Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 49
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 49 страницы из PDF
Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные наркотическиесредства или воровать, а потом сбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогеннымокружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такойиндивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание.Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит оттого, чему именно и от кого учатся индивиды.Теория дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки: “Из хороших компанийвыходят хорошие парни, а из дурных – плохие”.
Когда родители переезжают на новое место, “чтобы увезти Майкаот его дружков-хулиганов”, они, не осознавая того, используют принцип дифференциальной ассоциации. Этому жепринципу следуют охранники в тюрьме, старающиеся ограничить общение заключенных, за которыми онинадзирают. Согласно этому же принципу, тюремное заключение может привести к явно отрицательнымпоследствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.Использование теории культурного переноса. В плюралистических обществах, где сосуществует множествосубкультур, у различных групп населения могут быть различные взгляды и мотивировки поведения.
СоциологВальтер Б. Миллер, основываясь на этом принципе, провел исследование девиантного поведения в среде молодежииз низших социальных слоев. Он определял их поведение как адаптацию к культурным образцам, приобретеннымтакими людьми в процессе их социализации в гетто и внутригородской среде. Культура низших слоев, по Миллеру,придает огромное значение ряду таких “первостепенных” принципов, как нарушение общественного спокойствия(приветствуются стычки с полицейскими, школьным начальством, социальными работниками и прочимиофициальными представителями власти); доказательство своей “крутизны” (наличие физической силы и умениепобеждать в драке); наглость (способность перехитрить, надуть, оставить в дураках других людей); азарт (поискострых ощущений, стремление к риску, игра с опасностью); судьба (вера в то, что большинство важнейшихсобытий в жизни не поддается контролю, что миром правят случай и судьба); автономия (желание освободиться отвнешнего контроля и принуждения).
Хотя все эти принципы не являются внутренне или обязательно преступными,следование им создает ситуации, в которых высока вероятность использования моделей поведения, носящихпротивозаконный характер. Так, желание выглядеть “крутым” влечет за собой словесные оскорбления других ифизическое насилие над ними, а стремление к острым ощущением может привести индивида, например, к угонуавтомобиля.Оценка теории культурного переноса. Итак, теория культурного переноса показывает, что социально порицаемоеповедение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяетпонять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества кобществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно техправонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды.Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; наивные изготовители фальшивыхчеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди, совершающиепреступления “на почве любви”.
Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их поразному, с различными результатами.Теория конфликтаСторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различнымсубкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализациибазируется на различных традициях.
Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаютсяответить на вопрос: “Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставитьчленов общества подчиняться этим законам?” Поскольку институциональный порядок вызывает столкновениеинтересов основных групп – классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п.,возникает еще один вопрос: “Кто получает львиную долю преимуществ от конкретной социальной системы?” Илидругими словами: “Почему структура общества дает преимущества одним социальным группам, а другие группыостаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон?”Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода кпроблеме девиации, его происхождение восходит к марксистской традиции (см.
гл. 1). Согласно ортодоксальноймарксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряетсяизбежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе завыживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типыдевиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность ипроституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой иугнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.
Психологические и эмоциональныепроблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себесредства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования.Класс, государство и преступление. Современный марксистский подход к проблеме девиации сформулировалfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 102 of 247американский социолог Ричард Квинни. Согласно Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологиюправящего капиталистического класса. Закон объявляет нелегальными некоторые поступки, оскорбляющие моральвластей предержащих и представляющие угрозу для их привилегий и собственности:“Закон есть инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, есть средство, созданное ииспользуемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В Соединенных Штатах государство – иего правовая система – существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса”.Для того чтобы “понимать природу преступления, необходимо понимать развитие политической экономии вкапиталистическом обществе”.
Но если государство служит интересам капиталистического класса, то ипреступление в конечном итоге представляет собой классово-обусловленный политический акт, заложенный вструктуру капиталистической социальной системы.Капитализм в попытке выстоять во внутренних конфликтах, подтачивающих его основы, совершает преступлениявласти. “Одно из противоречий капитализма состоит в том, что некоторые из его законов должны нарушаться дляобеспечения безопасности существующей системы”. Здесь в первую очередь следует назвать преступления,совершаемые корпорациями,– от установления фиксированных цен до загрязнения окружающей среды. Впротивоположность таким преступлениям многие криминальные проступки обычных людей или нарушения правсобственности – карманные кражи, кражи со взломом, грабежи, торговля наркотиками и т.п.– “совершаются изнеобходимости выжить” в условиях капиталистической социальной системы.
Преступления против личности –убийства, оскорбления действием, изнасилования “совершаются людьми, уже ожесточенными условиями жизни вкапиталистическом обществе”. Есть еще вид преступлений, которые Квинни определяет как акт сопротивлениявласти: когда рабочие саботируют, не выполняют свои обязанности, протестуя таким образом против своихработодателей.
В целом, по Квинни, преступление присуще капиталистической системе. Когда общество создаетсоциальные проблемы и не может справиться с ними естественным образом, оно придумывает и вводит политикуконтроля за населением. Следовательно, преступление и уголовное правосудие составляют неотъемлемую частьболее крупных проблем исторического развития капитализма.Использование теории конфликта. Теория конфликта побудила социологов к изучению влияния интересовправящего класса на составление и исполнение законов.