Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 101
Описание файла
PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 101 страницы из PDF
Однако суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него.При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место все-таки выходят не трудности иопасности, а тот успех, с которым современному обществу удалось осуществить самую кардинальную и далекоидущую революцию в истории человечества.Феномены индустриализации и модернизации, начавшиеся предположительно примерно два столетия назад и лишьгораздо позднее концептуально оформившиеся, пока еще не получили какое-то видимое завершение.
Конецистории, если таковой вообще имеется, пока еще не виден, и вопрос окончательной оценки природы и значимостиэтого масштабного исторического движения пока остается без ответа.Трансформация обществПри модернизации обществ трансформируются типы и характер входящих в них групп. Например, в обществахохотников и собирателей единственными основаниями для членства в группе выступают возраст, пол ипринадлежность к племени.
В результате простейшие общества состоят из малого числа различающихся групп.Индустриальные общества подразделяются на множество групп. В них, кроме групп, сформировавшихся повозрастному и половому признаку, присутствуют группы, образованные на основе общей религии, этноса,территории, политической ориентации, группы, имеющие одинаковые интересы в спорте, отдыхе и хобби, и дажегруппы с аналогичными взглядами. Все эти многочисленные малые группы входят в одну крупную группу –общество, которое в силу своих особенностей и условий придает форму этим малым группам.Эволюция обществ, представленная на рис.
11.1, поможет понять, как возникло наше собственное общество, какиехарактеристики присущи каждому типу общества.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В... 09.12.2010Page 203 of 247Общества охотников и собирателей. Простейшие общества получили название обществ охотников и собирателей.Эти группы людей выживали благодаря тому, что мужчины охотились на животных, а женщины собиралисъедобные растения.
Помимо этого основного разделения труда по половому признаку другого практически несуществовало. В группах обычно имелся шаман или жрец, который тоже помогал в заготовке пищи. Хотяпрестижем в этих группах пользовались мужчины-охотники, женщины-собирательницы приносили группе большесъестного, возможно, 4/5 всей добываемой пищи.Кроме рода главную ячейку организации представляла семья. Основой для большинства взаимоотношений служилиродственные связи по крови или браку. Семья в этих обществах была единственным явно выраженным социальныминститутом и выполняла функции, которые в современных обществах распределены между многимиспециализированными институтами. Семья раздавала своим членам пищу, учила детей (особенно навыкам добычисъестного), ухаживала за больными и т.д.Поскольку много охотников и собирателей растений не могло прокормиться на ограниченной по площадиместности, общества охотников и собирателей были невелики и насчитывали обычно 25-40 членов.
Они великочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи. Эти группы были, какправило, миролюбивыми и делили между собой пищу, что являлось необходимым условием выживания. Однако изза большого риска уничтожения пищевых запасов в результате засухи, из-за болезней, голода и эпидемийсмертность у этих людей была очень высокой. Почти половина из них умирала в детском возрасте.По сравнению со всеми другими обществами общество охотников и собирателей самое эгалитарное. Поскольку то,что они добывают на охоте и собирают, быстро портится, они не могут делать запасов, поэтому никто не можетстать богаче другого. Правителей нет, и многие решения принимаются сообща. В силу того что потребностиохотников и собирателей невелики и они не имеют материальных накоплений, у них остается гораздо большевремени для досуга, чем у других групп. Все люди были когда-то охотниками и собирателями, и еще несколькостолетий назад общества были примитивны.
В настоящее время их осталось всего несколько: пигмеи в ЦентральнойАфрике, племя сан в намибийской пустыне и австралийские аборигены. Социологи Г. и Дж. Ленски отмечали, чтосовременные общества забирают все больше земель, которые дают пропитание для таких групп.
Они полагают, чтонемногие оставшиеся общества охотников и собирателей вскоре сойдут с человеческой сцены.Скотоводческие и огороднические общества. Примерно 10-12 тыс. лет назад общества охотников и собирателейначали развиваться в двух направлениях: одни группы стали приручать и разводить отдельные виды животных, накоторых они охотились, в основном коз, овец, крупный рогатый скот и верблюдов, а другие группы стализаниматься растениеводством.
Скотоводческие общества развивались в засушливых районах, где былонецелесообразно выращивать зерновые культуры. Группы, избравшие этот путь, остались кочевыми, поскольку шлиза животными на новые пастбища. Основным занятием огороднических обществ являлось выращивание растений спомощью ручного инструмента. Не испытывая больше необходимости покидать районы, где не хваталопродовольствия, эти группы начали устраивать постоянные поселения. Одомашнивание животных и растенийможно назвать первой социальной революцией. Хотя процесс одомашнивания проходил крайне медленно, онознаменовал фундаментальный разрыв с прошлым и изменил историю человечества.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...
09.12.2010Page 204 of 247Огородничество, по-видимому, впервые возникло в плодородных районах Ближнего Востока. Примитивнаясельскохозяйственная техника – мотыги и палки для проделывания в земле отверстий для семян – постепенноначала появляться в Европе и Китае. Вероятно, эти способы обработки изобрели независимо друг от друга племенаЦентральной и Южной Америки, хотя они могли распространиться из одного источника благодарявзаимопроникновению культур через неизвестные нам контакты. Скотоводство и выращивание растенийпреобразили человеческое общество.
Создав возможность более надежного обеспечения продовольствием, эти видыхозяйства способствовали появлению множества взаимосвязанных новшеств, которые изменили почти все аспектычеловеческой жизни. Поскольку запасы продовольствия могли обеспечивать большее число людей, группы сталимногочисленнее. Кроме того, пищи стало больше, чем необходимо для выживания.Излишки продовольствия позволили группам прийти к разделению труда: не всем нужно было производитьпродукты питания, поэтому одни люди стали жрецами, другие занялись изготовлением ювелирных изделий,инструментов, оружия и т.д.
Это в свою очередь стимулировало торговлю, а следовательно, появление накопленийпредметов, представлявших для них ценность: золото, драгоценности, инструменты, разнообразные продуктыпитания.Эти перемены создали предпосылки для социального неравенства, так как теперь одни семьи (или кланы) имели всвоем распоряжении больше излишков и богатства, чем другие. За обладание домашними животными, пастбищами,пахотными землями, драгоценностями и др.
стали вестись войны. Войны в свою очередь породили рабство –пленники делали всю черную работу. Социальная стратификация, однако, имела ограниченное распространение,потому что самих излишков было немного. Но их владельцы передавали свое имущество потомкам, и богатствоконцентрировалось, а власть становилась все более централизованной. Появление вождей привело к изменениюформ правления.Отметим, что основная тенденция в фундаментальной трансформации жизни групп проявляется в переходе отбольшего равенства к меньшему. Существенное значение в этом процессе имело положение людей внутриобщества, определявшее их дальнейшую жизнь.Аграрные общества. Примерно 5-6 тыс.
лет назад произошла гораздо более внезапная и значимая, чем первая,вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга. Это изобретение имело настолько серьезныепоследствия, что привело к возникновению нового типа общества – аграрного. Это общество базировалось наэкстенсивном земледелии, когда почва обрабатывалась плугом на конной тяге. Использование животных дляплужной обработки почвы было чрезвычайно эффективным. При вспашке в землю возвращалось большепитательных веществ, и значительно более обширные площади могли обрабатываться меньшим числом людей. Врезультате образовались огромные излишки сельскохозяйственной продукции, что высвободило многих людей длянепроизводственной сферы. Перемены на этом этапе истории были столь глубоки, что его иногда называют зарейцивилизации.Одной из самых значимых перемен был рост социального неравенства.
Когда излишки сельскохозяйственнойпродукции превысили все известные пределы, группы стали различаться по имущественному признаку, и то, чтопрежде было лишь тенденцией, превратилось в выраженную черту социальной жизни. Как указываютконфликтологи, контроль над избыточными ресурсами захватила элита, использовавшая их для укрепления своейвласти. Концентрация ресурсов и власти стала зародышем государства, так как с целью защиты своегопривилегированного положения элита окружила себя вооруженными людьми.Индустриальные общества. Подобно аграрной революции, третья социальная революция – промышленная – тожебыла вызвана изобретением. Она началась в Британии, где в 1765 г. был впервые применен паровой двигатель.