Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 75
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 75 страницы из PDF
Однако это долготерпение невзгодникогда не являлось и ныне не может явиться панацеейот постоянных эмоциональных стрессов — страхи пришлив нашу жизнь2.Если либидинозная и агрессивная энергии не могутсублимироваться в социальные действия приемлемые какдля индивида, так и для общества, то, по З. Фрейду, неизбежно будут воспроизводиться условия возникновения трехразновидностей страха — страха перед чуждым внешним1 Фрейд, З.
Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Психоаналитические этюды // Фрейд, З. Психоаналитические этюды. Минск : ООО«Попурри», 1997. С. 380.2 Матвеева, С. Я., Шляпентох, В. Э. Страхи в России в прошломи настоящем. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2000; Россия на новомпереломе: страхи и тревоги. М. : Альфа-М, 2009.340миром, страха совести перед «Сверх-Я», наконец, невротического страха перед силой страстей в «Оно».Следствием неудавшегося защитного процесса «Я» становятся неврозы и реактивные состояния.
Не удивительно, чтодепрессия и фрустрация стали массовыми в стране.По З. Фрейду, вернуться к социальным действиям, приемлемым для индивида и общества, можно путем усиления«Я», избавив его от постоянного эмоционального давленияизвне, а также сделав его более независимым от «Сверх-Я».При обострении неврозов «Сверх-Я» становится сверхстрогим, унижает «Я», навязывает ему комплексы неполноценности и ущербности (объективно нищенская заработная платапросто не может не воспроизводить эти комплексы у индивидов с ослабленным «Я»). Через определенное время, когда«критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновьпользуется всеми человеческими правами вплоть до следующего приступа»1.Вернуть многих и многих россиян к социальной деятельности с доминированием рациональной сублимированнойэнергией можно через преодоление эмоционально-негативных социальных изменений для «Сверх-Я» и целенаправленное вытеснение комплексов ущербности, неполноценности, страха.Критика К.
МарксаЗ. Фрейд подверг критике положения К. Маркса о том,что развитие человека и общественных форм является естественноисторическим процессом. Он также резко выступилпротив того, чтобы абсолютизировать экономические факторы, что, по существу, приводит к игнорированию психологических мотивов в поведении людей.«Уже тот несомненный факт, что различные лица, расы,народы в одинаковых экономических условиях ведут себяпо-разному, исключает единовластие экономических мотивов. Вообще непонятно, как можно обойти психологическиефакторы, когда речь идет о реакциях живых человеческихсуществ, ведь дело не только в том, что они уже участвовали в установлении этих экономических отношений, и приих господстве люди не могут не вводить в игру свои первоначальные влечения, свой инстинкт самосохранения, свое1Фрейд, З. Введение в психоанализ.
Лекции. М. : Наука, 1995.341стремление к агрессии, свою потребность любви, свое желание получать удовольствие и избегать неудовольствия»1.Из работы: З. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции2Свое сомнение, могут ли Я или даже Сверх-Я быть бессознательными или они только способны осуществлять бессознательныедействия, мы с полным основанием решаем в пользу первой возможности. Да, значительные части Я и Сверх-Я могут оставатьсябессознательными, обычно являются бессознательными. Это значит, что личность ничего не знает об их содержании и ей требуется усилие, чтобы сделать их для себя сознательными. Бывает, чтоЯ и сознательное, вытесненное и бессознательное не совпадают.Мы испытываем потребность основательно пересмотреть свойподход к проблеме сознательное — бессознательное. Сначала мыбыли склонны значительно снизить значимость критерия сознательности, поскольку он оказался столь ненадежным.
Но мы поступили бы несправедливо. Здесь дело обстоит так же, как с нашейжизнью: она не многого стоит, но это все, что у нас есть. Без светаэтого качества сознания мы бы затерялись в потемках глубиннойпсихологии; но мы имеем право попытаться сориентировать себяпо-новому.То, что должно называться сознательным, не нуждаетсяв обсуждении, здесь нет никаких сомнений.
Самое старое и самоелучшее значение слова «бессознательный» — описательное: бессознательным мы называем психический процесс, существованиекоторого мы должны предположить, поскольку мы выводим егоиз его воздействий, ничего не зная о нем. Далее, мы имеем к немутакое же отношение, как и к психическому процессу другого человека, только он-то является нашим собственным. Если выразитьсяеще конкретнее, то следует изменить предложение следующимобразом: мы называем процесс бессознательным, когда мы предполагаем, что он активизировался сейчас, хотя сейчас мы ничегоо нем не знаем. Это ограничение заставляет задуматься о том, чтобольшинство сознательных процессов сознательны только короткое время; очень скоро они становятся латентными, но легко могутвновь стать сознательными… То бессознательное, которое являетсятолько латентным и легко становится сознательным, мы назовемпредсознательным, другому же оставим название «бессознательный», Итак, у нас три термина: сознательный, предсознательныйи бессознательный, которых достаточно для описания психическихфеноменов.
Еще раз: чисто описательно и предсознательное бессознательно, но мы так его не называем, разве что в свободном изло12342Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. М. : Наука, 1995. С. 413.Там же.жении, если нам нужно защитить существование бессознательныхпроцессов вообще в душевной жизни…Психоаналитическая работа настойчиво требует употребленияслова «бессознательный» еще и в другом, третьем смысле, и это, возможно, и вносит путаницу.
Под новым и сильным влиянием того,что обширная и важная область душевной жизни обычно скрытаот знания Я, так что протекающие в ней процессы следует признатьбессознательными в правильном динамическом смысле. Мы понимаем термин «бессознательный» также и в топическом или систематическом смысле, говоря о системе предсознательного и бессознательного, о конфликте Я с системой бессознательного (ubw), всебольше придавая слову скорее смысл области души, чем качествапсихики. Явно неудобное открытие, согласно которому даже частиЯ и Сверх-Я в динамическом отношении бессознательны, мы воспринимаем здесь как облегчение, ибо оно позволяет нам устранитьосложнение. Мы видим, что не имеем права называть чуждуюЯ область души системой ubw, так как неосознанность не являетсяисключительно ее характеристикой.
Хорошо, не будем больше употреблять слово «бессознательный» в систематическом смысле, давпрежнему обозначению лучшее, не допускающее неправильноготолкования название. Вслед за Ницше и по примеру Г. Гроддека(1923) мы будем называть его в дальнейшем Оно (Es). Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выраженияосновного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх-Я,Я и Оно — вот три царства, сферы, области, на которые мы разложим психический аппарат личности…Не ждите, что об Оно, кроме нового названия, я сообщу ваммного нового.
Это темная, недоступная часть нашей личности;то немногое, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работусновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Я. Мы приближаемсяк [пониманию] Оно при помощи сравнения, называя его хаосом,котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе,что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттудав себя инстинктивные потребности, которые находят в нем своепсихическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате.Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципаудовольствия. Для процессов в Оно не существует логическихзаконов мышления, прежде всего тезиса о противоречии.