Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 63
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 63 страницы из PDF
Причем оценки доли бедных всоставе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опираютсяна различную теоретико-методологическую базу.(Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Стратегии социологическогоfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 126 of 247исследования бедности//Социологические исследования. 1999. № 1.)ДепривацияПод депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида илигруппы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или синтернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды игруппы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитиеситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е.
индивиды и группы воспринимают свое состояние впревращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождаетсяострым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдываетсясистемой ценностей данного общества, например кастовая иерархия в Индии.Можно выделить пять типов депривации.Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченногоудовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.
Степень экономической депривации оценивается пообъективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполнеблагополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущениедепривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболееважным фактором.Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторыхиндивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, какпрестиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценятвыше, чем пожилых, мужчин-работников – выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляютпривилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чемменьше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот.
В целом образованныйчеловек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный.Организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостаткамичеловека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами обществаидеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторыелюди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентныхнегативных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальностиидеалам и т.д.
Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации.Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критериисовершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многиерелигиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционногонаправления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом– невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума –отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.
Этопреимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальнойдепривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачиваетприверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривациюявляется поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояниепсихической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям.
Впротивоположность этой категории лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокуюприверженность к привычным для себя ценностям. Психическая депривация проявляется прежде всего в чувствеотчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной,экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранениеобъективных форм депривации.Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой возникновения какого бы то ни былоорганизованного социального движения.
Однако сама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсене достаточное условие этого. Для того чтобы сформировалось движение протеста, состояние депривации должноразделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны быть неспособны его разрешить;наконец, должен появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей.НазадСодержаниеВпередfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 127 of 247§ 6.5. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬФормы социальной мобильностиВ системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этотпроцесс называется социальной мобильностью.
Социальное неравенство предполагает различия в распределенииблаг и ответственности, а социальная стратификация – структурированную систему неравенства, социальнаямобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых,общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрываяпрежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не всостоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежнопополняются талантливыми выходцами из низших.Выделяют множество форм социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, межпоколенную ивнутрипоколенную и т.д.
Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызываетповышение или понижение его социального статуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявлениевосходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателемнисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать нагоризонтальную мобильность.Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к повышению илипонижению социального статуса.Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статусародителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии вприблизительно одинаковом возрасте).
Исследования показывают, что значительная часть, возможно дажебольшинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии вкаждом поколении.Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социальногостатуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, чтомногие россияне в течение своей жизни меняли род занятий.
Однако мобильность у большинства носилаограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое – исключением.Причины и следствия социальной мобильности. Во время революции изменяется вся классовая системаобщества в целом. Однако после его радикальной реорганизации дальнейшая социальная мобильность можетоказаться минимальной.На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более медленные и менее заметные изменения,например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабеистории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила международная миграция, напримермиграция в XIX в.
представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в Соединенные Штаты;западноевропейская колониальная экспансия, принесшая выгоду некоторым слоям населения и порабощениедругим.Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаются измерениям. Одни ученыепридерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит кразрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды,пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему,поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий.