Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 46
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 46 страницы из PDF
За последние годы такие стилиповедения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в Россиидевиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большеераспространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е.считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии.
Страдающих от этихнарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и гдеони получают лечение по назначениям врачей.Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие насоциальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям,представляющим их как источник социальных проблем. Действительно, индивиды, носящие социальное “клеймо”или ставшие жертвами доминирующих социальных дефиниций, имеют собственный взгляд на свои жизненныеситуации, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные принципы.Стоит вспомнить о том, что в XIV-XVII вв.
в Европе было казнено примерно от 200 до 500 тыс. людей (85% из нихженщины) по обвинению в служении дьяволу.Зона допустимых вариаций. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии,а скорее как некоторая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимыхвариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем неменее могут не отклоняться от буквы закона. Приведем пример.Считается, что университетскому профессору положено держаться со студентами официально.
Но один профессоркрупного университета имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на еекрышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтомунеудивительно, что большинство студентов на первой лекции профессора встречают его чудачества хихиканьем.Однако профессор, обладая талантом общения и являясь признанным авторитетом в своей области, вскореfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 96 of 247завоевывает аудиторию. Оценивая курс лекций, который читает профессор, студенты обычно говорят, что сначалаих ошеломили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет частьэффективной методики преподавания.Следовательно, норма обычно предполагает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативногоповедения, но не выходящий за рамки допустимого.В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальныхопределений.
Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой – как норма.Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение.Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогоднейвечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения иразводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаютсянормой.Социальный контрольДля того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам.
Социальный порядок требуетсоблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядкавзаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Обществостремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социальногоконтроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества.
Функционалисты иконфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. Функционалисты рассматривают социальныйконтроль (в первую очередь выражающийся в юридических актах) как неизбежное требование, без выполнениякоторого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартамповедения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этойпричине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля. Сторонники теорииконфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальныхгрупп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут бытьнейтральными.
Эти социологи видят свою задачу в выявлении и идентификации механизмов, позволяющихинституциональным структурам несправедливо распределять блага и обязанности социальной жизни, используя длясамосохранения методы и инструменты социального контроля.В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля: 1) процессы, побуждающиеиндивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества; 2) процессы, организующие социальныйопыт индивидов; 3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.Члены общества непрерывно проходят процесс социализации (см. гл. 3), посредством которого они усваивают тесистемы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества.
В детском возрастесоответствие ожиданиям других людей прежде всего является продуктом внешних процессов контроля. По меревзросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами; последниевыполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмамиконтроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандартыповедения, доминирующие в обществе. Эти стандарты человек часто принимает без размышлений и вопросов – каксвою “вторую натуру”.
По мере того как человек “погружается” в жизнь группы, он вырабатывает представление осебе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, онобретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы –своими нормами, Таким образом социальный контроль превращается в самоконтроль.Социальные институты также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраиваетсобственное представление о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том виде, в какомони сформулированы обществом.
Можно сказать, что человек живет в несколько ограниченном мире, в той степени,в какой он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Ему обычно неприходит в голову возможность существования альтернативных стандартов. Человек ограничен рамками культурысвоего общества и не может следовать нонконформистским моделям поведения, поскольку общество не знаетальтернатив.И наконец, человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание.К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, ихподвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть.Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения.Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма.Социальные эффекты девиацииfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 97 of 247Не всякое поведение, включая и девиантное, имеет цель. Большинство рассматривает девиантное поведение как“плохое”, как поведение, представляющее собой источник “социальных проблем”. Такие оценки распространены врезультате тех негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений отнормы. Однако девиации могут иметь также положительные или интеграционные последствия для социальнойжизни.
Социологи Льюис Козер, Альберт Коэн и Эдвард Сагарин внесли весомый вклад в понимание этогофеномена.Дисфункции девиации. Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклоненийот нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могутнарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складываетсяиз скоординированных действий множества людей.
Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять своидействия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни можетбыть нанесен весомый урон. Приведем примеры.Когда один из родителей уходит из семьи, такой поступок обычно усложняет задачу обеспечения и воспитанияребенка. Когда в ходе сражения боевой расчет перестает выполнять приказы командира и бежит с поля боя, этоможет повлечь за собой поражение целой армии.Девиация также подрывает готовность члена общества выполнять свои социальные роли и вносить вклад вфункционирование социальной системы.