Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 81
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 81 страницы из PDF
Не случайно болееполовины россиян связывают демократию с равенством всехграждан перед законом.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿБессознательное — the unconscious / unconsciousness —по З. Фрейду — подавленные процессы, вытесненные за границусознания, которое может быть двух видов: одно, при часто повторяющихся условиях легко превращается в сознательное, и другое, прикотором это превращение происходит с трудом и может и никогдане произойти.Вытеснение — displacement — в социальном психоанализе — защитный механизм, связанный с активным забыванием того, чтонеприемлемо для «Я» (тревога, чувство вины, если бы они сталиосознанными).Двойная герменевтика — double hermeneutics — по З.
Фрейду —суть метода анализа свободных ассоциаций, снов, ошибок, оговорок, позволяющего открыть доступ к информации, которая иначене доступна наблюдению, ибо она была вытеснена из сознания, т.е.речь идет об интерпретации психологом интерпретаций пациента(например, его снов).Идентификация — identification — по З. Фрейду — процесс, посредством которого индивид развивает привязанность, влюбленностьв другого человека (отца, духовного наставника, вождя), восторгаясьего качествами и чертами, которыми он сам хотел бы обладать, в результате чего личность индивида полностью или частично формируется по образу и подобию другого, т.е.
индивид идентифицируетсебя в другом.Либидо — libido — по З. Фрейду — «энергия жизни», включающаяне только «все то, что можно обобщить понятием любви», но и конструктивную деятельность вообще.Масса — mass — по З. Фрейду — совокупность людей, реагирующих на сходные импульсы, которые «столь повелительны, чтоне дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинктусамосохранения».Нарциссизм — narcissism / narcism — по З. Фрейду — любованиепредставителей каждой культуры своей культурой, чувство превосходства по отношению к другим культурам.Отрицание — denial / negation — в психоанализе — защитныймеханизм, отвергающий желания, чувства, потребности, вызывающиебеспокойство.Регрессия — regression — в психоанализе — защитный механизм,проявляющийся в переходе индивида к более примитивному, менееадекватному поведению.366Сознательное — the conscious — по З. Фрейду — «психическиепроцессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни»; большинство сознательныхпроцессов сознательны лишь короткое время.
Очень скоро онистановятся латентными, но легко могут вновь стать сознательными.Социальный психоанализ — social psychoanalysis — парадигма,созданная З. Фрейдом, согласно которой поведение людей детерминируют не только внешние социокультурные факторы, но и внутренние силы, которые могут олицетворять собой как сознательное,так и бессознательное.Сублимация — sublimation — по З.
Фрейду — процесс переключения сексуальной энергии на другие виды деятельности (художественную, интеллектуальную).Танатос — Thanatos — по З. Фрейду — противоположность инстинкту жизни — Эросу.Âîïðîñû íà ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ1. Есть ли латентные причины «неожиданных» социальныхвзрывов агрессивности, которых было так много в истории России,особенно за последние десять лет? Ведь для людей, живущих в демократическом свободном обществе, такое поведение не характерно.Так, может быть, причины бунтарства, революционности, массовойдеструктивности обусловлены «вытесненными» в сферу подсознательного страхами, покорностью, подозрительностью, завистью,ненавистью?2. По З.
Фрейду, природа агрессивности имеет сложный характер:она не только направлена вовне по отношению к «Они» (ненависть,национализм, ревность), но проявляется в самоагрессивности (мазохизм). Сравните этот постулат с видением К. Маркса природысоциальных катаклизмов.3. За последние годы в России возросло число катастроф. Какправило, их связывают с техногенным фактором. Правда, в последнеевремя все чаще упоминается и человеческий фактор. В чем, по вашему мнению, причины высокого уровня дорожно-транспортныхпроисшествий в России?4.
Какие народные игры вы знаете? Соотносится ли их характерс ментальностью народа? С позиций социального психоанализапрокомментируйте такие игры как кулачные бои и русская рулетка(смертельно опасная игра: в револьвер вставляется единственныйпатрон, затем крутится барабан, после чего дуло револьвера подносится к голове играющего, который сам нажимает на спусковойкурок). Меняется ли характер народных игр в современной России?5. Как З. Фрейд объясняет тот факт, что «бесконечное множество культурных людей, которые отшатнулись бы от убийства иликровосмешения, не отказывают себе в удовлетворении жадности,367жажды агрессии, половой похоти, не перестают вредить другимложью, обманом и клеветой»? Что вы думаете по поводу глубинныхпричин этих явлений?*1Ñåìèíàð «Ç.
Ôðåéä: åäèíñòâî ðàçóìà è ñòðàñòèâ äåÿòåëüíîñòè ëþäåé»1. З. Фрейд о внешних и внутренних силах, детерминирующихповедение людей.2. Структура личности.3. Масса: соотношение коллективного бессознательного и коллективного сознательного.4. Роль культуры в человеческих отношениях.Ëèòåðàòóðà1. Батыгин, Г. С. История социологии : учебник / Г. С. Батыгин,Д. Г. Подвойский. — М. : Высшее образование и наука, 2007.2. Воронцов, А. В.
История социологии : учебник для бакалавров /А. В. Воронцов, И. А. Громов, М. Б. Глотов. — М. : Юрайт, 2013.3. Додельцев, Р. Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия / Р. Ф. Додельцев. — М. : МГИМО, 1997.4. Кола, Д. Политическая социология / Д. Кола. — М. : Весь мир,ИНФРА-М, 2001.5. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко. —М. : Анкил, 2010.6. Фрейд, З. Введение в психоанализ.
Лекции / З. Фрейд. — М. :Наука, 1995.7. Фрейд, З. Основной инстинкт / З. Фрейд. — М., 1997;8. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному /З. Фрейд. — СПб. : Издательство «Азбука-классика», 2005.9. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. —М. : Система, 1989.10. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. — Минск :ООО «Попурри», 1997.11. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З.
Фрейд. —СПб. : Алетейя, 1997.12. O’Neill, J. Psychoanalysis and Sociology: From Freudo-Marxismto Freudo-Feminism / J. O’Neill // Handbook of Social Theory / Editedby G. Ritzer and B. Smart. — London : SAGE Publications, 2001.*1Вопрос повышенной сложности. Для ответа на него полностью прочитайте работу З. Фрейда. «Будущее одной иллюзии».36813. Psychoanalysis and Culture at the Millennium // Ed.
byN. Ginsburg and R. Ginsburg — New Haven and London, Yale UniversityPress, 1999.14. Ritzer, G. Modern Sociological Theory / G. Ritzer. — McGrawHigher Education. 2000.Ãëàâà 11.ÑÈÌÂÎËÈ×ÅÑÊÈÉ ÈÍÒÅÐÀÊÖÈÎÍÈÇÌÄÆ. ÌÈÄÀ, ×. ÊÓËÈ È Ã. ÁËÓÌÅÐÀСимволический интеракционизм — социологическаяпарадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, — языке,телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Людине реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и, соответственно, продуцируют эти символы в ходе общения.Символический интеракционизм целиком основываетсяна интерпретациях человеческого поведения, в котором«прочитываются» значимые символы, несущие социальнуюинформацию.11.1.
Äæ. Ìèä — îñíîâîïîëîæíèê ïàðàäèãìûñèìâîëè÷åñêîãî èíòåðàêöèîíèçìàСоциологическое воображение Дж. Мида интересно тем,что ученый по-своему инновационно попытался соединитьвзаимодействие субъекта и объекта, разума и страстей, свободы и ответственности, ради чего ему пришлось не толькосущественно обновить существующий теоретико-методологический социологический инструментарий, но преодолетьмеждисциплинарные границы.Джордж Герберт Мид (Mead) родился 27 февраля 1863 г.в семье священника. Образование получил в ряде учебныхзаведений Америки и Европы. После окончания колледжапоступил в Гарвардский университет, затем продолжилобучение в университетах Лейпцига и Берлина, однакони в каком из них так и не получил ученой степени.370В 1894 г. Дж.
Мид связывает свою преподавательскуюкарьеру с Чикагском университетом, в котором работаетдо последних своих дней. Идеи, высказанные ученым, объединили вокруг него большой круг учеников и последователей. Не случайно Чикагская социологическая школапосле его смерти стала ассоциироваться с именем Дж. Мидаи называться символическим интеракционизмом.При жизни социолог не публиковал работы, которые быв концентрированной форме излагали его идеи.
То, чтосегодня доступно читателю, — это редактированные версииего научных заметок, а также лекции, записанные учениками. Среди них: «Сознание, самость и общество», «Философия поступка», «Философия настоящего».В своих работах Дж. Мид особый акцент делал на важность символов, особенно символов языковых при объяснении поведения как отдельных индивидуумов, так и социальных групп. Поэтому часто его взгляды характеризуются каксоциальный бихевиоризм.Ученый считал, что результаты социологии должны иметьпрактическое воплощение в решении социальных проблем.Свои воззрения Дж. Мид стремился претворить в жизнь,играя ключевую роль, как в социальных исследованиях, таки в проводимом на их основе социальном реформировании.Социолог обосновал оригинальную методологию, позволяющую интерпретировать характер действия индивидав контексте его реакции на конкретный символ, социальныйсмысл которого определяется активным принятием роливзаимодействующих индивидов: не могло бы быть ни рабов,ни хозяев без соответствующей активности со стороны самихлюдей1.
Из этого вытекает его методологический релятивизм:социальный смысл одной и той же реальности будет разнымдля индивидов принимающих, соответственно, различныероли.Дж. Мид, будучи современником З. Фрейда, знал о егоподходе к пониманию амбивалентной сути человеческойприроды, однако критически его воспринял и инновационнопереосмыслил. По его мнению, З. Фрейд недооценил то,насколько культура, социальные силы трансформируют рольинстинктов — согласно полученным им лично эмпирическихданных, социетальное распространяется гораздо глубже,1 Shalin, D.
N. George Herbert Mead // The Blackwell Companion toMajor Social Theorists. Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.371изменяя влияние роли аффектов, наделяя при этом человекасимволическими инструментами, которые помогают мобилизовать жизненную энергию тела на общественно значимую деятельность. В то время как З. Фрейд фокусировалсяна исследовании факторов, объединяющих людей в социальное целое, инновационная мысль Дж. Мида акцентироваласьна изучении самосознания как, по его мнению, главного фактора и социального контроля, и социального изменения.Дж. Мид в жизни был весьма конфликтным человеком.Особенно это проявлялось в отношении руководства университета, в котором он работал.