Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 66
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 66 страницы из PDF
Так, работодатели часто конкретизируютпрофессиональные требования к кандидатам, желающим устроиться на какую-то определенную работу. Обычнопрофессиональные требования связаны с прошлым опытом работы и некоторым уровнем формального образования.Стандарты, которыми руководствуются работодатели, могут выглядеть совершенно недискриминирующими,поскольку они касаются всех кандидатов на место независимо от расы, происхождения и т.п. Но коль скоро учленов некоторых расовых и этнических групп отсутствуют равные с прочими членами общества возможности поприобретению профессионального опыта и получению университетских и прочих профессиональных степеней, ихположение на рынке рабочей силы изначально оказывается невыгодным.Политика доминирующей группыДоминирующая группа всегда использует ряд стратегий в отношении к меньшинствам.
В какой-то период этаполитика может отвечать чаяниям меньшинства; в другие периоды политика доминирующей группы идет вразрез сними. Американские социологи Джордж Э. Симпсон и Дж. Мильтон Йингер выделяют шесть основных типовстратегий доминирующей группы: ассимиляция, плюрализм, правовая защита меньшинств, перемещениенаселения, постоянное угнетение и уничтожение.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 132 of 247Ассимиляция. Один из способов, с помощью которых доминирующая группа старается “решить” “проблему”меньшинства, заключается в том, чтобы “избавиться” от меньшинства путем его ассимиляции. Ассимиляция – этопроцесс смешения в культурном и социальном плане разного рода меньшинств с остальными членами общества.Меньшинства также могут рассматривать этот метод как предпочтительный. Однако доминирующие группы именьшинства часто по-разному подходят к ассимиляции.
Исторически сложились два подхода к ассимиляции.Первый подход – традиция “котла для переплавки” – рассматривает ассимиляцию как процесс, в результатекоторого группы и культуры сливаются в рамках нации в одно целое, образуя новый народ и новую цивилизацию.Второй подход связан с оценкой культуры доминирующей группы как превосходящей, которая должна вытеснитьполностью собственную культуру ассимилирующегося меньшинства.Плюрализм. Некоторые меньшинства не проявляют желания ассимилироваться.
Они высоко ценят своииндивидуальные культурные особенности и традиции и предпочитают политику плюрализма – ситуацию, когдаразличные группы сосуществуют бок о бок и взаимно приспосабливаются к особенностям друг друга. Группысотрудничают, когда это представляется необходимым для их общего благополучия, особенно в политических иэкономических вопросах.Проиллюстрировать принцип плюрализма можно на примере Швейцарии. Исторически швейцарская нациясложилась благодаря стремлению разнородных общин к сохранению своей локальной независимости с помощьюобщих оборонительных союзов. Швейцарского языка не существует.
Швейцарцы говорят на немецком,французском или итальянском языке, причем все федеральные документы подлежат переводу на три “официальныхязыка”. Разные кантоны, дополнительно к языковым различиям, также сохраняют некоторое культурноесвоеобразие. Хотя большинство швейцарцев – протестанты, существенная часть населения принадлежит ккатолическому вероисповеданию. Нельзя сказать, что в Швейцарии отсутствуют религиозные и этническиепредубеждения, однако швейцарцы научились гармоничному сосуществованию.С плюрализмом тесно связан принцип правовой защиты меньшинств с помощью конституционных идипломатических средств. В некоторых странах значительные группы населения отрицают возможностьсосуществования с меньшинствами на равных условиях.
В таких обстоятельствах государство может применитьправовые меры защиты интересов и прав всех членов общества.Перемещение населения. Иногда доминирующие группы используют перемещение населения для уменьшениячисленности меньшинств. Такой подход совпадает с сепаратистскими целями некоторых меньшинств – и в том и вдругом случае делается попытка сгладить межгрупповые конфликты с помощью физического отделения.
Нередкочасть населения вынуждают мигрировать. Например, отделение Пакистана от Индии после Второй мировой войнысопровождалось миграцией более 12 млн. мусульман и индусов. Такая миграция была частично вызванатерроризмом, а частично спровоцирована правительством. Население может также мигрировать перед вторжением зих страну захватчиков. Не так давно афганцы бежали в Пакистан, а кампучийцы – в Таиланд, опасаясь советского ивьетнамского нашествия.
В России в период культа личности проблемы национальных меньшинств часто решалисьпутем депортации меньшинства целиком в отдаленные регионы страны. Депортации подверглись крымские татары,греки, немцы, чеченцы, прибалтийцы и другие народы.Постоянное угнетение. Часто доминирующая группа предпочитает сохранить меньшинства в своем составе, но приэтом дать им понять, какое “их место” в обществе – подчиненное и эксплуатируемое.
Такой подход нередконазывают “внутренний колониализм”. Например, белое население Южной Африки создало систему апартеида –политического и экономического угнетения чернокожих и прочих представителей неевропейских меньшинств.Аналогично, введение законов, ограничивающих миграцию мексиканцев в Соединенные Штаты, столкнулось сбольшими трудностями, поскольку властные деловые круги на юго-западе США и в других районах странынуждались в наличии меньшинств, которые можно было бы эксплуатировать.Уничтожение. Межгрупповые конфликты могут приобретать такую напряженность, которая способна повлечь засобой физическое уничтожение одной группы другой.
История изобилует примерами геноцида – направленного исистематического уничтожения расовой или этнической группы. Так, белые жители североамериканских штатовуничтожили более 2/3 коренных американцев; в 1890 г. американские солдаты, вооруженные пулеметами, убилипочти 300 индейцев сиу в местечке Вундед Ни (штат Южная Дакота). Буры в Южной Африке смотрели наготтентотов как на диких зверей и безжалостно их истребляли. Нацисты в 1933-1945 гг. уничтожили 6 млн. евреев и500 тыс. цыган. Следует подчеркнуть, что описанные выше подходы не являются взаимоисключающими инекоторые из них могут применяться одновременно.Функционалистская и конфликтологическая теорииФункционалистская и конфликтологическая теории придерживаются разных подходов к проблеме расовой иэтнической стратификации.
Тем не менее эти теории дополняют друг друга.Функционалистская теория. Функционалисты рассматривают общество по аналогии с живым организмом, вкотором различные части вносят свой вклад в выживание целого. С точки зрения целого они анализируют иконкретные социальные функции, и дисфункции. Хотя на первый взгляд может показаться, что расовые иfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 133 of 247этнические конфликты оказывают разрушительное действие на социальную солидарность и стабильность,сторонники функционального подхода указывают, что конфликты могут, тем не менее, играть позитивную роль вобществе.
Во-первых, конфликт стимулирует формирование групп, а группы являются строительными блокамиобщества. Конфликт способствует развитию самосознания – осознания меньшинством общности взглядов иценностей. Разграничение между “нами”, или родственной нам группой, и “ими”, или чуждой нам группой,устанавливается именно в условиях конфликта и через конфликт (см.
гл. 4).Во-вторых, конфликт не только помогает идентифицировать себя с группой и установить ее границы, он такжеспособствует сплочению группы, делая ее членов более чувствительными к групповым связям. Некоторыесоциологи указывают, что антисемитизм или неприязнь к черным могут оказаться функциональными в том смысле,что дают членам доминирующей группы, у которых чувство сплоченности отсутствует, точку опоры – ощущениегрупповой принадлежности.
Подобные чувства подчеркивают их расовую и этническую принадлежность,обеспечивая им средство идентификации в мире.В-третьих, этнический и расовый конфликт может выполнять роль предохранительного клапана для всего обществав целом. Предубеждение дает людям возможность дать выход своей агрессивности, которую во всех остальныхконтекстах традиционно принято подавлять. Направляя свои враждебные эмоции на допустимые “мишени” иотводя их тем самым от членов своей семьи, коллег по работе и прочих значимых людей, мы тем самымспособствуем сохранению стабильности социальной системы. Этот механизм известен под названием “поиск козлаотпущения”.В-четвертых, функционалисты указывают, что многообразие конфликтов между большим количеством группвнутри общества способствует развитию демократии в противовес тоталитарному порядку.
Группы выполняютроль контролирующих органов по отношению друг к другу. Участие одного человека в различных группах, а неполная принадлежность единственной группе, выступает в роли уравновешивающего механизма и предотвращаетглубинный раскол (например, раскол между классами, который приводит к классовой борьбе).Дисфункции, создаваемые расовыми и этническими конфликтами, часто представляются более очевидными, чемфункции.
Конфликт может достигать такой частоты и интенсивности, что вся социальная структура ставится подудар. Более того, энергия и ресурсы истощаются и распыляются впустую, вместо того чтобы направляться по болеепродуктивным каналам. Страх и неуверенность в будущем, вызываемые конфликтами, могут приводить кнеэффективному использованию человеческих ресурсов и индивидуальных способностей.Теория конфликта.
Если функционалисты во главу угла ставят социальную стабильность, то сторонники теорииконфликта рассматривают мир как арену непрекращающейся борьбы. По их мнению, предубеждения идискриминацию надо рассматривать в контексте конфликтов между социальными группами. Они указывают, что ввозникновении и первичном упрочении расизма обычно важную роль играют три конкретных компонента:этноцентризм, конкуренция и неравное распределение власти.Этноцентризм характеризуется тенденцией судить о поведении других групп по стандартам собственной группы,когда исходят из предположения, что все люди организуются в группы на основании тех же принципов, которыехарактерны для их собственной группы. Люди, склонные к этноцентризму, легко находят причины для восприятиячуждой для них группы как объекта ненависти – символа зла и опасности.
Этноцентризм представляет собойплодородную почву для формирования предубеждений и стереотипов. Конкуренция углубляет этноцентрическиенастроения и может привести к межгрупповой борьбе. Конфликтологи подчеркивают, что в жизни люди обычностремятся достичь наиболее высоких результатов – благ, престижа и власти, которые они определяют как хорошие,достойные приложения сил и желанные.