Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 81
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 81 страницы из PDF
Местные мечети выполняли роль строительных блоков власти, совмещаяфункции политического клуба, правительственного учреждения, полицейского участка и учебного заведения.Система исламского законодательства и права имела приоритет перед светскими законами и государственнымисудами. В Иране проводились систематические кампании против западного образа жизни, алкогольных напитков,азартных игр, проституции и порнографии.
Женщины должны носить чадру, а те, кто не выполняет этихтребований, могут быть помещены в “центр перевоспитания”. В исламском государстве используются методыслежки и устрашения с тем, чтобы обеспечить строгое соблюдение норм, касающихся одежды, общественногоповедения и религиозных обрядов. Иранские власти признают казни 2000-3000 диссидентов, хотя лидерыоппозиции утверждают, что эта цифра близка к 30 000. Расстреливались также гомосексуалисты, торговцынаркотиками и неверные жены.
На международной арене режим считает своим религиозным долгом осуществлятьэкспорт революции до тех пор, пока империя ислама не охватит территорию от Персидского залива доСредиземного моря и даже далее.Изменения в секулярном мире: протестантская этикаОриентация людей на сверхъестественное может препятствовать переменам в секулярном мире и модернизации.Однако религиозная вера и практика также могут способствовать социально-экономическим изменениям. МаксВебер провел сравнительный анализ нескольких религий мира с тем, чтобы выяснить, как религиозная этика –взгляды и ценности, порожденные религиозным образом мыслей, могут повлиять на поведение людей.
Он пришел квыводу, что в критические моменты жизни общества религия, являясь источником индивидуальной мотивации иопределяя взаимоотношения индивидов и социума, может стать причиной крупных исторических преобразований.Хотя религиозная этика механически не определяет социальные действия, она может послужить толчком кформированию восприятия и определения людьми своих материальных и духовных интересов.В книге “Протестантская этика и дух капитализма” Вебер делает предметом исследования развитие капитализма.Он прослеживает связь между возникновением протестантизма и формированием социальных структуркапитализма в западном обществе. По мнению Вебера, развитие капитализма зависело от того, будет или нетсоздано сообщество индивидов, обладающих мировоззрением и ценностями, оптимальными дляпредпринимательства.
Войдя в силу, капитализм постоянно обновляется и самовоспроизводится. Основнаяпроблема, считал Вебер, состоит в том, чтобы установить истоки побудительных мотивов, присущих капитализму, вдокапиталистическом обществе. Он считал, что протестантизм, особенно кальвинизм, был решающим, но неединственным условием возникновения этих мотивов. Основой кальвинизма является учение швейцарского теологаи реформатора Жана Кальвина (1509-1564), нашедшее отражение в различных религиозных движениях, в том числепуританстве, пиетизме и анабаптизме.Вебер отмечал, что, во-первых, протестантизм и современный капитализм появились на исторической сценепримерно в одно и то же время. Капитализм достиг своего наивысшего расцвета в протестантских странах,особенно в США и Англии, тогда как католические страны, например Испания и Италия, в этом смысле отставали.Во-вторых, в странах, где существовали регионы, населенные и католиками и протестантами, как это было вГермании, протестанты начали первыми идти по капиталистическому пути.
Именно протестанты, а не католикиfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 162 of 247стали первыми капиталистическими предпринимателями. Исходя из этих наблюдений, Вебер пришел к выводу, чтопротестантская этика, особенно в кальвинистской интерпретации, прививает “стремление к рациональному исистематическому поиску выгоды”.Кальвинистский этос имел в себе другие элементы, питавшие мотивацию к капиталистическомупредпринимательству, в частности доктрину судьбы, или предопределения. Кальвин отвергал господствующуюидею средневекового католицизма, согласно которой статус человека в загробной жизни определяется егоповедением на земле.
Кальвин учил, что еще при рождении каждой душе предопределен рай или ад. Эта идеяприносила беспокойство, поскольку никто не знал, принадлежит ли он к спасенным или проклятым. По мнениюВебера, последователи Кальвина, ища утешение, считали аскетизм доказательством спасения и истинной веры; вчисло характеристик аскетизма входили упорный труд, трезвость, бережливость, воздержание, отказ от плотскихрадостей. Озабоченные своей судьбой, кальвинисты начали умело культивировать эти самые типы поведения.
Носамодисциплина и готовность отложить удовольствие – это качества, способствующие накоплению капитала идостижению экономического благосостояния. Капиталистические предприниматели могли идти на все радиприбыли и чувствовать при этом, что выполняют христианский долг. Таким образом, кальвинистский этострансформировал дух предпринимательства в этические обязательства.Многие исследователи после Вебера рассматривали проблемы, связанные с его гипотезой (Тауней, 1926; Робертсон,1933; Самуэльсон, 1961; Коэн, 1980). Объясняя истоки капитализма, они обращали внимание на другие факторы, втом числе на резкий подъем торговли в XV и XVI вв., технические новшества, приток капиталов из колоний НовогоСвета, неограниченные рынки сбыта и наличие бесплатной рабочей силы. Социолог Рэндалл Стоукс показал, чтоверования, являющиеся основой протестантской этики, необязательно стимулируют предпринимательскуюдеятельность.
Кальвинизм, будучи внедрен в Южную Африку нидерландскими и французскими гугенотами(африканерами), не дал там ростков капитализма. Хотя кальвинизм африканеров был в теологическом планеидентичен европейскому, он был консервативен и не внес экономической новизны. И все же труд Вебера, пусть невсегда точный в деталях, остается важной вехой в социологических исследованиях. Он показывает, какое влияниеможет оказать религия на человеческие дела, зачастую приводя к неожиданным и непредсказуемым результатам.Возрождение религии в РоссииРелигия может быть консервативной силой, препятствующей прогрессу и утверждающей традиционную власть, какв современном Иране. Но она также может стать мощным фактором социальных изменений, создавая образ мира,который дает толчок к инновациям и рациональной экономической деятельности, как кальвинизм. И наконец,религия может использовать духовные устремления людей и приспосабливать их к современной жизни.
Нынешнеевозрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить егок современному миру.Возрождение религии в России(Религии народов современной России: Словарь. М., 1999. С. 64-66.) – политикоправовой и социально-культурный процесс 1990-х гг., связанный с восстановлением в своих правах религиознойкультуры, свободы совести, легализацией и ростом социальной активности религиозных организаций и верующих.Точкой отсчета этого процесса принято считать встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.
Горбачева счленами Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) 30 апреля 1988 г., когда глава государства не только призналполноправность верующих, но и пригласил церковь к сотрудничеству с государством в нравственной сфере. Послеэтого начались передача и открытие отобранных ранее государством у церкви храмов, духовенство сталопозитивным объектом внимания средств массовой информации. В 1989 г. Патриарх и два митрополита РПЦ изрегионов России были избраны народными депутатами в Верховный Совет СССР.
В 1990 г. народными депутатамиВерховного Совета РСФСР были демократически избраны пять священнослужителей (четыре православных:архиепископ Платон (Удовенко), священники В. Полосин, Г. Якунин, А. Злобин и буддийский лама Э.Цыбикжапов) и ряд верующих. Все они вошли в руководство Комитета Верховного Совета РСФСР по свободесовести (председатель В. Полосин). 25 октября 1990 г. был принят разработанный ими Закон РСФСР “О свободевероисповеданий”, который отменил все ограничения на религиозную деятельность, сделал регистрациюрелигиозных объединений необязательной и заявительной, что открыло простор для образования многочисленныхновых религиозных объединений. 27 декабря 1990 г. ВС РСФСР объявил православный праздник РождестваХристова (7 января) нерабочим днем.
С введением весной 1991 г. нового порядка регистрации религиозныхорганизаций органами юстиции РСФСР их количество стало стремительно расти: православных с 3450 в 1990 г. до7195 в 1996 г., мусульманских – соответственно с 870 до 2494, буддийских – с 12 до 124, католических – с 23 до 183,кришнаитских – с 9 до 112, иудейских – с 31 до 80.