Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 76
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 76 страницы из PDF
Естьи такие, которые ни в какие союзы не вступают, а имеют случайные сексуальные связи с большим числом разныхпартнеров.Сотрудники Института Кинси пришли к выводу, что “взрослые гомосексуалисты, которых удовлетворяет ихгомосексуальность, которые не жалеют о своей сексуальной ориентации и не стыдятся ее, которые способныуспешно функционировать как в сексуальном, так и в социальном плане, психологически ощущают не большеебеспокойство, чем мужчины и женщины гетеросексуальной ориентации”.
Их исследования демонстрируют, чтолесбиянки более склонны к завязыванию длительных связей, чем гомосексуалисты-мужчины. Однако еслилесбиянки и гетеросексуальные пары делают значительный упор на верности в сексуальных отношениях, мужскиегомосексуальные пары совершенно спокойно относятся к сексуальным отношениям “на стороне”. Около 90%мужчин-гомосексуалов, имеющих постоянных партнеров, вступают в сексуальные отношения с другимимужчинами. В целом, мужчины определяют понятие “верность” применительно не к сексуальному поведению, а кобязательствам каждого из индивидов друг перед другом. Мужчины-гомосексуалы способны скорее разорватьотношения из-за денег или каких-то других противоречий, чем по причине сексуальной неверности.
Они имеюттенденцию распределять домашние обязанности в соответствии с умениями и желаниями каждого партнера и оченьредко делят обязанности на базе стереотипных ролей “мужа” и “жены”.Семьи с родителями-одиночкамиСемьи, возглавляемые женщинами,– это в основном семьи с низкими доходами.
Основная причина этого в том, чтопрекращение брака приводит к существенному уменьшению семейного дохода. Но это, конечно, не сопровождаетсяпропорциональным уменьшением расходов на питание, жилье и прочие статьи, так что снижение стандартов жизниостается неизменным в течение неопределенного периода времени.
Между бедными супружескими парами,имеющими детей, и бедными родителями-одиночками существует разительное различие: бедные супружеские парыс детьми в основном выбираются из бедности, а родители-одиночки никогда. Почти половина семей, главойкоторых являются матери-одиночки, живет за чертой бедности, а многие зависят от финансовой помощигосударственных учреждений.Женщины-одиночки, возглавляющие семью, испытывают больше стрессов, чем женщины в полных семьях, так какнизкий семейный доход является постоянным источником беспокойства, а ответственность за семью всецелоложится на одни плечи. Женщинам-одиночкам свойственна пониженная самооценка, меньшая уверенность вуспехе, у них меньше веры в будущее, чем у женщин в полных семьях. Многие матери-одиночки жалуются нанедостаток свободного времени, на стремительно растущие расходы по уходу за ребенком, на чувство одиночестваи постоянное давление, связанное с двойной нагрузкой – дома и на службе.
Некоторые отцы-одиночки тожесталкиваются с подобными проблемами. Балансирование между работой и воспитанием ребенка создает массусложностей, особенно у отцов с детьми дошкольного возраста. Многие отцы начинают с попытки найти когонибудь, кто бы приходил к ним в дом присматривать за ребенком, пока они находятся на работе. Однакоподавляющее большинство, убедившись, что из этого ничего хорошего не выходит, делает выбор в пользу детскихсадов, работники которых имеют профессиональные навыки обращения с детьми. Когда дети начинают ходить вначальную школу, их отцы, как правило, разрешают им оставаться после уроков одним.
Многие отцы-одиночкиfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 152 of 247говорят, что самые большие трудности одинокого отцовства связаны для них с утратой помощи и поддержки ихжен; но они утверждают, что им труднее было почувствовать себя просто одинокими, чем отцами-одиночками.Многие семьи с родителями-одиночками переживают свои трудности с незначительными отрицательнымипоследствиями – некоторые даже достигают процветания благодаря духу товарищества, который связывает членовтаких семей в преодолении общих трудностей.
Тем не менее беспокойство вызывает тот факт, что чересчурбольшое число детей и их родителей вязнет в проблемах. Некоторые исследования показывают, что вероятностьдетской преступности в семьях с родителями-одиночками в 2 раза больше, чем в полных семьях. Более того, дети,живущие в семьях с родителями-одиночками, чаще демонстрируют уровни развития ниже стандартных показателейдля своего возраста, чем дети, живущие с обоими родителями. В целом родители-одиночки испытывают нужду вразнообразных услугах, которые в настоящее время большинству из них недоступны. В разряд таких услуг входят:детские дошкольные учреждения, которые были бы доступны для родителей, если бы находились достаточноблизко от их дома или работы, различные формы консультационных услуг, повышение уровня ухода за детьми,программы внешкольного досуга детей, а также образования родителей.НазадСодержаниеВпередГлава 9.
РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕВедущее место в социальной структуре занимают социальные институты (см. гл. 2). Благодаря им человеческаяжизнь становится упорядоченной, стабильной и предсказуемой, в повседневной деятельности человекаприсутствует значительная доля целесообразности, эффективности и определенности. С помощью институтов мыорганизуем свои отношения с другими людьми и выполняем насущные задачи групповой жизни. Таким образом,существует очень важная связь между институциональным устройством общества и личным опытом его членов.Рассмотрим институты религии, образования и здравоохранения.§ 9.1.
РЕЛИГИЯСвященное и профанноеРелигию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смыслсуществования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, воснове религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являютсязапретными. Мирское (профанное) – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный иповседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепети даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного.
Один и тот же объект или типповедения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на неекак на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной для православных как ,Тело Господне, когда освящаетсяво время литургии. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизитьсятолько через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.
Всвоем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются вмыслях, чувствах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.Типы религиозных верований и практикРелигиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либоклассификации. Хотя никакие категории не в состоянии дать полной картины богатства религиозного опытачеловечества, социолог Рис Макджи предлагает схему, отличающуюся глубоким проникновением в предмет ивместе с тем удобную. Он выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах.
Он включал в себя понятие маны –неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны людипытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силупоступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собойлапку кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки. Человеку достаточно было простоносить лапку с собой.
Аналогичным образом и в наши дни многие суеверные спортсмены пользуются талисманамии сложными ритуалами для того, чтобы оградить себя от травм и неудач в непредсказуемых состязаниях. Манаобычно применялась для достижения ближайших целей – хорошей погоды, обильного урожая, излечения болезни,благоприятного результата при испытаниях, успеха в любви или победы в сражении.Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях,камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют,file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 153 of 247руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и вчеловеческих отношениях. Духов любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могутсчитаться столь же эффективными, как и благоговение.
Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют спомощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах итребуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У нихимеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания.Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) – это виды политеизма, иливеры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которымпоклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) илипредметом (животным или деревом).Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей целью моральное идуховное совершенство.
К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство ибуддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения иосвобождения от страданий, невежества и эгоизма. Безрелигиозный гуманизм базируется на этических принципах.Приверженцы такого подхода отвергают все теологические представления о Боге, рае, аде и бессмертии, стремясь кдобру здесь и сейчас. Рай рассматривается как идеальное общество на Земле, а ад – как мир, в котором царят войны,болезни и невежество. Душа – это человеческая личность, а бессмертие – дела, продолжающие существовать послесмерти.Социальные формы организации религииС точки зрения истории и социологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными,иногда парадоксальными отношениями.
С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют вобществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегосясоциального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур. Но с другой стороны, религияможет выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственныйстандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании страдиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которуюцерковь играет в обществе.Религиозная община – это всегда часть того мира, в котором она существует.