Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 35
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
Прокомментируйте этот тезис.2. В современных условиях увеличивающейся дифференциациитруда, не является ли данный критерий утопией? А может быть,этот критерий работает, но в контексте движения к новому образужизни в целом?1583. С учетом основных постулатов теории подражания Н. К. Михайловского, как бы вы объяснили тот факт, что в общественном сознании россиян до сих пор присутствует тяга к поиску героев, спасителейОтечества?4.
Как, по Н. К. Михайловскому, динамика процесса разделениятруда сказывается на характере подражания: развивается ли онов направлении увеличения производства доброты и сочувствия или,напротив, ненависти и отчуждения?*15. В истории человеческой цивилизации существовали весьма разные правовые системы.
Да и сегодня правовые системына Западе и на Востоке существенно разнятся. Не является ли этосвидетельством того фактора, который Л. И. Петражицкий относилк внутреннему психическому миру людей, к «борьбе эмоций разногопроисхождения», или же это обусловлено прежде всего культурнымиразличиями? А может быть, своеобразие правовой системы зависиткак от различий культур, так и от своеобразия ментальности народов? Как вы полагаете, есть ли «эмоциональная составляющая»в современном международном праве?6. Какой смысл вкладывал в общественный прогрессМ. М.
Ковалевский? С позиций сегодняшнего дня, насколько убедительными представляются его критерии прогресса? Обоснуйтевашу точку зрения применительно к России и мировому сообществув целом.7. П. А. Кропоткин отмечал, что в человеке неизбежно борютсядва начала: одно — потребность борьбы, стремление подчинить себедругих людей; другое — потребность единения и взаимной помощи.Какой фактор, по его мнению, может осуществить их органичныйсинтез?**2Êðóãëûé ñòîë«Îáùåñòâåííûé ïðîãðåññ: åãî âèäåíèå â÷åðà è ñåãîäíÿ»1.
Видение будущего России представителями славянофилов,западничества и евразийства.2. Н. К. Михайловский: развитие личности как главный факторпрогресса.3. Л. И. Петражицкий: роль права в общественном развитии.4. М. М. Ковалевский: многофакторная интерпретация прогресса.5. П. А. Кропоткин: роль фактора взаимной помощи.* 1Чтобы ответить на этот вопрос, полностью прочитайте работуН. К. Михайловского «Герои и толпа».**2Проверить правильность ответа Вы можете, обратившись к работеП. А.
Кропоткина «Этика», разделу «Происхождение и развитие нравственности».159Ëèòåðàòóðà1. Голосенко, А. И. История русской социологии XIX–XX веков /А. И. Голосенко, В. В. Козловский. — М. : Онега, 1995.2. Докторов, Б. З. Современная российская социология: историкобиографические поиски : в 3-х тт.
/ Б. З. Докторов. — М. : ЦСПиМ.2012;3. Здравомыслов, А. Г. О судьбах социологии в России / А. Г. Здравомыслов // Социс. — 2000. — № 3.4. Здравомыслов, А. Г. Социология в России: прошлое и настоящее / А. Г. Здравомыслов // Российская социология: историко-социологические очерки / отв. ред. А. О. Бороноев, В. В. Козловский. — М. :Российский гуманитарный ун-т, 1997.5. Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Кареев //Социс. — 1995. — № 8.6. Ковалевский, М. М. Понятие генетической социологии и еёметод / М. М. Ковалевский // Социология в России.
XIX — началаХХ веков. Вып. 2. — М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 1997.7. Ковалевский, М. М. Социология : в 2-х тт. / М. М. Ковалевский. —СПб., 1997.8. Кравченко, С. А. Динамика социологического воображения:всемирная культура инновационного мышления / С. А. Кравченко.
—М. : Анкил, 2010.9. Кропоткин, П. А. Взаимная помощь как фактор эволюции /П. А. Кропоткин // Социология в России XIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни.Тексты. — М. : Международный Университет Бизнеса и Управления,2001.10. Кропоткин, П. А. Этика. Т. 1. Происхождение и развитиенравственности / П. А. Кропоткин // Социология в России XIX —начала ХХ веков.
Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. Тексты. — М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 2001.11. Кропоткин, П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия /П. А. Кропоткин. — М., 1990.12. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. —М. : Наука, 2000.13. М.
М. Ковалевский: социолог, правовед, историк // Материалынаучно-практической конференции молодых ученых, посвященной150-й годовщине со дня рождения М. М. Ковалевского. — М., 2002.14. Медушевский, А. Н. История русской социологии /А. Н. Медушевский. — М. : Высшая школа, 1993.15. Михайловский, Н. К. Герои и толпа / Н. К. Михайловский //Михайловский, Н. К. Избранные труды по социологии : в 2-х тт.
Т. 2 /отв. ред. В. В. Козловский. — СПб. : Алетейя, 1998.16016. Михайловский, Н. К. Что такое прогресс? / Н. К. Михайловский //Социология в России XIX — начала ХХ веков. Общество.Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. Тексты. — М. :Международный Университет Бизнеса и Управления, 2001.17. Новикова, С. С. История развития социологии в России : учеб.пособие / С. С. Новикова. — М. — Воронеж, 1996.18.
Новикова, С. С. Особенности развития социологической мыслив России / С. С. Новикова. — М., 1996.19. Новикова, С. С. Социология: история, основы институционализации в России / С. С. Новикова. — М. — Воронеж, 2000.20. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий // Социология в РоссииXIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс.Цели и нормы жизни.
Тексты. — М. : Международный УниверситетБизнеса и Управления, 2001.21. Сорокин, П. А. Социологические теории современности /П. А. Сорокин. — М., 1992.22. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. — М. : ИздательствоИнститута социологии РАН, 1998.23. Социология в России XIX — начала XX веков. Тексты. — М. :Международный Университет Бизнеса и Управления, 2001.Ãëàâà 5.ÑÒÐÓÊÒÓÐÍÛÉ ÔÓÍÊÖÈÎÍÀËÈÇÌÝ. ÄÞÐÊÃÅÉÌÀСтруктурный функционализм — направление социологической мысли, социологическая парадигма, сущностькоторой заключается в выделении элементов социальноговзаимодействия, определении их роли и места в бóльшейсоциальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций.Как вы помните, определенные идеи такой возможности исследования общества были высказаны ещё О.
Контоми Г. Спенсером (см. главу 3). Г. Спенсер, например, считал,что каждая система, чтобы нормально развиваться и функционировать, должна иметь свои конкретные функции и каждая часть структуры, выполняя свои, строго определенныефункции, может существовать только в рамках целостности.Однако именно Э.
Дюркгейм впервые теоретическии методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, чтосоциология является структурирующей наукой, т.е. наукой,изучающей функционирование целого в контексте структури функций ее частей.Эмиль Дюркгейм (Durkheim) — французский социолог,родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале (Франция) в семьепотомственного раввина.
Образование будущий ученыйполучил в различных учебных заведениях Франции и Германии. В 1887 г. он становится преподавателем Бордоскогоуниверситета, где им были предложены курсы социальнойнауки и морали. С 1902 г. Э. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет социологическую кафедру.Э. Дюркгейм считается классиком социологии. Его вкладв мировую социологическую мысль состоит развернутомобосновании теоретических, методических и методологических принципов структурно-функционалистской парадигмы,162в особым вкладе в институализацию социологии как науки,в превращению её в учебную дисциплину и профессию.Ученый не избежал влияния социалистических идей,весьма популярных в то время. Однако, по его мнению, социализм имеет не столько экономическое, сколько моральноеоснование.
В социализме он видел движение, нацеленноена моральное возрождение общества посредством научнойморали.Э. Дюркгейм был очень плодотворен. Среди его работ:«Метод социологии», «О разделении общественного труда»,«Самоубийство. Социологический этюд», «Социология образования», «Ценностные и “реальные” суждения», «Материалистическое понимание истории», «Представления индивидуальные и коллективные», «Педагогика и социология»,«Социология и социальные науки» и др.Его произведения стали всемирно известными.
Они издавались в России, европейских странах и Америке, но влияние их оказалось разным.В нашей стране многие из его работ были изданыдо советского времени1. Теоретические конструкции целогоряда российских социологов того времени — Л. Мечникова,Л. И. Петражицкого, Н. К. Михайловского, М. М. Ковалевского и др. — строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма. Однако его своеобразные идеи социализма, либерализма, эволюционного развития, решающейроли общественного разделения труда в прогрессе обществав России не были востребованы.В Америке, напротив, наряду с теорией и методологиейструктурного функционализма были востребованы и идеилиберализма.
По существу на плечах Э. Дюркгейма стоитсовременный структурный функционализм Т. Парсонсаи Р. Мертона. Практически все исследования современныхсоциологов, посвященные проблемам социального согласия,порядка, основываются на дюркгеймовских традициях.Дюркгейм умер 15 ноября 1917 года.1 Дюркгейм, Э. Метод социологии. Киев — Харьков, 1899; Он же. О разделении общественного труда. Одесса, 1900; Он же.
Самоубийство. СПб.,1912; Он же. Социология и социальные науки. — Метод в науках. СПб.,1911; Он же. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии.СПб., 1914. № 2; Он же. Кто хотел войны? Пб., 1915; Он же. Германиявыше всего. М., 1917.1635.1.