Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология

Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология, страница 100

Описание файла

PDF-файл из архива "Ю.Т. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов - Социология", который расположен в категории "книги и методические указания". Всё это находится в предмете "социология" из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 100 страницы из PDF

“Культурные конфликты,– отмечал Вацлав Гавел,– множатся истановятся ныне более опасными, чем когда-либо в истории”. Жак Делор также отмечает, что “будущие конфликтыстанут порождением культурных факторов, а не экономических или идеологических”. Самые же опасныеконфликты культурного характера будут разгораться вдоль демаркационных линий, разграничивающихцивилизации, считает Хантингтон.Межцивилизационный конфликт может иметь две формы. На локальном уровне, или микроуровне, конфликты подемаркационной линии будут вспыхивать между соседними государствами, представляющими различныецивилизации, группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства, а также группами,которые, как в бывшем Советском Союзе или Югославии, стремятся к созданию новых государств на руинахпрежних государственных образований.

Конфликты по демаркационной линии особенно часто происходят междумусульманским и немусульманским миром. На глобальном уровне, или макроуровне, конфликты происходят междуведущими государствами, относящимися к различным цивилизациям. В основе таких конфликтов лежатклассические проблемы международной политики, включая следующие:{{{{Проблема влияния на формирование глобальной политики и на деятельность таких международныхорганизаций, как ООН, МВФ и Всемирный банк.Проблема военного могущества, проявляющаяся в противоречивых подходах к вопросамнераспространения оружия и контроля за вооружениями, а также в гонке вооружений.Проблема экономического могущества и богатства, проявляющаяся в разногласиях по вопросамторговли, инвестиций и т.п.Проблема человеческая; в частности, речь идет о попытках государства, представляющего однуцивилизацию, защитить родственное ему население в рамках другой цивилизации, одискриминационном отношении к представителям другой цивилизации, о попытках изгнать их со своейтерритории.file://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...

09.12.2010Page 201 of 247{{Проблема ценностей и культуры, конфликты по поводу которых возникают тогда, когда государствопытается продвигать или навязывать свои ценности народу, относящемуся к другой цивилизации.Эпизодические территориальные проблемы, когда ведущие государства становятся главнымиучастниками конфликтов по демаркационной линии.Нельзя не согласиться с тем, что на протяжении всей истории человечества эти проблемы были источникомконфликтов. Однако культурные различия способны их обострять, когда в них вовлекаются целые государства.(Хантингтон С.

Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка//Новая постиндустриальная волнана Западе. Антология/Под ред. В.Л. Иноземцева. С. 531-556.)Хантингтон обращает внимание на то, что Запад ожидает своего рода “духовная реконкиста” со стороныпредставителей иных цивилизаций, в частности ислама. Сейчас только в Западной Европе проживает 10 млн.выходцев из арабо-мусульманской, южно-азиатской, дальневосточной и африканской цивилизаций, которыеугрожают культуре западной цивилизации.

Поэтому Хантингтон призывает к укреплению единства Запада, квозрождению его культурной идентичности.МодернизацияВ социологии под термином “модернизация” подразумевается переход от традиционного аграрного общества ксветскому, городскому и индустриальному обществу.Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа. Напервом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин.

На втором этапе примитивные обществаначали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII в. с наступлениемпромышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характернораспространение индустриальной культуры по всему миру.Сила современности всегда была отчасти реактивной силой, обретавшей значимость и движущий импульс только засчет сравнения или отрицания предшествующих современности процессов.

Это положение обусловливает общийвзгляд на модернизацию как на процесс индивидуализации, специализации и абстракции. Во-первых, структурысовременного общества полагают своей базовой единицей индивида, а не группу или общину, что было характернодля аграрных или крестьянских обществ. Во-вторых, современные институты предназначены для выполненияограниченных, специализированных задач в рамках социальной системы с высокоразвитым разделением труда.

Втретьих, вместо того чтобы предоставлять права и прерогативы конкретным группам и лицам или ориентироватьсяна обычаи или традиции, современные институты управляются общими правилами и нормами, легитимностькоторых определяется научными методами и открытиями. Условия трансформации общества, приведшие кмодернизации, выросли из европейских социально-экономических условий.

Главным среди этих условий былоразвитие коммерческого капитализма в средневековой Европе. Впервые цели экономики сместились от потребленияк производству. Появился новый тип валютного рынка, основанный на механизме предложения и спроса.Экономика начала формироваться в соответствии с будущими потребностями в производстве, что вызвало к жизникапиталовложения.Европа эпохи Возрождения стала первой цивилизацией, создавшей условия для непрерывных изменений. Впервыеинтересы городов, центров торговли перевесили аграрные интересы.

Владение землей уже не имело такойсоциальной ценности, как в древние времена; исключительное положение землевладельца постепенноузурпировалось купцами и ремесленниками. Прежнее социальное разделение между землевладельцами ибезземельными крестьянами сменилось новым разделением – между работодателем и рабочим. Класс военныхутратил свое значение, поскольку центральное место в обществе заняли торговля и промышленность.Новая буржуазия стала основным двигателем и создателем городского общества.

Купечество лишилось своеговысокого социального статуса и уже не обрело его вновь. Новая денежная экономика привела к ликвидации старойсоциальной системы.С самого начала современность имела два лица: одно – динамическое, устремленное вперед и прогрессивное,обещающее невиданные доселе изобилие, свободу и достижения; другое, столь же ясно видимое лицо, предвещаетновые проблемы – отчуждение, бедность, рост преступности и загрязнение окружающей среды.Модернизация и индустриализацияСовременное общество – это индустриальное общество. Модернизация общества прежде всего предполагает егоиндустриализацию.

Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождениемпромышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности, могут быть соотнесены с темрядом перемен, который два столетия назад вызвал к жизни индустриальный тип общества. Это дает возможностьпредполагать, что термины “индустриализация” и “индустриальное общество” имеют не только экономическое иfile://C:\Users\Nike\AppData\Local\Temp\Rar$EX04.674\Волков Ю., Добреньков В...

09.12.2010Page 202 of 247технологическое значение. Индустриализация – это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические,социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессевсесторонней индустриальной трансформации.Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс. Исторически период модернизации следует исчислятьстолетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация – это не рази навсегда достигнутое состояние.

Очевидно, в ткань современных обществ вплетен динамический принцип, недающий обществам достигнуть равновесия. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью инеравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют “отстающие” регионы и“периферийные” группы. Они составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явлениесвязано не только с внутренним развитием отдельных государств.

Оно наблюдается во всемирном масштабе, помере того как модернизация выходит за первоначальные рамки западных стран и начинает продвижение по всемуземному шару. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элементнестабильности в мировую государственную систему. Как представляется, модернизация имеет две основные фазы.До определенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества ивовлекает их в то, что обычно рассматривается как прогрессивное движение к совершенствованию.Начальное сопротивление процессу модернизации может быть резким и продолжительным, однако обычно онообречено на провал.

После достижения определенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать всебольшее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населения, которые былиспровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Группы имеюттенденцию предъявлять обществу повышенные требования, которым становится все труднее и труднеесоответствовать. Достигнув ускоренного уровня и мировых масштабов, модернизация вызывает новые социальныеи материальные проблемы; они могут стать угрозой для тех принципов роста и расширения, на которых ибазируется современное общество. Во время этой, второй фазы современные общества оказываются лицом к лицу срядом новых проблем, решить которые традиционным национальным государствам часто оказывается не по силам.Но в мире преобладает система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковым развитием иконфликтующими интересами.

Свежие статьи
Популярно сейчас