Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 31
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Отсюда получаются процессы, аналогичные борьбеза существование и естественному подбору (хотя и принципиальноотличные, производимые не косою смерти, а эмоциями), — вытеснение худшего лучшим, менее годного более годным.1414.4. Ì. Ì. Êîâàëåâñêèé: ìíîãîôàêòîðíûé ïîäõîä ê àíàëèçóîáùåñòâàМаксим Максимович Ковалевский, академик Российскойакадемии наук, социолог, правовед, историк, родился в 1851году.В историю мировой социологической мысли он вошелкак основатель плюралистической социологии, исходившейиз полифакторного видения общественного развития, необходимости использования разных методов анализа общества — сравнительно-исторического, генетического, кросскультурного.
Внес особо значительный вклад в развитиесоциологии права, политики, а также в создание генетической социологии.В общей сложности социологом опубликовано 677 работ,в том числе 43 изданы на иностранных языках. Среди егоработ: «Социология», «Современные социологи», «Очерк развития социологических учений», «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархиик парламентаризму», «Происхождение современной демократии», «Демократия и политическая доктрина», «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», «Общинное землевладение. Причины, ходи последствия его разложения», «Происхождение семьи, рода,племени, собственности, государства и религии», «Две жизни:Маркс и Спенсер».
Под его редакцией вышли крупнейшиеработы энциклопедического плана: «Новые идеи в социологии» (в 4-х томах, 1913—1914 гг.), «Итоги в теории и практике» (12 томов, 1911—1915 гг.).М. М. Ковалевский был признан мировым социологическим сообществом. Он встречался со всеми виднейшимисоциологами своего времени — Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, К. Марксом и многими другими. М.
М. Ковалевский читал лекции во многих зарубежных университетах,в том числе Стокгольмском, Оксфордском, Чикагском,Сан-Франциском. Возглавлял первую в России кафедрусоциологии в Неврологическом институте Петрограда,был президентом Международного института социологии.М. М. Ковалевский принимал активное участие в общественной жизни России.
Он избирался в I Государственнуюдуму, был членом Государственного совета, лидером Партии142демократических реформ, которая выступала за утверждение конституционного строя.Умер М. М. Ковалевский в 1916 году. Фактически имбыло подготовлено создание Российского общества социологов, которое образовалось сразу после смерти ученогои стало называться его именем.Основание плюралистической социологииВ отличие от О. Конта и Г. Спенсера, а также своих российских коллег, М.
М. Ковалевский решительно высказалсяпротив поиска одного, решающего фактора общественногоразвития, видя в этом тот или иной односторонний детерминизм, который не способен дать достаточно полную картинусоциальных реалий, их динамики. Как было показано выше,в то время для российской социологии бы характерны такиетипы детерминизма, как географический и биологическийдетерминизмы, механицизм (сведение многообразия общественной жизни к законам механики). Он также не принялпротивопоставление объективных и субъективных факторовв жизни общества.Впервые в мировой социологии М. М.
Ковалевскийвыдвинул идею о том, что социологическая наука должназаниматься исследованием одновременным воздействиеми противодействием целого ряда факторов.Так, им была предложена плюралистическая социология.«Социология в значительной степени выиграет от того, —писал он, — если забота об отыскании фактора, да вдобавокеще первичного и главнейшего, постепенно будет исключенаиз её сферы», то есть «следует говорить не об одностороннем влиянии, а о взаимодействиях, взаимно оказываемыхдруг на друга всеми явлениями, из которых слагается обществепнная жизнь, и не о руководящих факторах — экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т.д., а о состоящих в тесном общении фактах илиявлениях общежития»1.Соответственно, М.
М. Ковалевский предлагал комплексное использование различных методов анализа общества —сравнительно-исторического, кросс-культурного, генетического.Сравнительно-исторический метод основан на выделении у разных народов по самым различным характеристикам1Ковалевский, М. М. Социология : в 2-х тт.
Т. 1. СПб., 1997. С. 15.143(экономическим, политическим, историческим и т.д.) сходных групп, что позволяло выявлять основные этапы развития обществ в целом.Кросс-культурный метод предполагал, что социологияне должна замыкаться реалиями конкретных культур. Ученый настаивал на том, чтобы социологи активнее занимались в то время мало изученной жизнью народов Востока,сравнивали их социальные практики с образами жизни народов, живущих на Западе. Социолог видел в этом более объективную фактологическую основу для обоснования общественных законов.Генетический метод привел социолога к обоснованиюгенетической социологии как одна из отраслевых социологией. По М.
М. Ковалевскому, это — научное направление,изучающее происхождение общественной жизни, общественных институтов у различных народов, осуществляющееих типологизацию.Плюралистическая социология привела М. М. Ковалевского к мысли о необходимости теоретического синтеза разных, подчас противоположных социологий. Представляется,ученый был первым, кто в своей работе «Две жизни: Маркси Спенсер» поставил вопрос о возможной интеграции рациональных элементов марксистской социологии и позитивистской социологии О. Конта.Идея теоретического синтеза разных социологий широкоиспользуется современными социологами.Закон общественного прогрессаКак и все социологи того времени, М.
М. Ковалевскийстремился к открытию общественных законов. Соответственно, им был обоснован закон общественного прогресса.Его суть вытекала из положений и духа плюралистическойсоциологии.Раз следует принять во внимание совокупность противоборствующих факторов, причем как объективных, таки субъективных, значит, не может быть единой формы прогресса для всех времен и народов.
Культурное разнообразие жизни народов мира, многофакторная основа социального развития просто исключают саму возможность общейформы поступательного развития, что, однако, по его мнению не исключает исторических закономерностей развитиячеловечества в целом.144Отсюда следовало, что, с одной стороны, не стольковажна сама форма общественного развития, главное, чтобыона была адекватна характеру народа, отвечала его чаяниям, коллективным представлениям: «форма правления —не предмет свободного выбора; она должна отвечать порожденным историей верованиям и желаниям народных масс»1.С другой стороны — какая бы ни была форма правления,она должна, в конечном счете, способствовать развитию правчеловека, обеспечить свободы личности.
Так, М. М. Ковалевский отмечал «тот факт, что поступательный ход в развитииполитических учреждений сводится не к замене одних формдругими, например, монархии республикой, или республикимонархией, а в расширении, с одной стороны, основ самодержавия, а с другой — прав личности»2.Для России того исторического периода наиболее оптимальным, соответственно, прогрессивным государственным правлением М. М. Ковалевский считал самодержавиев сочетании с представительной демократией — многообразием форм местного самоуправления, что позволяло в максимальной степени учесть как объективные исторические реалии формирования нашего многонационального государства,так и субъективные факторы, отражающие волю населенияво всем его культурном многообразии.«Россия — страна, образовавшаяся путем частью насильственного, частью добровольного присоединения многихнародностей, слагавшихся или уже сложившихся государств.Эти народности и государства не слились вполне с начальным ядром — Московией; они сохранили тяготение, еслине к прежней независимости, то к возможно слабому вмешательству центральной власти в их местную жизнь»3.При этом важно, чтобы развитие личной самодеятельности и самоуправления населения в контексте уменьшенияцентрализованной государственной опеки шло в направлении от гражданского неравенства к гражданскому равенству:«в сфере общественных и политических учреждений, — отмечал социолог, — прогресс сказывается в двустороннем процессе — в замене гражданского неравенства равенством всех1Ковалевский, М.
М. Политическая программа союза народного благоденствия. СПб., 1906. С. 6.2 Ковалевский, М. М. Современные социологи. СПб., 1997. С. 151.3 Ковалевский, М. М. Политическая программа союза народного благоденствия. СПб., 1906. С. 7.145перед законом, судом, налогом, государственной службойи т.д., а во-вторых, в процессе замены внешнего руководства,правительственной опеки — как личной самодеятельностью,так и самодеятельностью общественной»1.Прогресс, по М.
М. Ковалевскому, это и сохранение,и развитие социального многообразия, что предполагает возможность для каждого класса осуществлять свою «социальную функцию», но полезную для общества в целом.В связи с этим ученый видел перспективы развития человеческого самосознания разных социальных групп и этносовв направлении «жизни для других». Им была предложенасвоеобразная концепция общественной солидарности —«социальной замиренности», предполагавшая, что степеньпрогресса социума или этноса измеряется тем, насколькообщественные отношения, свойственные им, исключаютвражду, т.е., насколько в них утвердились мир и социальнаягармония.М.
М. Ковалевский предлагал использовать критерийзамиренности и для оценки развития человеческой цивилизации в целом. Иными словами, степень её развития определять по тому, насколько из межгосударственных отношенийисключены силовые политики, особенно войны.Характер социальных преобразований, по М.