Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 36
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 36 страницы из PDF
Èíñòèòóöèîíàëèçàöèÿ ñîöèîëîãèèВычленение предмета социологииКак известно, термин социология, определенные еёосновы были созданы ещё О. Контом. С тех пор появилисьученые-энтузиасты, которые пытались развивать это направление.Однако вплоть до конца XIX в. социология не былаинституализирована — не было социологических кафедри факультетов, не велось её преподавание как дисциплины.Главная причина тому — оппозиция со стороны ведущихобществоведов, которые занимались философией и психологией.
Многие из них полагали, что социология может бытьсоответствующими подразделами философии и психологии.Чтобы институализировать социологию, нужно было длянеё создать свою, особую предметную и методическую нишу.Принципиальное отличие социологии от философиисостояло в том, что новая наука была направлена на эмпирический сбор и систематизацию данных.
Э. Дюркгеймне просто декларировал эмпиризм (как это делали О. Конти Г. Спенсер), но провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этойоснове сделал определенные теоретические выводы.Труднее обстояло дело с определением самостоятельности социологии по отношению к психологии, которая, будучитоже эмпирической наукой, через изучение психики человекав конечном счете выходила на интерпретацию его поведения.В этой связи Э. Дюркгейм пишет работу «Правила социологического метода» (в русском переводе — «Метод социологии»), в которой весьма рельефно показано, в чем же сутьпредмета социологии, её отличие от психологии.Социологизм: основные методологические принципыпознания обществаСоциологическое воображение Э. Дюркгейма проявилосьпрежде всего в критике социального номинализма и обосновании принципиально иного взгляда на общество, его структуры и людей, который известен как социальный реализм.Его суть заключается в том, что общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретаетсамостоятельную реальность, которая:— во-первых, автономна по отношению к другим видамреальности;164— во-вторых, развивается по своим собственным законам;— в-третьих, имеет место примат структур и функцийобщества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е.
индивидуальная реальность считаетсявторичной.В концентрированной форме свое методологическоекредо ученый изложил в знаменитой формуле: «Социальныефакты нужно рассматривать как вещи».По мысли Э. Дюркгейма, социальные факты в принципеотличаются от фактов психологических. Отличие это двоякое.Во-первых, социальные факты являются внешнимипо отношению к индивиду (психологические факты иммыслились как внутренние, главным образом относящиесяк психике индивида).Во-вторых, социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации характераповедения людей и даже мышления и чувствования.Социальные факты, отмечал Э.
Дюркгейм, представляютсобой «способы мышления и чувствования, находящиеся внеиндивида и наделенные принудительной силой, вследствиекоторой они ему навязываются»1.По Э. Дюркгейму, социальные факты могут быть двухродов:1) материального характера:— само общество;— его социальные структуры (государство, религия,право);— морфологические компоненты общества (характертерритории, собственности, объем и плотность населения,его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;2) нематериального, духовного характера:— мораль, ценности и нормы;— коллективное сознание;— коллективные представления, верования.Таким образом, по Э.
Дюркгейму, предметом социологииявляются социальные факты, как материальные, так и нематериальные. «Наше определение будет, следовательно,полно, — отмечал он, если мы скажем: социальным фактом1 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.М. : Наука, 1991. С. 413.165является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; илииначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений»1.Как, какими методами исследовать социальные факты?МетодыВ принципе Э.
Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться объективные методы, аналогичныеметодам естественных наук.Задача социолога, по мнению ученого, сводится к тому,чтобы исследовать и находить причинно-следственные связимежду социальными фактами в контексте взаимоотношенийобщества, его структур и индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формироватьобщие представления («норму») о социальных и политических реалиях, а также, анализируя отклонения от нормы,выявлять социальную патологию, как в развитии общества,его социальных структурах, так и поведении индивидов.Использование объективных методов естественных наукдля изучения материальных социальных фактов приемлемои понятно.
Например, можно путем наблюдения, измерениязафиксировать определенные параметры населения.Но как измерить нематериальные социальные факты,например, коллективные представления, верования? Не впадем ли мы опять в философствование, если будет напрямуюих оценивать?Э. Дюркгейм считал принципиально невозможным длясоциолога непосредственно изучать нематериальные социальные факты.Тогда, где же выход из создавшегося положения?По Э. Дюркгейму, он состоит в том, чтобы социальное объяснять социальным: «Мы пришли, таким образом, к следующему правилу: определяющую причину данного социальногофакта следует искать среди предшествующих социальныхфактов, а не в состоянии индивидуального сознания»2.Если материальные и нематериальные факты находятсяво взаимной зависимости, являются причиной друг друга,1 Дюркгейм, Э.
Социология. Её предмет, метод, предназначение. М. :Канон, 1995. С. 39.2 Там же. С. 126.166то чтобы научно, эмпирически изучить нематериальные социальные факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты, непосредственно влияющиена первые, отражающие их природу.Скажем, определенная структура семьи (материальный факт) непосредственно способствует формированию,определенной брачной морали, коллективных представлений о должном в семейных отношениях. Так, эмпирическиизучая структуру и функции семьи конкретного общества,социолог может получить данные о характере коллективногосознания членов этого общества.Из работы: Э.
Дюркгейм. Метод социологии1Что такое социальный факт?Если я не подчинюсь условиям света, если я, одеваясь, не принимаю в расчет обычаев моей страны и моего сословия, то смех,мною вызываемый, и то отдаление, в котором меня держат, производит, хотя и в более слабой степени, то же действие, как и наказание в собственном смысле этого слова. В других случаях имеетместо принуждение, хотя и косвенное, но не менее действительное.Я не обязан говорить по-французски с моими соотечественникамиили употреблять установленную монету, но я не могу поступатьиначе. Если бы я попытался ускользнуть от этой необходимости,моя попытка оказалась бы неудачной.Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенныепринудительной силой, вследствие которой они ему навязываются.Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, таккак они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознаниии через его посредство.
Они составляют, следовательно, новый вид,и им-то и должно быть присвоено название социальных. Оно имвполне подходит, так как ясно, что не имея своим субстратом индивида, они не могут иметь другой субстрат, кроме общества, будьто политическое общество в его целом или какие-либо отдельныегруппы, в нем заключающиеся: религиозные группы, политические и литературные школы, профессиональные корпорации и т.д.С другой стороны, оно применимо только к ним, т.к. слово «социальный» имеет определенный смысл лишь тогда, когда обозначаетисключительно явления, не входящие ни в одну из установленных1 Дюркгейм, Э. Метод социологии // Социология. Её предмет, метод,предназначение / пер.