Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 70
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 70 страницы из PDF
Нуклеарнаясемья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. Втечение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье,состоящей из его отца, матери, братьев и(или) сестер (социологи называют такую семью семьей ориентации), и,вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, егосупруги (супруга) и их детей (такую семью социологи определяют как семью воспроизведения).Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру. Иногда супружеские связи практическиотсутствуют.Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юго-восточной части Индии до ее колонизацииБританией.
Когда девушка достигала возраста половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию“вступления в брак” с мужчиной, которого выбирало для нее общинное собрание. По прошествии трехцеремониальных дней она проходила другой ритуал – “развода”, после чего становилась свободной и моглавыбирать себе “приходящих мужей”, или любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки поустановленным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины рождался ребенок, один из ее мужчин – необязательно биологический отец ребенка – выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал егозаконорожденность.
Тем не менее этот мужчина не имел никаких экономических, социальных, юридических илиритуальных прав и обязанностей по отношению к ребенку. Ответственность за ребенка несли кровныеродственники его матери.В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвала расширенную семью,одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзорасостояния семей во многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью засчет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы ивозможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов.
Вовторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровнымиродственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещаеткровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военнаязащита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первыйплан выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.Однако в последние годы многие социологи пришли к другому мнению и полагают, что индустриализация ирасширенная семья не являются несовместимыми.
В частности, исследователи, изучавшие семейную жизньтекстильных рабочих в Нью-Гемпшире в XIX в., обнаружили, что индустриализация способствовала усилениюродственных связей. Разные поколения не только часто жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во многомпомогали друг другу. В самом деле, экономические перемены и увеличение численности кровных родственниковмогли реально способствовать образованию расширенных семейных укладов в начальный периодиндустриализации западных стран.Наследование.
Общества фиксируют происхождение своих членов и передают собственность от одного поколенияк другому одним из трех способов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовскойлинии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют такжематрилинеальные структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии. Вкачестве примера можно привести племя найяр, о котором упоминалось выше. Ребенок считался наследником несвоего отца, а брата матери, т.е. собственность и привилегии переходили от дяди по материнской линии кплемяннику.
При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, какправило, придерживаются билинеальной системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и поматеринской линии (правда, фамилия передается по линии отца).Место проживания. Общества также различаются в зависимости от того, какое место проживания выбираетмолодая супружеская пара после свадьбы. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в домесемьи мужа.
Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у юго-западных индейцевплемени хопи муж после брачной церемонии перебирается в дом семьи жены, там он принимает пищу и спит. ВРоссии молодые пары чаще всего выбирают неолокальную модель – отделяются и живут независимо от своихродителей и прочих родственников.Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в семейной жизни, значительно влияют ихличные качества, тем не менее общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель. Припатриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрастумужчина в семье. В качестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков иримлян, а также китайское и японское общества XIX в.
Матриархальный семейный уклад предписываетсосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотяматриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает всилу определенных обстоятельств – в результате смерти мужа или его ухода из семьи. В третьем типе семейногоfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 141 of 247уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейныхотношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.Формы бракаТот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структурусемьи.
Действительно, сохранение и долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственнымисвязями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатыхили незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некойдоли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак. Следовательно, категориябрака требует подробного рассмотрения.
Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений междумужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь иустанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбиратьсебе партнеров для брака. Родители, как правило, обеспокоены не просто желанием женить своих сыновей иливыдать замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе “подходящую” супругу или “подходящего” супруга,особенно если подобный брак влечет за собой важные последствия для более крупной группы родственников.Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е.
люди должны выходитьзамуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия –правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак синдивидами, не связанными кровным родством.Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себятабу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не простозапрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе.
Табу на инцест является единственнойуниверсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки междубратьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах ДревнегоВостока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи ипредотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практикаимела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке.
Кроме того,разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, вколониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако удревних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.Запрет на инцест по-разному интерпретировался антропологами и социологами. Например, Клод Леви-Строспредположил, что табу на инцест способствует созданию союзов между различными семьями и укреплению ихсоциальной взаимозависимости.
Джордж Питер Мердок утверждает, что табу на инцест способствуетосвобождению членов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества. Социолог КингслиДейвис заявляет, что кровосмесительные отношения запретны потому, что могут повлечь за собой безнадежноесмешение семейных статусов (например, ребенок мужского пола, появившийся на свет в результатекровосмесительного союза между отцом и его дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своейбабушке и внуком собственному отцу). Социологи, отмечающие, что дети, выросшие вместе в израильскихкибуцах, редко вступают в браки друг с другом, утверждают, что подобное поведение заложено генетически.
Пообщему признанию, эти вопросы остаются нерешенными, и социологи продолжают ломать голову над реальнымисточником табу на инцест.Типы брака. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем различным принципам: моногамия –один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей иодна жена; групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жен.
Моногамия наблюдаетсяво всех обществах, хотя другие формы могут быть не только допустимыми, но и предпочтительными. Моногамиясчиталась предпочтительным или идеальным типом брака в менее чем 20% из 862 обществ, включенных в выборкудля сравнительного исследования культур. Полигиния получила широкое распространение в мире – в 83% из 862обществ, включенных в выборку, мужьям разрешается иметь по две жены.К примеру, в Ветхом Завете рассказывается о случаях полигинии у евреев: у Гидеона было много жен, родившихему 70 сыновей; у царя Давида было несколько жен; у царя Соломона, по преданиям, было 700 жен и 300 наложниц;у сына царя Соломона, Ровоама, было 18 жен и 60 наложниц; в свою очередь, сыновья Ровоама тоже имели многожен.Судьба мужей, имеющих нескольких жен, не похожа на голливудские представления об арабском шейхе, которогождет гарем, в любой момент готовый исполнить каждое желание своего властелина.
В действительностиантрополог Ральф Линтон убежден в том, что такой муж достоин не зависти, а жалости:“В редких обществах с принятой полигинией мужчина находится действительно в лучшем положении, чем вfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...