Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 30
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
510.2 Там же. С. 511.137вых доктрин XX в. — «юриспруденцию интересов» в Германии, юридический прагматизм в США. Такой подход, какизвестно, оказал влияние на развитие правовых отношенийв Европе и США.У собственно социологов России того времени такжеотсутствовала единая позиция: Б. Н. Чечерин разделялправо и нравственность, в то время как В. С. Соловьев ратовал за их единство.Л. И.
Петражицкий создает «теорию причинного действияправа как психических процессов».Социолог рассматривал позитивное право как стержень,вокруг которого строится вся социально-психическая жизнь.«Явления права состоят в двусторонней причинной связис другими процессами социально-психической жизни, —писал он — с одной стороны, право является фактором социально-психической жизни и ее развития, вызывает известные дальнейшие процессы в области психики и поведенияиндивидов и масс и их развития.
С другой стороны, правосамо есть продукт действия известных социально-психических процессов: оно создается и изменяется ими по законампричинной связи»1.Словом, право, по его мнению, создает в общественномсознании психические основания для гарантий в регуляцииобщественных процессов.Из книги: Л. И. Петражицкий. Право как фактор и продуктсоциально-психической жизни2.Из существующих в области социологии многочисленных и разнообразных по содержанию теорий заслуживают здесь, в частности,особого упоминания: дарвинистическая социология, пытающаясяобъяснить явления общественной человеческой жизни и их развитие, в том числе нравственность и право, как продукты естественного бессознательного приспособления к жизни путем скорейшеговымирания менее приспособленных и сохранения и наследственной передачи изменений к лучшему в направлении приспособления к жизни; затем теория так называемого исторического материализма, считающая базисом и основным фактором общественнойжизни, разных ее явлений и элементов и их развития существующие в данное время орудия и формы производства материальных1 Петражицкий, Л.
И. Теория права и государства в связи с теориейнравственности // Социология в России XIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнеса и Управления, 2001. С. 501.2 Там же.138благ, в частности, пытающаяся объяснить право, нравственность,верования и т.д. и их развитие как продукты и отражения подлежащей «социальной материи», орудий и форм производства материальных благ, изменяющиеся сообразно изменениям этого базисасоциальной жизни.И в области проблемы о происхождении и развитии права, каки в области проблемы о причинном действии права, следует подчеркнуть, что для построения соответственной научной, адекватной теории, прежде всего, необходимо выяснение, что такое право…Если исходить из того, что правовые явления суть веления сильных по адресу слабых и т.д., то такие учения, как учение Иерингао происхождении и развитии права, представляются возможнымии естественными.
Если же иметь в виду, что правовые явления сутьособого рода этические, императивно-атрибутивные переживания,то такие и т.п. теории падают сами собой, без особой критики, какявно несообразные, не соответствующие природе того, происхождение и развитие чего требуется объяснить. Получается совсеминая, психологическая проблема происхождения императивноатрибутивных эмоций и эмоционально-интеллектуальных сочетаний или соответственных психических диспозиций, склонностейк подлежащим эмоциям и эмоционально-интеллектуальным переживаниям, и факторов и процессов, определяющих их развитие.Что касается таких более общих социологических теорий, какдарвинистическая, теория исторического материализма и т.п.,то между ними и природой права как особых этических переживаний нет такого несоответствия и взаимоисключения. Напротив,можно быть одновременно последователем дарвинизма или исторического материализма в социологии и теории права как императивно-атрибутивных переживаний.
Мало того, для обеих социологических теорий — теория права как императивно-атрибутивныхпереживаний и соответственных диспозиций представляет, таксказать, некоторые особые удобства. Так, если право есть индивидуально-психическое переживание на почве соответственных диспозиций, то, с точки зрения дарвинистической теории, оно представляется аналогичным разным другим элементам и свойствампсихофизического аппарата — организма, происхождение и развитие коих с успехом объясняется этой теорией. Что касается экономического материализма, то, с его точки зрения, по поводу сведенияправа к особым психическим явлениям есть, так сказать, готовыйответ относительно происхождения и развития подобных явлений:они — психические корреляты, отражения в психике социальнойматерии, и их содержание меняется в истории сообразно с изменениями социальной материи как функция последней.
Тем не менееположение о необходимости выяснения природы права для построения адекватной теории происхождения и развития права остаетсяправильным и по адресу этих и других общесоциологических уче139ний в том смысле, что ввиду специфической природы права дляпостроения адекватной теории его происхождения и развитиянедостаточно еще общих положений об общественных процессах,а требуется еще построение с помощью этих общих положений,если и поскольку они правильны, соответственной частной и специальной теории, требуется приноровление и приспособлениеобщей теории к специфической природе права.Кроме установления надлежащего понятия права, для построения научной теории его развития необходимы еще предварительные знания, предпосылки двоякого рода.1.
Теория причинного действия права, в частности его мотивационного и педагогического действия. Дело в том, что право, оказывая вместе с другими факторами социально-психической жизни,в том числе нравственностью, нормативной эстетикой и др., влияние на развитие человеческой психики, изменяя человеческийхарактер в направлении приспособления его к социальной жизни,само изменяется сообразно с этими психическими изменениями,приспособляется к ним. И здесь заключается ключ для открытиятех законов развития права, тех исторических тенденций, о тщетных поисках которых было упомянуто выше. Общая, основнаятенденция исторического процесса образования и изменения правазаключается в таком приспособлении правовой мотивации и педагогики к данному состоянию народной психики, что путем психического воздействия соответственной правовой системы индивидуальное и массовое поведение и развитие народной психикинаправляется в сторону общего блага.
По мере приспособлениячеловеческой психики к социальной жизни соответственно изменяется (впрочем, с разными осложнениями, временными задержками и т.д.) и право.Позднейшие правовые системы требуют и достигают от граждан большего в смысле социально разумного поведения, чем предшествующие приспособленные к более примитивной психикесистемы права, и достигают уже раньше требовавшегося поведения путем воздействия на более высокие стороны человеческогохарактера. Они утилизируют достигнутые результаты психическойкультуры и опираются на такие качества массового характера,на которые не могли опираться прежние системы правовой мотивации, приноровленные к более грубой и социально менее годнойпсихике…Поскольку в праве дело идет о том же роде поведения и о применении однородной мотивации, например карательной илинаградной, по мере улучшения человеческого характера для достижения подлежащего социально разумного поведения требуетсявсе меньшее и меньшее мотивационное давление этого рода: карыи награды уменьшаются, коллективная ответственность целойгруппы за нарушения, усиливающая мотивационное давление,140сменяется индивидуальной, прежняя неумолимая ответственностьза причиненное, хотя бы неумышленно, зло сменяется карательнойсистемой, допускающей разные оправдания и смягчения ответственности, и т.д…2.
Для решения намеченной проблемы требуется образованиеи обоснование научной теории социально-психических процессов — научной социологии. Дарвинистическая теория, единственная теория, объясняющая бессознательно «гениальное» приспособление, не в состоянии объяснить социально-психическогоприспособления, независимого от вымирания индивидов и разрушения групп, и она упускает из виду те особые процессы, которыепроисходят на почве разговоров людей друг с другом и вообще психического общения между членами социальных групп.Эмоционально-интеллектуальное социальное общение и психическое заражение вырабатывает эмоциональные средние равнодействующие, средние эмоциональные оценки, продукты бесчисленных фактов данной категории в жизни рядов сменяющихсяпоколений.
По адресу таких явлений, как ложь, клевета и т.п.,такие эмоциональные средние равнодействующие неизбежнополучаются порицательно-отталкивающие, хотя для прибегающихк таким действиям могут получаться выгоды. Эти эмоциональныеравнодействующие сообщаются путем эмоционально-интеллектуального общения и заражения индивидам уже в детском возрастеи дальше. На почве таких эмоционально-интеллектуальных ассоциаций неведомого для индивида происхождения получаются,в случаях действия каких- либо унаследованных или приобретенных в индивидуальной жизни эмоциональных влечений в пользусоответственных поступков, внутренние разлады, психические трения и коллизии, борьба эмоций разного происхождения и направления, процессы, о которых шла речь выше, при уяснении природыэтических переживаний.Представляя закономерные средние равнодействующие бесчисленных фактов в жизни умерших уже и живущих членов цепиэмоционально-интеллектуального общения и заражения, указанные эмоциональные оценки пропорциональны среднему в большихчислах действию оцениваемых предметов, явлений, правил и способов поведения, например, технических, хозяйственных, гигиенических, воспитательных приемов, вообще всего того, что можетсуществовать в представлении и о чем говорится, пишется в письмах и проч.