Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 23
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 23 страницы из PDF
Не случайно первая серьезная работа социолога, состоящая из двадцати пятидидактических новел, называлась «Иллюстрации к политической экономии».Х. Мартино считала, что политическая экономия имеетдве взаимосвязанные составляющие:— материальная, — призванная с помощью объективного,прежде всего, математического инструментария, открывать«законы социального долга и социального счастья»;— моральная, — делающая акцент на изучении природыморали.
По ее мнению, политическая экономия через обоснование моральных принципов может создать условия дляреформирования общества в направлении обеспечения социального равенства всех людей — и мужчин, и женщин.Эти идеи нашли свое дальнейшее развитие в трехтомнике«Общество в Америке», в котором прямо используется самтермин «социология». В указанной работе автор рассматри106вает проблемы социальной жизни через призму феминизмаи борьбы женщин за равноправие. В частности, она анализирует состояние брачно-семейных отношений в США, отмечая подчиненную роль женщин — в их взаимоотношенияхс мужчинами действует право сильного.
При этом отмечается, что жизнь в любом обществе определяется некими«универсальными законами». В этом, как видно, Х. Мартиносолидаризируется с О. Контом и Г. Спенсером.Вместе с тем она в концентрированной форме обосновывает принципы феминизма. По ее мнению, самый важныйзакон социальный жизни выражается в движении к человеческому счастью, понимаемому как общественное состояние,в котором нет насилия, доминирования, навязывание волидругому.В работе «Как соблюдать мораль и манеры» (1838 г.)социолог конкретизирует свое видение достижения человеческого счастья. Она считает, что мораль представляетсуть коллективных идей, предписывающих поведение,а манеры — конкретные образцы действий и социальноговзаимодействия.
И мораль, и манеры, выполняя функцию«закона природы», могут способствовать прогрессу общества в направлении движения к человеческому счастью, чтоможно осуществить не революционным, а реформистскимпутем.Х. Мартино, в отличие от О. Конта, пытавшегося, как былопоказано выше, обосновать «законы» стадий общественногопрогресса, более сосредоточилась на изучении собственносоциальной жизни в обществе, образцов человеческого взаимодействия, взятых в разных культурно-исторических контекстах — Англии, США, странах Ближнего Востока.
Так,она проделала кросскультурный анализ дискурса на кухняхи в детских комнатах, изучала социальные практики гостеприимства, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства,сексуальности, включая отношения к проституции, полагая,что по дискурсу можно осуществлять типизацию обществ.Через призму своего социологического воображения онаопределяет прогресс общества по следующим совокупнымкритериям:— уровень общего экономического развития;— моральное благополучие;— степень автономности индивидов или их зависимости;— условия жизни социально зависимых людей — женщин, расовых меньшинств, заключенных, больных;107— степень возможности самостоятельно осуществлятьпрактические действия и моральные акты.Полагаем, неординарное социологическое воображениебыло проявлено Х.
Мартино в раскрытии взаимосвязи самоубийств с характером социальных взаимодействий, а такжес социетальными параметрами общества.Задолго до Т. Масарика (его взгляды изложены в работе«Самоубийство как массовое социальное явление современной цивилизации» (1881 г.)1) и Э. Дюркгейма она обосновала следующую типологию самоубийств, выделяя:— самоубийство, обусловленное стыдом;— самоубийство во имя преданности другим;— самоубийство ради чести;— самоубийство из-за недолжного исполнения обязанностей, неоправдания ожиданий других. При этом она показала, что причины самоубийств обусловлены характеромсоциума: более распространены среди мужчин, их уровеньтакже зависит от образования, профессиональной деятельности, места проживания2.В работе «Эссе об искусстве мыслить» социолог формулирует принципы наблюдения, сбора информации, экспериментирования, учета ошибок и др.
А в труде «Как наблюдатьмораль и манеры» она поднимает проблемы репрезентативности выборки, социальных индикаторов, понимания действий, не несущих моральный смысл и потому не очевидныхдля каждого стороннего наблюдателя.Социолог провела сравнительное изучение случаевпо своим полевым исследования, осуществленным в Англиии странах Ближнего Востока. Много внимания социолог уделила изучению конкретных функций религии, преступленияи наказания, лечебных практик.Становление феминистской социологииСоциологическое воображение было востребовано и дляобоснования женского взгляда на общество.1 Голенкова, З.
Т., Нарбут, Н. П. История социологической мыслив странах Центральной и Восточной Европы. М. : Изд-во РУДН, 2003; Нарбут, Н. П. Проблема самоубийства: Т. Г. Масарик и Э. Дюркгейм / II Всероссийский социологический конгресс. Т. 1. М. : Альфа-М, 2003. C. 19—20.2 Hoecker-Drysdale, S. Harriet Martineau // The Blackwell Companion toMajor Social Theorists / Edited by G. Ritzer. Blackwell Publishers Ltd, 2000.P. 58.108До Х. Мартино считалось, что мужчины и женщины видятмир одинаково.
В действительности это не так. В трехтомнике «Общество в Америке» автор рассматривает проблемысоциальной жизни через призму борьбы женщин за равноправие.В частности, она анализирует состояние брачно-семейныхотношений в США, отмечая подчиненную роль женщин —в их взаимоотношениях с мужчинами действует право сильного, показав при этом, что мужское и женское видение свободы и демократии существенно отличаются.Аналогично, мужское и женское видение социально счастья и социальных тревог различно. По ее мнению, самыйважный «закон» социальный жизни выражается в движениик человеческому счастью, понимаемому как общественноесостояние, в котором нет социального насилия, доминирования, навязывание воли другому.В работе «Как наблюдать мораль и манеры» социологконкретизирует свое видение достижения человеческогосчастья.Она считает, что мораль представляет суть коллективных идей, предписывающих поведение, а манеры — конкретные образцы действий и социального взаимодействия1.И мораль, и манеры, выполняя функцию «закона природы»,могут способствовать прогрессу общества в направлениидвижения к человеческому счастью, что можно осуществитьне революционным, а реформистским путем.В этой же работе она дает обоснование принципов проведения социологического исследования, рассматриваетпроблемы выборки, идентификации социальных индикаторов, обосновывает метод симпатического понимания какстратегию выявления роли морального фактора в деятельности и привычках людей.
Заметим, все это было сделанов 1838 г. — впервые в социологической науке. Однако многие ее достижения, по существу, оказались не замеченнымисоциологами-мужчинами и не нашли должное отражениев научной и учебной литературе.Какие же факторы способствовали зарождению феминизма в социологии?В самых общих чертах они сводятся к следующему.1 Lengermann, P. M., Niebrugge-Brantley, J. Early Women Sociologists andClassical Sociological Theory: 1830—1930 // G. Ritzer. Classical SociologicalTheory.
McGraw Higher Education, 2000. P. 293—295.109Речь идет, во-первых, о гендерной идентификации женщинкак социальных теоретиков. Под гендером обычно понимаются поведенческие тенденции мужчин и женщин, обусловленные их биологическими различиями, которые приобретают конкретные формы под влиянием определенногосоциокультурного контекста. Европейская и американскаякультура XIX в. патриархальная по духу легитимизировалаподчиненное место женщин в обществе.
Соответственно,в общественном сознании доминировали не только идеии ценности правящего класса, но и собственно мужские ценности, предполагавшие, что мужское видение мира является«естественным, единственно правильным». Первые женщины социологи исходи из того, что, раз женщины думаюти чувствуют иначе чем мужчины, что социально и культурнообусловлено патриархальностью, то их взгляд на социумимеет право на существование и должен быть представленв социологической теории.По оценкам Х. Мартино, ее гендер мешал ей в работе, особенно при проведении полевых исследований, сборе эмпирических данных.Гендер сказался и на судьбе ее вклада в социологическуютеорию.
При жизни она имела не меньшее признание, чемО. Конт — ее вклад в создании социологической науки очевиден. Однако со временем этот вклад все реже и реже упоминался мужчинами социологами, ее работы, в свое времясопоставимые с тиражами произведений известных английских литераторов, перестали переиздаваться. И сегодня малокто знает, что у социологии есть не только отец-основательО. Конт, но и прародительница — Х. Мартино.Во-вторых, женщины социологи сосредоточилисьна исследовании собственно женских аспектов тех или иныхсоциальных проблем (образ жизни женщин, особенностивзаимодействия с мужчинами на работе и дома, в процессевоспитания детей и т.д.).
Сказанное не означает, что эти проблемы вовсе не оказывались в поле зрения мужчин социологов. Но женщины полагали, что их видение женской проблематики особое.В-третьих, феминизм в социологической теории делаетособый акцент на исследование конкретных социальныхпрактик неравенства мужчин и женщин, полового разделения труда. При этом женщины социологи весьма критичновыступали против патриархальных культурных ценностейи норм.110В-четвертых, женщины социологи были, пожалуй, первыми, кто применили культурные подходы к исследованиючеловеческой сексуальности. В поле их зрения оказалисьпроблемы гетеро и гомосексуальных отношений, сексуального насилия, формирования маскулинности и женственности в разных культурах и в различные исторические периоды, а также гендерная социализация.В-пятых, феминизм в социологической теории предполагает и специфические методы анализа, как правило, нацеленные на понимание гендерных идентичностей, спецификимужского и женского поведения.Îñíîâíûå òåðìèíû è âûðàæåíèÿАльтруизм — altruism — по О.