Ответы на вопросы (2009), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
«…зрелый человек соединяет в своей любви материнское иотцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу.Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Еслибы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуясебе и другим в развитии»[ . И одного начала недостаточно для нормального развитияличности.Братская любовьЭротическая любовьЛюбовь к себеЛюбовь к Богу6. Эмиль Дюркгейм. Учение о норме и патологии общества.7. Эмиль Дюркгейм.
Проблемы солидарности и типы солидарности.Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15ноября 1917, Париж) — французский социолог, основатель французской социологическойшколы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии каксамостоятельной науки.В 1898—1913 гг.
Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» —первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этогожурнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа»,центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальнойсолидарности.Основное направление научных исследований — социальная девиация.Философские и социологические взглядыДюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классикомтеории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципысоциологии:1.
Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядокприроды и имеющей свои специфические законы.2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы отчеловеческого произвола.По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, котораяобладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.ОбществоАрхаическое (простое) общество или группа характеризуется механическойсолидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены вколлективном сознании.Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностьюлюдей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности,порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность инеобходимость в совместном труде.Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровеньпринуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов.
Чембольше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базисдемократии.Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют,взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которойвыступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее,принудительное воздействие и имеющие объективное существование.От механической к органической солидарностиПроблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в творчествеДюркгейма.Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество,создающая общественное целое.
Она возникает как логическое следствие общественногоразделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людейстремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическойформой. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Изэтого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социальноговзаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами изаконами, на которых покоятся социальные институты общества.Теория строения и эволюции общества:•Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность посходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и неимеют индивидуальных черт.•Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальноеобщество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинаютвзаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью ивзаимодополняемостью частей тела в организме.Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняяоснована на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека.
И, напротив,чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальнойорганизации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставленгораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; егоповедение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, аподавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужаетдиапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий наборсанкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое обществодержится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняютодни и те же нормы.
Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.Коллективное сознаниеКоллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же обществаинтересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психическийтип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, своиусловия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существуетобъективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только виндивидах.Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам.Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку ихдуховного бытия.
Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести»регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида сгруппой.Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности исолидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное.Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) —ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когдастарые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство,рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основнойпуть решения проблемы — реформы.Проблема самоубийстваС целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялоськлиматическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими илипсихопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистическихданных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах.
Онсчитал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств,наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативногообъяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт— продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результатеобщения людей друг с другом.Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силойвлияния социальных норм на индивида:••••Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальныхсвязей.Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграциииндивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексучести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностнойсистемы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают,а новые — ещё не сформировались.
Это состояние Дюркгейм назвал социальнойаномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихсяобществ (например, переживающих быструю урбанизацию).Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроляобщества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации»,незначительно распространён.8. Макс Вебер Понимающая социология и теория социального действия.9. Теория господства и теория бюрократии Макса Вебера.10. Маркс. Вебер о связи между религиозно-этическими принципами и формамиэкономической деятельности.МаксимилиаKн Карл ЭмиKль ВеKбер (Макс ВеŠбер нем. Max Weber; 21 апреля 1864,Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, историк и экономист.
Старшийбрат Альфреда Вебера.Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общаясоциология, методология социального познания, политическая социология, социологияправа, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Своюконцепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализируетсоциальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познаниесоциального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.
е. смысл,который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находятсвоё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческуюдеятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своихсовременников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук,относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые какпо методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основныекатегории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие.Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием,если действующий связывает с ним субъективный смысл.