Ответы на вопросы (2009), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на вопросы (2009)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла — 13 мая 1904, Париж) —французский социолог и криминалист.По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационнаядеятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало уфранцузского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, онтрактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарноекопирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования иповторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которыевоспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процессспособствует сохранению целостности общества.изобретенияДругим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является«изобретение» (или «нововведение»).
Оно рассматривается Тардом как процесс адаптациик изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе(будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческойдеятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло,государство – все это, по мнению Г.Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Развозникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнитьс кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новомупостепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этомпервоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло,по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое,стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшестваявляются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуяразвитию общества.
Следует при этом учитывать, что наибольшее распространениеполучают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в ужесуществующую культуру и не сильно противоречат ее основам.Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие передобществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействияинновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства(вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычноприходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессовзавершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового«изобретения».НиколаKй КонстантиKнович МихайлоKвский (15 (27) ноября 1842, Мещовск Калужскойгубернии, ныне Калужской области — 28 января (10 февраля) 1904, Санкт-Петербург) —русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.Социальная философияМихайловскому наравне с П.
Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободномвыборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменитьобщественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболееполное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии,который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктомисторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?»,«Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука»,«Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).5. Социология личности Эриха Фромма.ЭKрих Фромм (нем. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980,Локарно) — немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представительФранкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.Социально-философские идеи ФроммаПо убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний очеловеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он долженделать.
Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, носовершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзяпонять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальныхвлечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смыслеего существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить.Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения впсихоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страстичеловека и тревоги его — продукт культуры».[1]В своей книге «Бегство от свободы» 1941 г.
Фромм исследовал сложную ситуацию, вкоторой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальностиведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализпериода становления личности эры капитализма. Периода формирования новойфилософии, нового мировоззрения на человека и его смысл жизни. Большое внимание онуделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истокисовременного капиталистического уклада. На примере психологического анализа Л.
и К.Фромм пытается дать более развернутую и полную картину исторических процессов и ихвлияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и отсобственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г/, котораяпо сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемыэтики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению еговозможностей. «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и наих обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…>Согласно последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральнойнесостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриватьсякак симптом морального благополучия)».[3]Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в егожизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу.
Невроз можно понять как неудачнуюпопытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью истремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многихслучаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Этоозначает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит отпонимания и решения моральной проблемы человека.Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — этобезразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключаетсяв раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологическихориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер(промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующимив обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующихпониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью.И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумнымпоступкам.Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарнойсовестью (голосом овнутреннего внешнего авторитета родителей, государства,являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (неинтернализованным голосом авторитета, а собственным голосом человека,независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интереси целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является).
Фроммпротивопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни иживому). Выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то естьбиологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, историческиприобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить иубивать). Показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном наготовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы,в первую очередь быть самим собой.Теория любвиЛюбовь — ответ на проблему человеческого существованияЧеловек — это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживаниеотчужденности от природы, от других людей.
Поэтому глубочайшей, стержневойпотребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества,стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии естьистория поисков ответов на этот вопрос»И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияниясвоего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви»[ . Однако кроме истинной, зрелойформы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названысимбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение,или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная формасимбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимыйс мазохизмом, садизм»«В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условиисохранения собственной целостности, индивидуальности.
Любовь — это активная сила вчеловеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; котораяобъединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции иодиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять своюцелостность.
В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаютсяпри этом двумя» «Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит кухудшению соматического и психического состояний»Любовь между родителями и детьмиНоворожденный воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает вэйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма.Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потомучто это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, этовсе равно как если бы все прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать, чтобыэту любовь искусственно создать» Проходит время и к ребёнку приходит ощущениеспособности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизниидея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворениелюбви».В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала.Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовскоеначало) обусловленна.