Диссертация (Прогрессивное развитие института международно-правовой защиты культурных ценностей), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Прогрессивное развитие института международно-правовой защиты культурных ценностей". PDF-файл из архива "Прогрессивное развитие института международно-правовой защиты культурных ценностей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Герцог Веллингтонский в1815 году объявил, что все эти аннексии Наполеона противоречат практике военныхдействий между цивилизованными нациями, и тогда была проведена реституциянекоторых из предметов, захваченных в качестве военных репараций. Также лордомP.C. Каслри был распространён меморандум, в соответствии с которым вывозпроизведений искусства «противоречит любому принципу справедливости и обычаямСм.: Vattel E.d. Le droit des gens ou principes de la loi naturelle appliqués a la conduite et aux affaires des Nations et desSouverains, Vol.
II, Livre III, chapitre IX, Institut Henri Dunant, Genève, 1983. P. 453 (première édition: 1758).67См.: Vattel E.d. Le droit des gens ou principes de la loi naturelle appliqués a la conduite et aux affaires des Nations et desSouverains, Vol. II, Livre III, chapitre IX, Institut Henri Dunant, Genève, 1983. P.
139 (première édition: 1758).68См.: Nahlik S.-E. „Protection of Cultural Property“, в International Dimensions of Humanitarian Law, Paris/Geneva,Henry Dunant Institute/UNESCO/Martinus Nijhoff Publishers, 1988. P. 203-204.6629современных военных действий» 69. Тем самым пострадавшими государствами былутверждён принцип иммунитета произведений искусства от захвата и разграбления 70.В 1863 году появились инструкции для управления полевыми действиями армийСоединённых Штатов Америки, которые оказали большое влияние на кодификацию,формирование правовых норм ведения войны, и послужили примером для кодификациина международном уровне норм, касающихся культурных ценностей (в особенностистатьи 35 и 36).
Известны они по имени их автора как «Инструкции Либера дляуправления армиями». Более того, Инструкции Либера оказали влияние на разработкузаконов военного времени в других странах, особенно на служебный регламент дляполевых армий Великобритании, Германии, Испании, Италии, России, Франции иЯпонии 71.Иоганн-Гаспар Блюнчли в своей работе "Das moderne Völkerrecht der civilisiertenStaaten als Rechtbuch dargestellt" впервые опубликованной в 1868 году подытоживаетпостепенную эволюцию правового осознания необходимости защиты культурныхценностей 72.
«Хотя изъятие ценных в художественном отношении предметов илидокументов было обычной практикой ещё в ходе революционных войн в началенынешнего столетия, оно уже рассматривается общественным мнением в качестве актавандализма, ибо предметы искусства не имеют прямой связи с целями, преследуемымигосударством в ходе ведения войны, а представляют собой вечные памятники мирногоразвития наций» 73, – утверждает Блюнчли.ПоинициативеАнриДюнана,инициатораиодногоизоснователейМеждународного Комитета Красного Креста 74, и при поддержке российскогоимператора на Брюссельской конференции, проходившей с 27 июля по 27 августа1874 г., был принят проект Международной декларации о законах и обычаях войны,которая не была ратифицирована, но всё же, оказала влияние на кодификацию законов вСм.: Nahlik S.-E.
„Protection of Cultural Property“, в International Dimensions of Humanitarian Law, Paris/Geneva,Henry Dunant Institute/UNESCO/Martinus Nijhoff Publishers, 1988. P. 204.70См.: Nahlik S.-E. „Protection of Cultural Property“, в International Dimensions of Humanitarian Law, Paris/Geneva,Henry Dunant Institute/UNESCO/Martinus Nijhoff Publishers, 1988.
P. 238.71См.: Yerri P. "The condition of cultural property in armed conflicts (II)". International review of the Red Gross(Geneva). No 246. May-June 1985. P. 127.72См.: Bluntschli J.-G. Le droit international codifie, 1895. P. 602.73См.: Bluntschli J.-G. Le droit international codifie, P. 42-43.74Изначально была сформирована специальная комиссия из пяти жителей Женевы, позже переименованная вМеждународный комитет помощи раненым.6930будущем. В ст. 8 проекта России, представленного на Брюссельской конференции1874 г. 75, содержалось положение о том, что «... Любой захват или разрушение, либоумышленное повреждение собственности общин, а также учреждений, посвящающихсвою деятельность религии, благотворительности и просвещению, искусству и наукам,даже если она является государственным достоянием, исторических монументов,произведений искусства и науки, должно быть предметом судебного расследования,проводимого соответствующими властями».
На основании ст. 16 и 17 в отношении осади бомбардировок в нём устанавливалось, что «в случае обороны города или крепости,посёлка или деревни, офицер, командующий атакующими войсками, должен до началабомбардировки» принять все необходимые меры «для того, чтобы по мере возможностисберечь здания, предназначенные для целей искусства, науки и благотворительности».В 1880 году в Оксфорде принято Наставление Института международного правапод названием «The Law and Customs of War on Land» («Законы и обычаи ведениясухопутной войны»), которое также можно рассматривать как элемент процессаразработки правил защиты культурных ценностей во время вооружённых конфликтов. В«Оксфордскомнаставлении»практическиполностьюповторялисьположения,закрепленные в Брюссельской декларации 1874 г. 76, а также на основании ст.
84устанавливалось, что лица, нарушающие содержащиеся в нём правила, подлежатнаказанию в соответствии с уголовным правом.У истоков современной системы многосторонних международных договоров озащите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов стоит Гаагскаяконвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (далее Гаагская конвенцияIV) 77. Несмотря на то, что культурные ценности напрямую не упоминаются в этойконвенции, огромное значение имеют положения о запрете присвоения и уничтожениясобственности врага, нападения на незащищенные города или строения и в особенностиосуждении мародёрства (ст. 22).
Защита культурных ценностей особенно тесно связанаБрюссельская конференция 1874 г., проект Международной декларации о законах и обычаях войны в сборникеD. Schindler and J. Topman (eds). The Laws of Armed Conflicts (Сборник конвенций, резолюций и другихдокументов, второе пересмотренное и дополненное издание), Alpher aan de Rijn / Rockville, Sijthoff & Noordheff,Институт Анри Дюнана, 1981. P. 27.76См.: Deltenre M. General Collection of the Laws and Customs of War. Text and Comment.
Brussels, F. Wellens-Pay,1943. P. 634.77См.: Wolfrum R. Protection of Cultural Property in Armed Conflict, in: 32 Israel Yearbook on Human Rights (2002). P.305-338.7531с требованием уважения частной собственности и соответствующим запретомконфискации или грабежа (ст. 46, 47); собственность церковных, благотворительных,образовательных, художественных и научных учреждений приравнивается к частнойсобственности (ст. 56).
Принцип различия между военными объектами и гражданскимимуществом лежит в основе законов и обычаев войны, в частности, норм, относящихсяк ведению военных действий 78.Институт международного права 9 августа 1913 года одобрил Наставление,подобное тому, которое было выпущено в 1880 г., однако в данном случае оно касалосьвоенных действий на море. В ст. 28 этого Наставления слово в слово воспроизводитсяст. 5 о бомбардировке наземных целей с моря Гаагской конвенции IX 1907 г.В соответствии с резолюцией Вашингтонской конференции от 4 февраля 1922 г.Комиссия юристов, заседавшая в Гааге с декабря 1922 г. по февраль 1923 г. подготовилаправила для контроля над радио в военное время (часть I доклада Комиссии) и правилаведения военных действий в воздухе (часть II).
Фактически в этих правилах впервыебыло проведено различие между общей защитой (аналогичной той, котораяпредусмотрена ст. 27 Гаагского регламента) и специальной защитой, а также в статьях25 и 26 этих правил были добавлены некоторые принципы, в соответствии с которымипамятникамбольшойисторическойценностинеобходимообеспечиватьболееэффективную защиту. Хотя данные правила не были приняты в юридическиобязательной форме, являлись лишь рекомендациями, и так и не вступили в силу, ониоказали большое влияние на правительство Италии, которое добилось согласия свозможностью создания «защитной зоны» (обладающей нейтральным статусом иподлежащей контролю) вокруг памятников, имеющих историческую ценность.15 апреля 1935 года по предложению профессора Николая Рериха в Вашингтонебыл подписан так называемый Пакт Рериха (или Вашингтонский договор 1935 г.), онвступил в силу 26 августа 1935 г.
и в настоящее время является обязательным для 11государств Западного полушария, включая Соединённые Штаты Америки. СогласноПакту Рериха, который действует как в мирное, так и военное время, в числе прочего,защитой и уважением пользуются недвижимые объекты (исторические памятники,Статья 23 (ж), 25, 27, 28 Положения о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к Гаагской конвенцииIV о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). СПб: «Издательство Российского МИД», 1908.URL:https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/hague-convention-iv-181007.htm(датаобращения:17.05.2016); См.: Buhse K.
H. Der Schutz von Kulturgut im Krieg, 1959. 150 p.7832музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, которыесчитаются «нейтральными»); движимые предметы защищаются лишь в случае, еслинаходятся в защищаемых зданиях; для обозначения памятников и учреждений можетиспользоваться отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине набелом фоне); перечень памятников и учреждений, которые подписавшие государстважелают защитить, должен быть зарегистрирован в Панамериканском союзе; памятникии учреждения перестают подлежать защите в случае их использования в военныхцелях 79.В 1938 году Международное бюро музеев представило Совету и Ассамблее ЛигиНаций на осенней сессии проект Международной конвенции о защите историческихзданий и произведений искусства в военное время.
В 1939 году разразилась война, иМеждународное бюро музеев в конечном счёте подготовило лишь проект декларациипринципов, включающий 10 статей, основанный на указанном проекте конвенции 80. Вмае 1940 года эту декларацию принципов после внесения некоторых изменений принялиправительства Бельгии и Нидерландов. Несмотря на это проект оказался исключительнополезным при подготовке проекта Гаагской конвенции о защите культурных ценностейв случае вооружённого конфликта 1954 г.5 января 1943 года 18 Союзных Держав подписали Лондонскую декларацию, наосновании которой следующие сделки могут быть объявлены недействительными:передача собственности, а также сделки, которые приобрели форму явного грабежа илиразграбления, либо операции, которые внешне имеют законную форму, даже в техслучаях, когда они якобы были произведены на добровольной основе 81.Все эти нормы не смогли спасти от уничтожения многих культурных ценностейво время Первой мировой войны и в значительно больших масштабах во время Второймировой.
Также не удалось принять специальные положения о защите культурныхПакт Рериха от 15 апреля 1935 г. См.: League of Nations, Treaty Series, Vol. CLVII, 1936. Pp. 290-349; ZaoRV16(1955/56) 78 f.; Dekendre M., General Collection. Pp. 760-756; Schindler D. and Toman J. (eds), Laws of ArmedConflicts, Annex I. Pp. 653-655.80Проект Декларации об охране памятников и произведений искусства в случае вооружённого конфликта. См.:Deltenre M. General Collection of the Laws and Customs of War, Text and Comment. Brussels, F.