Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 77
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 77 страницы из PDF
Если религиозная связь замещается какой-либо иной, объединяющеймассу (ученый приводит пример социализма), то положениедел не изменяется: «в результате возникает та же нетерпимость к внестоящим, как и во времена религиозных войн».По З. Фрейду, либидинозные связи, составляющие сутьколлективного бессознательного, характерны для любоймассы, любого объединения людей. Возникающие неизбежнопри этом враждебные чувства к внестоящим в массе могутне доходить до сознания, но лишь вследствие вытеснения.Нетерпимость, вражда — часть человеческой природы,но они являются либо вытесненными, сохраняясь при этомв коллективном бессознательном, либо находятся в коллективном сознательном при больших различиях и соперничестве с другими: «Родственные, близкие между собой народные ветви отталкиваются друг от друга — южный немецне выносит северянина, англичанин клевещет на шотландца,испанец презирает португальца.
То, что при больших различиях возникает труднопреодолимая антипатия — галлак германцу, арийца к семиту, белого к цветному, — нас перестало удивлять»2.Правда, как считает ученый, нетерпимость может исчезнуть на определенный срок. Это происходит как при самомпроцессе образования массы, так и в массе, которая позволяет удовлетворять основные жизненные потребности индивидов. В этот период индивиды ведут себя как однородные,терпят своеобразие других, равняются с ними и не испытывают чувств отталкивания.1 Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З.
Психоаналитические этюды. Минск : ООО «Попурри», 1997. С. 445.2 Там же. С. 447.348З. Фрейд объясняет данную ситуацию тем, что в этотмомент себялюбие уступает место либидинозной связис другими людьми. Влюбленность в себя находит преградув чужелюбии, в любви к объектам. Опыт показал, замечаетЗ. Фрейд, что в случае сотрудничества между товарищамиобычно устанавливаются либидинозные связи, которыеопределяют и продолжают отношения товарищей далекоза пределами выгоды. Либидо опирается на удовлетворениеосновных жизненных потребностей и избирает их участников своими первыми объектами.
Как у отдельного человека,так и в развитии всего человечества, только любовь каккультурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму.ИдентификацияВ массах, как считает З. Фрейд, действует самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация, под которой понимаетсясознательное или неосознанное отождествление индивидас другим лицом.Изначально идентификация амбивалентна: «она можетстать выражением нежности так же легко, как и желаниемустранения». Как правило, идентификация возникает приобнаружении общности с индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но принимаемымза идеал.
Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса —собрание людей, идентифицировавших себя с ним.Идентификация как ранняя и самая первоначальнаяформа эмоциональных связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия однородныс другими, регрессированы до уровня массового индивида.Масса, как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективногобессознательного в душевной сфере — все это соответствуетсостоянию регресса.Однако замечает З.
Фрейд, такой регресс характерен длясущности обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая регрессия может быть значительнозадержана.349Корпоративный дух массыПо сути пионерскими явились мысли ученого о корпоративном духе массы — его корни в аффективной зависти:«Никто не должен посягать на выдвижение, каждый долженбыть равен другому и равно обладать имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этомотказывать»1.Амбивалентность идентификации легко приводитк изменению чувств и действий положительного направления на враждебные. В случае заражения массового индивида опасной болезнью у него возникает «бессознательноежелание распространить своё заражение на других».
То жепроисходит, когда беды и лишения сваливаются на несчастных, — их пытаются «по справедливости» переложитьи на остальных членов массы.Вождь массыОднако подчеркивает З. Фрейд, «требование равенствамассы относится только к участникам массы, но не к вождю.Всем участникам массы нужно быть равными между собой,но все они хотят власти над собой одного. Множество равных, которые могут друг с другом идентифицироваться,и один-единственный, их всех превосходящий, — вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе»2.По З.
Фрейду, вождь в малой степени связан либидинозно, он не любит никого, кроме себя, а других любит лишьпостольку, поскольку они служат его потребностям. Идеал,воплощенный в вожде, становится идеалом людей из массы,у которых, как отмечалось выше, преобладают аффективные действия и коллективное бессознательное в душевнойжизни.
«Это обстоятельство облегчает выбор вождя. Нередкоему всего лишь нужно обладать типичными качествами этихиндивидов в особенно остром и чистом чекане и производить впечатление большей силы и либидинозной свободы,и сразу на это откликается потребность в сильном власте1 Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск : ООО «Попурри», 1997. С. 462.2 Фрейд, З.
Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск : ООО «Попурри», 1997. С. 463.350лине и наделяет его сверхсилой, на которую он и не стал быпретендовать»1.Таким образом, З. Фрейд показал, что коллективное бессознательное всегда искало вождя, героя, которые обещаютбыстрые и относительно легкие пути решения сложных проблем.Если ретроспективно взглянуть на историю России,то не трудно заметить, что в массах всегда особым авторитетом пользовались цари и вожди харизматического типа,которых наделяли сверхсилой, боялись и любили, а не просветители-преобразователи, обладавшие для своего временипередовыми знаниями и ясными убеждениями по переустройству страны.
Их призывы к кропотливой, сознательной, эволюционной работе не были услышаны, а сами онине были востребованы.Фрейдовская методология позволяет объяснить то,почему в России с господством в нашем национальном«Сверх-Я» обостренной социальной справедливости быливесьма распространены гражданские войны за «справедливого» царя, бунты, скоропалительные революции, реформы«революционного типа», призывавшие «догнать и перегнать» остальной мир, а также следовавшие за ними антиреволюции и антиреформы.Господствующая в массах амбивалентность идентификации логично приводила к тому, что «неземная» любовьк «спасителю Отечества», по мере накопления в бессознательном вытесняемого социального негатива и увеличивавшегося давления беспредела на «Я», легко переходилаподчас без серьезной сознательной мотивации в такую жененависть, в бичевание низвергнутых вождей и требование нового, «настоящего» героя, готового в очередной раз«осчастливить народ».Движение от коллективного бессознательного к коллективному сознательному, по мнению З.
Фрейда, осуществляется через развитие культуры, которая помимо созданияземных благ знаменует собой исторический прогресс в упорядочении человеческих отношений, ибо «каждая культурасоздается принуждением и подавлением первичных позывов».1 Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск : ООО «Попурри», 1997.351Из работы: З. Фрейд. Психология масс и анализ человеческого Я1Масса импульсивна, изменчива и возбудима.
Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благороднымиили жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаяхони столь повелительны, что не дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у неене бывает преднамеренным.
Если она и страстно и желает чего–нибудь, то всегда ненадолго, она не способна к постоянству воли.Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлениемжелаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массеисчезает понятие невозможного.Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, онанекритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думаетобразами, порождающими друг друга ассоциативно, — как этобывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, —не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью.Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны. Она,таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность,зерно антипатии — в дикую ненависть.Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишьчрезмерные раздражения.