Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 24
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 24 страницы из PDF
Леви-Брюль, Э. Кассирер.К. Леви-Строс, рассматривая так называемые иррациональные элементы мифа, показал, что они выражаютлогические формы. Эти формы только кажутся иррациональными с точки зрения более развитых обществ,поскольку они выражены в конкретных образах персонажей и событий, а не в “логических” абстрактных понятиях,повествуют о физическом, материальном мире, а не о процессе мышления. Антрополог А.
Маршак, придерживаясьсходных взглядов, показал, что время, пространство и реальность человеческого общества находят отражение винтеграции человеческих, зоологических, сезонных и метеорологичес-ких символов. Эта интеграция и порождаетсимволическое повествование, каковым является миф.Антрополог У. Стеннер отмечал, что мифы представляют собой культурный резервуар смыслов и ценностей. Мифысодержат сведения о начале и конце мира, происхождении человеческого рода, преемственности между изначальнозаданным порядком и эмпирическим существованием здесь и теперь. По Стеннеру, миф просто мог бытьпродуктом действия страстей и воображения.Миф присутствует во всех обществах, в том числе и в современном.
Миф – это не просто древняя формавыражения человеческого сознания, но универсальная структурная форма сознания как такового. Хотя егонаиболее полное выражение находят в культурах прошлого, миф продолжает фрагментарное существование и всовременных обществах. Конечно, важнейшие теоретические и практические формы деятельности современногообщества связаны с немифологическим, рациональным, техническим языком, но миф существует как скрытое,глубинное поле значений.ИдеологияЕсли в примитивных обществах господствует миф, то в более развитых – идеология. Леви-Строс утверждал, чтоцель и смысл мифа состоят в том, чтобы предложить логическую модель разрешения жизненных противоречий.Миф позволяет индивиду примирить свои притязания на логичность с внешней алогичностью и противоречиямиповседневной жизни. Одним словом, можно сказать, что идеология выполняет в современном обществе ту жефункцию, какую и миф – в примитивных традиционных обществах.Идеология – одно из самых противоречивых понятий в социологии.
Условно ее можно определить каксовокупность убеждений, установок, ценностей и взглядов. Существует три основных значения термина“идеология”: 1) различные специфические виды убеждений; 2) идеи и убеждения, являющиеся в некотором смыслеискаженными или ложными; 3) любая совокупность идей и убеждений, охватывающих самые различные сферы – отнаучного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того,истинны эти представления или ложны.Современные дискуссии об идеологии в рамках европейских социальных и гуманитарных наук во многомнаправлены на объединение первого и второго значений понятия “идеология”.
В пользу этого объединениявыдвигаются три основных аргумента. Во-первых, существует общее теоретическое движение противэкономического детерминизма и за признание относительной независимости идеологии от класса илиэкономической структуры. Во-вторых, многие современные исследователи выступают против концепции идеологиикак состоящей из “идей, находящихся в человеческих головах”. При этом предполагается, что идеологию следуетрассматривать не только как интеллектуальный продукт, ибо она включает также идеи простых людей; чтоидеология вообще не представляет собой совокупности идей и что ее скорее следует рассматривать как всеобщую исовершенно нерефлексивную повседневную практику; что идеология представляет собой не что иное, как дискурс,т.е. область унифицированной и структурированной практики использования языка, ограничивающей то, что можетбыть сказано или помыслено.
В-третьих, в более абстрактном смысле роль субъекта – индивидуального деятеля – всоздании и функционировании идеологии составляет предмет обширной дискуссии, в особенности в тех областях,где социология пересекается с другими дисциплинами, такими, как лингвистика.Включая в себя систему ценностей, в которых отражаются интересы и потребности, цели и задачи социальныхгрупп и общества в целом, идеология выходит из теоретической сферы в социальную действительность, в практикусоциальных сфер жизни общества. Идеология не может быть связана только с познанием, она призвана вызыватьfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 53 of 247активные действия масс людей, мобилизовывать их на реализацию целей и задач, определенных в идеологическихпрограммах. Так, О. Лемберг отмечает: “Исходя из методологических предпосылок можно определить идеологиюкак систему идей – представлений, истолковывающих мир, и развиваемых из этого ценностей и норм, котораяпросто побуждает отдельные общественные группы или человеческое общество вообще действовать и,следовательно, жить... Идеологию можно определить как систему побуждений и управления человеческимобществом... Как систему, стимулирующую и направляющую человеческое поведение”.(Цит.
по: Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология. С. 399.)Определяя сущность идеологии, можно выделить ряд ее характерных черт.{{{{{{Идеология всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека вэтом мире.Идеология интегрировала знания, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранееполученные знания и вымыслы из других идеологий.Идеология стимулирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей иобщества.Идеологические системы определяют директивы человеческой деятельности и поведение личности всоциальном мире.Идеология является организующей формой общественной жизни, она побуждает действовать и,следовательно, жить.Идеологии в целом определяли преобразование, развитие и функционирование общества в историичеловечества.Для более четкого понимания роли идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественнойсистемы необходимо определить ее функции.Познавательная функция идеологии определяет систему знаний, полученных в сфере духовной культуры и наоснове опыта социальных групп; создается та или иная модель социального мира и места человека в нем.Оценочная (аксиологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различногорода ценностей и норм поведения: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения ирегламентирует тем самым поведение членов общества (например, шариат как норма поведения мусульманина).Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройствеобщества, к которому необходимо стремиться всем гражданам.Интегрирующая функция обеспечивает формирование определенного подхода к явлениям социокультурнойпрактики общества.Защитная функция обеспечивает конкурентное (либо борьба, либо сосуществование) взаимодействие с другимиидеологиями.Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества.
Факторидеологии “вписан” в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается вразвитых и сложных цивилизациях.Самостоятельное прогрессивное развитие экономики, политики, культуры без идеологии невозможно, ибо оно даетне целостное, не эффективное развитие общества, а стихийное, беспорядочное. Идеология всегда направляет,интегрирует, упорядочивает развитие общества. Каждый класс, каждая социальная группа, чтобы укрепиться всобственных глазах, создает свою самоутверждающую идеологию.НазадСодержаниеВперед§ 2.4. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУРКультурные универсалииБольшим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетическойfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 54 of 247эволюции.
Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться кменяющимся условиям. Что касается изменений в культуре, то они могут происходить достаточно быстро.Некоторые социологи даже утверждают, что культурная эволюция возобладала над биологической эволюцией какглавным источником изменений в поведении человека. Генетические программы больше не осуществляют жесткоеуправление функциями человеческого мозга.
Вместо этого гены сделали возможным создание мозга, допускающегогибкий репертуар реакций. С возрастанием уровня культуры развивается и ее биологическая матрица. Тот факт, чтокультура во все большей степени узурпирует функции природы как главной движущей силы в развитиичеловечества, имеет последствия как для единства, так и разнообразия культур.Хотя культура предоставляет ориентиры повседневной жизни – план или карту жизнедеятельности, эти ориентирыу разных обществ часто различны.