Ответы на билеты (2010), страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на билеты (2010)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Оказывая нравственное влияние наличность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала.Мы, подчеркивает Кропоткин, ни за кем не признаем этого права; мы не хотим его и для себя. «Мыпризнаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободыразвития всех ее способностей».Социальные нормы и девиантное поведение.Билет № 17Данилевский Н.Я. и его учение о культурно-исторических типах.Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге “Россия и Европа” (1869) представлялчеловеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы – “историко-культурныетипы”, или цивилизации.
Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный имЗапад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох(древняя – средневековая – современная) как приближающуюся к этой своей кульминации, хотязападная, или иными словами, германо-романская цивилизация – лишь одна из многих, процветавших вистории. В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует: нет единогособытия, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы однои то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не являетсялучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходитразличные стадии в только ей свойственной последовательности.Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лицаистории, т.е.
те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации – отдельныеисторико-культурные типы (египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую,еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую); 2) негативныедействующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательномукрушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди иплемена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь “этнографическийматериал”, используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций.
Иногдапосле распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень“этнографического материала” – пассивной, распыленной популяции.В судьбе каждой великой цивилизации наблюдается типичный цикл развития. Первая - фазавозникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму иобраз, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык.
Затем наступает фазапроцветания, когда цивилизация полностью развивается и раскрывается ее творческий потенциал. Этафаза обычно непродолжительна (400-600 лет) и заканчивается, когда запас творческих силисчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилизаций означаютконечную фазу цикла.Нельзя не сказать о критике Данилевским европейской русофобии, обвиняющей Россию вагрессивности, враждебности свободе и прогрессу.Данилевский подробно анализирует вопросы, связанные с характеристикой наций, их классификацией.Каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии – рождение, молодость, дряхлость исмерть, переходит от племенного к гражданскому состоянию, проходит через различные формызависимости – рабство, данничество, феодализм, которые вполне естественны и составляют“историческую дисциплину и аскезу народов ”.Цитаты.Главное должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать,самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного,политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития.В продолжение этой книги мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто намчуждое, но даже и враждебное...
Из этого, однако, еще не следует, чтобы мы могли или должны былипрервать всякие сношения с Европой, оградить себя от нее Китайской стеной: это не тольконевозможно, но было бы даже вредно, если бы и было возможно... Но если невозможно и вредноустранить себя от европейских дел, то... необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашейособой, русской точки зрения.Общественные явления не подлежат никаким особого рода силам, следовательно, и неуправляются никакими особыми законами, кроме общих духовных законов.Ход развития культурно - исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетнимодноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но периодцветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.Различия культурно - исторических типов есть в конечном счете различия характеров народов,их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностяхпсихического строя народов.Начала цивилизации одного культурно - исторического типа не передаются народам другоготипа...
Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых емупредшествующих или современных цивилизаций.Исторический прогресс состоит не в том, чтобы идти все время в одном направлении, а в том,чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человека во всехнаправлениях.Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческомтипе высшее и окончательное для нас выражение социального единства. Если та группа, говорит он,которой мы придаем название культурно-исторического типа, и не есть абсолютно высшая, то она, вовсяком случае, высшая из всех тех, интересы которых могут быть сознательными для человека, исоставляет, следовательно, последний предел, до которого может и должно простираться подчинениенизших интересов высшим, пожертвование частных целей общим.Логическую опору для своей теории Данилевский думает найти в совершенно ошибочномразличении рода и вида.
Человечество, по его мнению, есть род, т. е. отвлеченное понятие,существующее только в обобщающей мысли, тогда как культурно-исторический тип, племя, нация сутьпонятия видовые, соответствующие определенной реальности.Социальная трансформация российского общества. Проблемы социальной мобильности.Социальная мобильность - изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальнойструктуре, либо перемещение из одного социального слоя в другой. Различают вертикальную игоризонтальную социальную мобильность.Социальная стратификация российского общества.
Проблемы социальной мобильности.Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Под терминомстратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е.неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Проще говоря в обществе однилюди занимают более высокое положение, чем другие и это безошибочно определяется и ощущаетсявсеми. Оснований для такого неравенства несколько.
Один из первых к этой проблеме обратился П.А.Сорокин. Он считал, что таким основанием неравенства могут быть богатства, размеры богатства,образование, род занятий, партийная принадлежность и др.В советской социология вместо термина стратификация использовался термин классоваяструктура общества, где применительно к советскому обществу выделялись класс рабочих, крестьян ислой интеллигенции.Считалось, что интеллигенция не имеет своего особенного отличного от других отношения ксобственности. Она работает либо на госпредприятиях как рабочие, либо в колхозах как крестьяне.Третьего класса не было.Основу социальной структуры современного российского общества составили социальные слоии классы бывшего советского общества, характеризовавшиеся в значительной мере сословностью,внеэкономическими источниками доходов и привилегий и плановостью.В последние годы появились новые слои, социально-культурные образования: предпринимателии менеджеры, кооператоры, фермеры, свободные профессионалы, наемные работники в частномсекторе, безработные и др.
На первый план выдвигаются проблемы социального и имущественногонеравенства с элементами классовых противоречий и конфликтов.Общая тенденция поляризации россиян по уровню доходов касается судеб всех, но по-разному.Тем не менее можно выделить 6 социально-экономических групп-субъектов этого процесса.Министерство Труда делит все население на две части:1) источник дохода – зарплата(более 90% всего населения)НизкооплачиваемыеСреднеоплачиваемыеВысокооплачиваемыерабочиерабочиерабочиеСлужащие частныхРаботники бюджетнойпредприятий,Люди, занятыесферы, государственных акционерных обществ,обслуживаниемпредприятий,которые работают нанаиболее богатой иколхозники, научныевнутренний рынок,малочисленной группы,работники,высшие чинырабочие и служащиевоеннослужащие (70%бюджетной сферыбанков, бирж и другихнаселения)(старшие офицеры,торгово-финансовыхпрофессура, чиновникиструктур (до 4%высшего ранга),населения)элитный слой рабочихтопливноэнергетическогокомплекса и рядадругихвысокоприбыльныхотраслей (до 20%населения)2) источник дохода - прибыльМелкие бизнесмены,чиновники, импортерытоваровПредприниматели,работающие навнутренний рынок,владельцы фирм (3%),держатели контрольныхпакетов акций, а такжеглавныеадминистраторы госпредприятий иакционерных обществхолдингового типа (до3% населения);Предприниматели,импортирующие товары(около 100 тыс.