не в том, что правоохранительные органы далеконе все подобные факты выявили и стремились изобличить.Куда большая проблема в том, что россияне в принципене выработали нетерпимое отношение к политиканству.Очевидно, потенциал институционально запрещенныхсредств достижения власти сможет быть исчерпан лишьтогда, когда в обществе пустят глубокие корни гражданскаяпозиция россиян.Здесь есть проблемы невысокого уровня гражданскогоучастия. Данные мониторинговых исследований, проводимых Институтом социологии РАН, свидетельствуют, что38—39% россиян достаточно высоко оценивают такие человеческие качества как активность и инициативность, уважение к правам других людей, отводя им соответственно 6-уюи 8-ую позиции в рейтинге востребованных качеств (из 20возможных).
«Неравнодушие» занимает 11-е место в списке наиболее ценимых качеств. Однако при этом социологирегистрируют слабую мотивацию к деятельности, направленной на решение общих проблем, равно как невысокийуровень ответственности за то, что происходит в стране.Так, только 18% опрошенных считают важным, чтобы человек был готов к решению общих проблем, лишь 13% обнаруживают это качество лично в себе. Еще ниже оказываетсязначимость такого качества, как ответственность за происходящее в стране (13%), а его распространенность оказывается40самой низкой среди всех рассматриваемых качеств — только3%1.В политическом поле ритуализм предполагает понижениедля себя такой цели, как обретение политического капитала.Надо отметить, что многие граждане демократических стран,будучи политически активны, проявляя готовность отстаивать свои права и свободы, отнюдь не считают для себя нужным непосредственно участвовать во властных структурах.Возможно, во многом такой тип поведения объясняетсяи тем, что там экономические отношения непосредственноотделены от политики.
Поэтому власть политических лидеров сама по себе не гарантирует получение высоких материальных благ.В современной России ритуалистский тип политическогоповедения означает разрыв с традиционным советским стереотипом «политика — дело каждого». Ныне установкименяются в сторону нейтрального отношения к «хождениюво власть». В России есть немало людей, для которых власть,обретение политического капитала не является стимуломдля особой активности.Причины и мотивы тому могут быть разные. Сказываютсяпоследствия того, что в течение десятилетий партийно-государственная пропаганда осуждала «карьеризм».
Другие стремятся «не высовываться». Третьи убедились на практике,что можно делать бизнес, совершать восходящее движениепо социальной и профессиональной лестнице, не принимаяактивного участия в политике. Четвертые просто реальнооценивают свои способности заниматься профессиональнойполитикой, полагая, что в конкурентной борьбе с оппонентами им не хватит ни политических знаний, ни рациональной самоорганизации.Вместе с тем ритуалисты принимают эпизодическое участие в политике — голосуют на выборах, участвуют в отдельных политических акциях. Для общества понижение политической активности людей не оборачивается социальнойпроблемой, ибо в своих действиях они не выходят за рамкиныне одобряемых политических целей и средств.Как свидетельствуют результаты социологических исследований, безынициативный тип поведения при следованииинституциональным нормам стал распространяться среди1 Горшков, М.
К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М. : Новый хронограф, 2011. С. 43—44.41широких слоев населения. Будучи законопослушнымии приверженными только институциональным нормам, определенная часть россиян интенсифицирует свою профессиональную деятельность и живет, не делая ставку ни на политическую карьеру, ни на активное участие в политическойжизни страны вообще.При ретритизме, как типе поведения, люди не приемлют ни официальные политические цели, ни институциональные средства их достижения. Такие люди есть в любомобществе.
Однако в стабильном обществе, каким сегодняявляются многие западные страны, люди с этим типом приспособления встречаются все реже. В кризисном же обществе у определенной части социально здоровых людей можетвозникнуть негативное отношение к какому-либо участиюв общественной и политической жизни. Так, часть россиян,полностью разуверившись в «старых» коммунистическихценностях, не выбрала для себя иные — собственно демократические идеалы.
Другие считают, что их участие все равноничего не изменит в текущем ходе политических событий.Еще одни приняли точку зрения о том, что политика — «делогрязное» и всячески отстраняются от нее. А некоторые ужеуспели разочароваться в «демократии по-российски».Мятеж как тип поведения предполагает отказ от господствующих политических целей и средств борьбы за них,но при этом люди ратуют за принципиально иные, официально неодобряемые политические цели и средства их достижения.
И не только ратуют, но и активно действуют в этомнаправлении, формирую «внесистемную оппозицию».В любом обществе можно встретить людей, которыеполагают, что только неординарными политическими средствами — антикапиталистической революцией, терроромпротив коррупции, патриотическими актами, самосожжением, голодовками, захватом заложников, массовыми акциями протестов и т.д. — можно достичь желаемых результатов.Как правило, эти цели мотивированы борьбой за «высшую»справедливость.В отдельные исторические периоды нашей страны такойтип политического поведения был весьма распространен, и сегодня функционирование «внесистемной оппозиции» вызывает общественное беспокойство и оцениваетсяпо-разному. Чем же обусловлены подобные вспышки неординарного политического поведения?42Ретроспективный взгляд на историческое прошлое России свидетельствует, что акты ненормативного политического поведения возрастают тогда, когда на ценностнуюдезинтеграцию накладывались еще другие факторы, как то:— резкое ухудшение экономического и социальногоположения населения;— обострение социальных или этнических противоборств, которые, по существу, узаконивают насилие как«естественную» норму разрешения каких-то бы ни былоконфликтов;— институциональные политические структуры оказываются нефункциональными или дисфункциональными длязначительного количества социальных групп.К этим традиционным факторам ныне добавился ещеодин — российская элита боится конкуренции.Исходя из экспертных опросов, отмечает М.
К. Горшков,можно сделать вывод: «не вся политическая элита заинтересована в переменах. Значительная ее часть боится конкуренции и не уверена в собственных силах. С точки зрения конкуренции интеллекта — а он на определенном этапе будетвыходить в разряд первого и главного условия продвижения человека по карьерной лестнице в процессе модернизации страны — ставка будет естественным образом делатьсяне просто на более богатого или более сильного, а на болееумного образованного человека»1.Разумеется, все перечисленные пять типов политическогоповедения обретают свою специфику, своеобразие у представителей различных социальных слоев — у низшего класса, такназываемого среднего класса и у тех, кого считают высшимклассом.
Эта переменная, в частности, может быть выраженачерез объем экономического, политического, культурного,символического капитала.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿАберрантная девиация — aberrant deviance — по Р. Мертону —акт нарушения закона или общественных норм, осуществляемыйсекретно и, как правило, в корыстных целях.Аномия — anomie — 1) по Э. Дюркгейму — болезненное состояниеобщества, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом,1 Горшков, М.
К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М. : Новый хронограф, 2011. С. 630.43разрывом в преемственности социальных и культурных норм; 2)по Р. Мертону — дисфункциональность социальных структур,выражающаяся в рассогласовании культурных требований, предполагающих нацеленность на успех, и дифференцированных возможностей, что не позволяет индивиду достичь общественных целейинституциональными средствами.Дауншифтинг — downshifting — процесс добровольного отказалюдей от демонстративного, избыточного потребления, переходк более экономному стилю жизни, а также неприятие служебнойи карьерной восходящей мобильности в пользу менее трудоемкихи обременительных форм деятельности.Инновация — innovation — по Р. Мертону — тип адаптации индивида, характеризующийся использованием институциональнозапрещаемых, но часто эффективных средств достижения богатстваи власти.Конформность — conformity — по Р.
Мертону — тип адаптациииндивида, характеризующийся принятием целей общества и институциональных средств их достижения.Космополитический лидер — cosmopolitan leader — по Р. Мертону —авторитетный член группы, занимающий позицию доминированияв силу своих знаний и связей с внешним социальным контекстом.Латентная функция — latent function — функция, открытоне проявляющаяся, а также, по Р. Мертону — это те объективныепоследствия, которые не входили в намерение и не были осознаны.Локальный лидер — local leader — по Р. Мертону — авторитетныйчлен группы, занимающий позицию доминирования в силу знанийспецифики проблем локальной общности.Муштрированное изыскание — disciplined inquiry — по Р.
Мертону —интеллектуальная ответственность за введение в научный оборотновой интересной идеи, что предполагает предварительную систематическую и глубокую проработку.Муштрированный эклектицизм — disciplined eclecticism —по Р. Мертону — научная открытость к обоснованному и взвешенному использованию разного теоретико-методологическогоинструментария.Мятеж — rebellion — по Р. Мертону — одна из форм адаптациииндивидов, выражающаяся в отрицании как целей общества, таки институциональных средств их достижения, при этом осуществляется выдвижение новых ценностных ориентаций и, соответственно,новых средств их достижения.Непредвиденные последствия — unanticipated consequences —по Р.
Мертону — последствия от латентных функций, от дисфункциональности институтов для определенной системы, а также нефункциональные последствия.Обучение неспособности — learning disability — по Р. Мертону —стремление к безусловному соблюдению правил и инструкций современными управленцами приводит к утрате самостоятельного,44творческого мышления.