Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология

Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 82

PDF-файл Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 82, который располагается в категории "книги и методические указания" в предмете "социология" изседьмого семестра. Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 82 - СтудИзба 2019-09-18 СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "книги и методические указания". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 82 страницы из PDF

Общее количество зарегистрированных протестантскихрелигиозных объединений разных деноминаций достигло почти 2000. Вновь появились приходы Российскойправославной свободной церкви (в 1996 г. – 98). Возродились различные “языческие” религиозные объединения(древнерусские – 7, шаманские – 2). Появились ранее неизвестные в России религиозные объединения индуизма – 3,тантризма – 3, даосизма – 9, бахаизма – 20. На 1 января 1996 г. всего было зарегистрировано 13 073 религиозныхобъединения примерно 54 религиозных направлений (с учетом нерегистрирующихся эта цифра превышает 15 тыс.).Качественно и количественно эти религиозные объединения существенно различаются. Так, в РПЦ учетпостоянных прихожан в церквях не ведется, и реальное число прихожан колеблется от 10-20 до 2000 и более.

Упротестантов, как правило, фиксированное членство, которым охвачено до 1 млн. россиян; кроме того, у нихдействуют около 300 миссий, специализирующихся на пропаганде своего учения (см. табл. 9.2-9.4).file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 163 of 247Таблица 9.2. Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; поданным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м)исследовательских проектов)Отношение к религии1985 (м)1989 (р)1991 (р)1991 (м)1993 (р)1995 (р)Неверующие757156535950 (50)Православные92034303337 (42)Последователи другихрелигий1691018813 (8)(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данныеприведены для 1993 г.)Таблица 9.3.

Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % ксовокупному населению)Российская империя(1897)СССР (1991)Россия (сер. 1990-х)125 000270 000149 000Православные (без старообрядцев)71,322,833-40 (50-60 млн.)Католики9,25,50,2 (около 300 тыс.)Протестанты3,03,00,7 (более 1 млн.)Мусульмане11,218,510-13 (15-20 млн.)Буддисты0,40,40,7 (около 1 млн.)Иудеи4,20,20,7 (ок.

1 млн.)Отношение к религииЧисленность совокупногонаселения (1000)Последователи новых религиозныхдвижений–Неверующие–0,2-0,3 (300-400 тыс.)около 50,0около 50,0(В том числе греко-католики (униаты).)Таблица 9.4. Религиозные объединения(Имеются в виду религиозные общества, административные центрырелигиозных организаций, монастыри, религиозные братства, духовные образовательные учреждения.) в России:1990-1995-1998Сверху – абсолютное количество; внизу (в скобках) – доля объединений (в %) отдельных религий и церквей всовокупном количестве религиозных общинПоказательРоссия 1990Россия 1995Россия1998Изменения(1990=100%)12345665013 58016 017file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...

09.12.2010Page 164 of 247Общее количество религиозныхобъединений(100.0)(100.0)(100.0)377273689124(56,7)(54,3)(57,0)Русская ПЦ344269428653(Московский Патриархат)(51,8)(51,1)(54,0)265240203(4,0)(1,8)(1,3)34170223(0,5)(1,3)(1,4)185327283262(27,9)(20,1)(20,4)99111151186(14,9)(8,2)(7,4)300422615(4,5)(3.1)(3,8)92190206(1,4)(1,4)(1,3)185266323(2,8)(2,0)(2,0)177178177(2,7)(1,3)(1,1)73242(1,1)(0,2)(0,0)23864(0,0)(0,3)(0,4)195166(0,0)(0,7)(1,0)91427082891(13,7)(19,9)(18,0)1695160(0,2)(0,7)(1,0)9121120(0,1)(0,9)(0,7)13721(0,0)(0,3)(0,1)Православные церкви (ПЦ)240,9241,9в том числе:251,4Старообрядческие общины различныхнаправлений76,6Римско-католическая церковь655,9Протестантские церкви (вместе)176,0в том числе:Объединения Баптистов и ЕвангельскихХристиан119,7Пятидесятнические церкви205,0Свидетели Иеговы223,9Адвентисты седьмого дня174,0Лютеранские церкви100,0Меннониты2,7Методистская церковь320,0Пресвитерианская церковь16 600,0Ислам316,3Буддизм1100,0“Новые” религиозные движенияв том числе:Вайшнавы (Сознание Кришны)1333,3Вера Бахай2100,0file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...

09.12.2010Page 165 of 24768146(0,5)(0,9)Харизматические церквиИсточник: Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 607-609.10 июля 1990 г. Б.Н. Ельцин пригласил руководителей религиозных организаций присутствовать при своемвступлении в должность Президента РСФСР. На этом торжестве Патриарх Алексий II зачитал приветствие от именикрупнейших религиозных объединений и благословил Президента.

После этого вошло в обычай (не легализованныйв законодательстве) привлекать священнослужителей РПЦ для различных официальных церемоний – освящениязданий Правительства РФ и областных администраций, ракет, кораблей и т.п. В ряде воинских частей оборудованы“православные” комнаты. Высшие должностные лица присутствуют на торжественных богослужениях.Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождениезатронуло в основном внешнюю сторону жизни общества.

Так, если на вопрос социологов “Верите ли вы в Бога?”положительно отвечают около 50% (из них около 75% считают себя православными), то из числа “православных”верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, а регулярно посещают богослужения и соблюдаютдисциплинарные предписания церкви от 2 до 3%. Число “потенциальных” (по этническому признаку) мусульманоценивается в 12-20 млн., реальных верующих из них 2-3%. Однако в мусульманской среде, как показываютсобытия в Чечне, переход от пассивной веры к активной может быть очень быстрым в связи с простотой учения иотлаженностью регламентации бытовой жизни.

В то же время рост протестантских религиозных организацийхарактеризуется не только количеством, но и качеством благодаря акценту на социальную гуманитарнуюдеятельность и понятную современному человеку проповедь. Они имеют наибольший успех среди молодежи, частопереходящей к ним из православия. Но если РПЦ испытывает трудности с адаптацией своей древнеславянсковизантийской традиционности к современности, то у протестантов в России возникли трудности, обусловленныеотсутствием опоры на прошлое, традиции и фольклор.

В связи с этим некоторые баптисты уже вводят ритуальныеоблачения наподобие византийских, украшают храмы и т.п., что в принципе может способствовать дальнейшемураспространению протестантизма в нашей стране.Молодежь часто обращается и к так называемым новым религиям (по приблизительным оценкам, до 500 тыс. чел.).Однако влияние религиозного фактора на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ оцениваетсяневысоко: “Христианско-демократический союз” на выборах 17 декабря 1995 г.

Получил 0,28% голосов,мусульманское движение “Hyp” – 0,5%. Несмотря на апелляцию к православию, члены Конгресса русских общин несумели попасть в Государственную Думу. Наблюдается явное обострение социальной напряженности вокругдеятельности ряда новых деструктивных культов, к которым тянутся молодые люди.К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода крыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность ввозвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации;свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политическихвластей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившеепотребность в духовной и материальной поддержке, в утешении.Проблемы взаимоотношений государства и церкви вРоссииИзбрание в 1990 г.

Патриархом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) совпало повремени с оживлением интереса политических кругов к церкви. Церковь, по данным социологических опросов,приобрела наивысший в стране рейтинг доверия, выше, чем правительство и парламент. Многие политические силыначинают искать союза с православной церковью. Именно эта ситуация характеризует взаимоотношения РПЦ иполитических структур в последние годы.

На выборах парламента Российской Федерации четыре православныхсвященнослужителя были избраны народными депутатами России. Это были архиепископ Ярославский иРостовский Платон, протоиерей Алексей Злобин (Тверь), протоиерей Вячеслав Полосин, священник Глеб Якунин.В. Полосин вскоре стал председателем парламентского Комитета по свободе совести, вероисповеданиям,милосердию и благотворительности. Десятки священнослужителей были избраны депутатами местных органовпредставительной власти.Собственной социальной концепции, аналогичной социальной доктрине Ватикана, в Русской Православной Церквипока не разработано. Однако позиции Церкви по социальным вопросам достаточно полно и конкретно былиизложены в церковных документах 1990-х гг.: в выступлениях Патриарха Алексия II, решениях СвященногоСинода, определениях Архиерейских соборов (1992, 1994, 1997). Для разработки всеобъемлющей концепцииРусской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современногообщества в целом Священным Синодом создана специальная группа, возглавляемая митрополитом Смоленским иКалининградским Кириллом.

В этом документе должна определяться позиция Церкви по вопросамвзаимоотношений церкви с государством и обществом, по проблемам морали и права, собственности, войны иfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 166 of 247мира, закона и преступности, общественной нравственности, экологии, отношения к светским наукам, культуре иобразованию, вопросам контактов церкви со средствами массовой информации, международных отношений.В обобщенной форме современную позицию Русской Православной Церкви по вопросам государственноцерковных и социально-политических отношений можно свести к следующим положениям:1. Русская Православная Церковь дистанцируется от любого государственного строя, она не связывает себя стой или иной формой общественного и государственного устройства, какой-либо из существующихсоциально-политических доктрин или политической силой.

Она – над “правым” и “левым” и поэтому можетвести диалог с любыми общественными движениями.2. Церковь должна быть отделена от государства, не может и не должна вмешиваться в государственнуюполитику. Она не должна быть государственной церковью.3. Признавая принцип равноправия религиозных объединений перед законом, Церковь считает, что равноправиене означает равнозначимости, равновеликости религиозных объединений. Нельзя ставить на одну доскуРусскую Православную Церковь с каким-либо экзотическим культом.4. Независимое от государства положение дает Церкви возможность оценивать все события, происходящие вРоссии и вне ее, с позиций духовности и нравственности.

Свежие статьи
Популярно сейчас