Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 27
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 27 страницы из PDF
Что такое прогресс? // Социология в РоссииXIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Целии нормы жизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 2001. С. 228.125Н. К. Михайловский исходил из того, что главным в обществе является личность, а не какие-либо социальные группы.Поэтому в качестве основного критерия общественного прогресса социолог выделяет личное счастье и гармоничноеумственное и физическое развитие человека. Социолог распространял данный критерий на всех членов общества, подчеркивая, что это способствует не только здоровью людей,но и ликвидации социального неравенства, зависимого положения одних индивидов по отношению к другим.Однако, примечательно, что данный тезис он обосновывает с позиций биологии, особой значимости «равновесного»функционирования всех органов человеческого организма.«Нарушение равновесия органов, развитие одного из нихв ущерб другому или другим, — писал он, — болезненноотзывается на личности и отнимает у неё самое очевидноеблаго — здоровье.
Кроме того, такое нарушение равновесияставит одну личность или одну группу личностей в зависимость от другой, которой удалось развить в себе более выгодную физиологическую функцию…»1По мнению Н. К. Михайловского, любой образ жизни,любая общественная деятельность, которая предполагает развитие мускульной системы в ущерб нервной системе и наоборот, приводит к однородности людей, т.е.
к их ущербномуразвитию. Соответственно, дифференцирование обществана управляющих и управляемых вредно сказывается на здоровье людей, ибо нарушается гармония между умственнойи физической сторонами личности, как результат дисбалансамежду физиологическими функциями органов человека.В итоге Н. К. Михайловский приходит к оригинальномувыводу: мерилом общественного прогресса является разносторонность отдельных личностей, обладающих гармоничноразвитыми психической и мускульной системами.Он определяет прогресс как постепенное приближение«к возможно полному и всестороннему разделению трудамежду органами и возможно меньшему разделению трудамежду людьми.
Безнравственно, несправедливо, вредно,неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно,справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает1 Михайловский, Н. К. Что такое прогресс? // Социология в РоссииXIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории.
Прогресс. Целии нормы жизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 2001. С. 230.126разнородность общества, усилия тем самым разнородностьего отдельных членов»1.Отсюда следует, что предмет субъективной социологиисостоит в том, чтобы анализировать личность в контекстестановления человеческой индивидуальности, то, как на этотпроцесс влияет общество. На личность индивида, считалсоциолог, действуют разные общественные силы и факторы.Это и, как отмечалось выше, характер разделения труда,и интересы сословий, корпораций, и разнородность образажизни и занятий социальных групп, и влияние местной географической среды, и сила традиций и привычек, нравови обычаев.Сравнивая позитивистскую социологию О.
Конта и Г. Спенсера со своей субъективной социологией, Н. К. Михайловскийотмечает, что первая позволила сделать «полдела» — установить законность человеческой точки зрения на явленияприроды, вторая же нацелена не на абсолютную истину,а на «истину для человека». Эта истина для человека получается в результате выработки понятий полезного, приятного,доброго, нравственного, справедливого, а также учета «всехсторон индивидуальности»2.Основной метод познания обществаЕстественно, такое понимание сути предмета социологиипотребовало и нового методологического инструментария.Н. К. Михайловский предложил свой особый подход изучения личности человека — метод сопереживания, суть которого состоит в том, что наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого.Иными словами, социолог, мысленно перенося себяна место другого, должен дополнить свой личный жизненный опыт сопереживаемым опытом жизни исследуемыхиндивидов.
Это подразумевает, что ученый добудет истинудля человека лишь в том случае, если «вполне сольетсяс мыслимым объектом», войдет в его интересы, переживетего жизнь, переосмыслит его мысли и чувства.1 Михайловский, Н. К. Что такое прогресс? // Социология в РоссииXIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Целии нормы жизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 2001. С. 241.2 Михайловский, Н.
К. Что такое прогресс? // Социология в РоссииXIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Целии нормы жизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 2001. С. 239.127Важно заметить, что Н. К. Михайловский не абсолютизировал свой метод как единственно верный, полагая, чтов определенных взаимоотношениях он может сосуществовать с объективным методом.
«Между прочим, — замечалН. К. Михайловский, — следует не то, что объективныйметод должен быть совершенно удален из этой областиисследований, а только то, что высший контроль долженздесь принадлежать субъективному методу». И далее: «Нашпринцип обнимает все области человеческой деятельности,все стороны жизни. Он выведен нами не из глубины собственного духа и не рекомендуется, как полученный супранатуральным путем. Он прочно коренится в объективнойнауке, потому что вытекает из точных исследований законоворганического развития»1.Теория подражания: исследование героя, вождя, толпыВ рамках субъективной социологии Н.
К. Михайловскийсоздает теорию подражания, через призму которой исследует, как роль личности — героев и вождей — в истории, таки место массовых движений, особенно толпы в обществе.Заметим, что Н. К. Михайловский почти на десятилетие опубликовал свои исследования раньше, чем это сделал французский социолог и криминолог Г. Тард в работе«Законы подражания», получившей всемирное признание.Данный факт свидетельствует о том, что валидность (признанная достоверность) социальной теории определяетсяне только качеством, новизной её методологического инструментария, но и культурным контекстом, коммуникативнымисредствами её распространения, включая язык публикации.Разумеется, в современных условиях роль данного факторауменьшается, хотя не снимается вовсе.Отправной постулат теории подражания Н. К.
Михайловского состоял в том, что «одинокий человек и человекв толпе — это два совсем разных существа»2. Разных до такойстепени, что, даже прекрасно зная человека, нельзя на осно1 Михайловский, Н. К. Что такое прогресс? // Социология в РоссииXIX — начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Целии нормы жизни.
Тексты. М. : Международный Университет Бизнесаи Управления, 2001. С. 240.2 Михайловский, Н. К. Герои и толпа // Социология в России XIX —начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормыжизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнеса и Управления,2001. С. 348.128вании этого знания предсказать действия данного индивида,когда он окажется под влиянием энергетического примератолпы и когда может возникнуть непреодолимое стремлениек подражанию.В своих исследованиях Н. К. Михайловский приводит рядпримеров, свидетельствующих, что крайне жестокие и бесчеловечные поступки обладают высокой степенью заразительности. В частности, он пишет: «Вид смертной казни вызывает столь же непреодолимое желание подражать палачу,как непреодолимо стремление следить телодвижениямиза канатным плясуном, проделывающим опасные штуки.Кроме того, почти всякое преступление, обратившее на себяусиленное внимание общества чудовищностью своих подробностей или самой своей сущностью, вызывает нередкоцелый ряд подражателей»1.По мнению Н.
К. Михайловского, существуют самые разнообразные причины социального подражательства. Из нихсоциолог выделяет три основных.Во-первых, подражательность имеет место тогда, когдаволя и сознания конкретного индивида оказываются подавленными. В этих условиях умственные и нравственныекачества перестают проявлять себя, и тогда могут возникнуть или панический страх, или безумная коллективнаяхрабрость.Во-вторых, подражательности способствует скуднаяи однообразная жизнь, размеренная и замкнутая. Таковой является армейская служба солдат или монастырскаяжизнь, которые способствуют автоматическому повиновению, совершаемому помимо участия сознания.
«Так бываетсо всеми людьми, занятыми делом очень привычным и, следовательно, не нуждающимся в постоянном контроле высшей психической инстанции»2, — заключает социолог.Наконец, в-третьих, готовность, мотивация индивидовк автоматическому подражанию и повиновению, сформированные под влиянием скудности, постоянства и однообразиявпечатлений. Эти слагаемые — суть необходимые условия1 Михайловский, Н. К. Герои и толпа // Социология в России XIX —начала ХХ веков. Общество. Законы истории.
Прогресс. Цели и нормыжизни. Тексты. М. : Международный Университет Бизнеса и Управления,2001. С. 354—355.2 Там же С. 370.129для образования того социума, который социолог называеттолпой.Но в обществе всегда есть отдельные личности, которые неординарно мыслят и совершают необыкновенныепоступки. Иногда такие люди, у которых, как правило, находятся много подражателей и поклонников, становятся героями или вождями.При этом социолог вкладывает разный смысл в личностьгероя и личность вождя. Подчас этот смысл может показаться весьма своеобразным в контексте современных представлений.Так, по Н.