Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 35
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
в Управленииюстиции Согдийской области. Деятельность организации направлена нареализацию социальных программ: а) проведение консультаций для людейс инвалидностью, особенно женщин и детей; б) встречи и проведениебесед с родителями молодых девушек и женщин с инвалидностью в целяхпредотвращения их изоляции, дискриминации их прав и приобщения их кобщественной жизни. Ежегодно организация в школах города Канибадамапроводит «Уроки доброты», на которых дети старших и младших классовузнают с помощью игр и дискуссий о принципах инклюзивногообразования, о моделях инвалидности, о равенстве прав и возможностей 361.Всевышеперечисленныемеждународные,республиканскиеиместные общественные объединения являются звеньями гражданского360Об организации «Насл» [Электронный ресурс] // URL:http:/www.ngonasl.tj (датаобращения: 04.10.2017).361Сафои Конибодом [Электронный ресурс] // URL:http:/www.safoi-konibodom.tj/SitoraKurbanova182общества. В какой-то степени они доводят до государственных структуримеющиеся проблемы по защите прав человека в современном обществе,принимаютактивноеучастиевнормотворчестве,ставятпередправительством актуальные проблемы, такие как права человека, экология,здравоохранение, образование, культура и искусство, требуют принятияконкретных мер, осуществляют мониторинг деятельности государственныхорганов и информируют об этом общественность.Таким образом, подводя итоги исследованию институциональнойзащиты прав человека в гражданском обществе, считаем справедливымизложить следующие положения.Во-первых, в гражданском обществе роль адвоката в защите прав исвобод человека наравне с государственными органами велика, чтодоказываетсянапрактике.Адвокатпривыполнениисвоейпрофессиональной деятельности руководствуется своими внутреннимисубъективными взглядами и убеждениями.
Поэтому изучение данногоинститута в контексте защиты прав человека вызвано тем, что в периодполучения независимости Республики таджикскими учёными-юристами непроведено научно обоснованного исследования института адвокатуры.Во-вторых, общественные объединения в странах с демократическимитрадициями служат инструментами в диалоге между обществом игосударством, направленным на предупреждение нарушений прав человекасостороныгосударства. В Республике Таджикистанобщественныеобъединения являются институтом гражданского общества и основываютсяна таких ценностях, как признание прав человека, его неприкосновенность,разнообразие всех форм собственности, трудовая и предпринимательскаядеятельность, объединения и свобода мнений.В-третьих,вюридическойнаукепо-разномурассматриваетсяпонятие «общественные объединения», однако эти научные подходы по183своему содержанию приходят к общему пониманию правовой природыобщественных объединений.В-четвертых,особенностьобщественныхобъединенийвТаджикистане выражается в том, что они не имеют в полной меревнутригосударственного финансирования.
Многие из них осуществляютсвою деятельность на основе грантов международных организаций исамофинансирования. Деятельность объединений по мере дальнейшегоразвития демократизации жизни общества и государства возрастает,поэтомугосударстводолжноучаствоватьвфинансированииобщественных объединений путем предоставления грантов, социальныхзаказов, предпринимать конкретные шаги по поддержке деятельностиобщественных объединений. Расцвет общественных объединений, ихактивное включение в решение социальных проблем способствуетразвитиюгражданскогообществаиустановлениюсоциальнойсправедливости.В-пятых, неправительственные правозащитные организации в своейдеятельности должны быть предельно открыты и прозрачны при любомвзаимодействии с государством, обществом, донорами, партнерами идругими заинтересованными лицами.
Они должны нести ответственностьза свою деятельность не только перед правительством, но и перед людьми,перед другими организациями и перед обществом в целом.184ЗАКЛЮЧЕНИЕПрава и свободы человека являются важнейшими социальнымиблагами, непреходящими ценностями. Во всех современных правовыхсистемах права и свободы человека признаются в качестве неотъемлемых,общепризнанных. Справедливо утверждение М.В. Немытиной о том, что посути «права человека – это ключ к пониманию права, правовой культуре,правовойсистеме,эффективностиониправовогоявляютсяосновнымрегулирования,критериемвоценкерезультативностиработыгосударственных органов и показателем состояния общества, индикаторомправосознания граждан»362.
Права человека отражают самостоятельноеразвитие человека при содействии со стороны государства и общества. Всоциогуманитарных науках подходы к правамчеловека объединены попроблемному принципу и составляют интегративное знание.Изучение цивилизационно-культурных оснований прав человека и ихэволюционного развития на основе правовой традиции способствуетпониманию тенденций развития прав человека в современном таджикскомобществе и форм их институциональной защиты.На протяжении веков, со II тысячелетия до н. э. и до середины VII в.н.
э. культура индоиранцев выработала сильную религиозно-правовуюоснову, связанную с зороастризмом. Зороастризм как одна из первых вистории человечества религиозных систем возник во II тысячелетии до н. э.на территории Восточного Ирана, Средней Азии и Ближнего Востока ипредставлял собой социокультурный феномен в рамках индоиранскойрелигиозно-правовой традиции. Основателем этой религии считаетсяЗаратуштра, получивший свои пророческие откровения от Бога – АхураМазды. Источником зороастрийской религии выступает священная книга362Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд-во 2-е, перераб.Саратов, 2008.
С. 104.185Авеста, написанная Заратуштрой в VII – VI вв. до н. э. В священной книгеАвеста закреплены религиозные обряды, в которых право и религия теснопереплетены. В таком единении они продолжали существовать в условияхразвитой государственной жизни. Цивилизационная ценность зороастризмареализуется в аксиоме, что предназначение каждого человека заключаетсяв спасении от зла не только себя, но и мира.Правовые традиции каждого народа живут в его культуре. Истокитаджикской культуры уходят в далекое прошлое, в период образованияперсидского государства Ахеменидов (VI в. до н.
э.). При правленииАхеменидов зороастризм выступал в качестве государственной религии,господствовавшей до появления ислама. Начиная с VII в. н. э. на правовуютрадицию таджиков сильное влияние оказывает ислам. Арабский халифатпостепенно распространил религию ислама на территорию Мовереннахра(большая часть Узбекистана, запад Таджикистана и Кыргызстана, востокТуркменистана и южные регионы Казахстана).НеобходимоТаджикистанаподчеркнуть,правачточеловеканакактерриториисовременногогуманистическаяценностьпервоначально формировались по двум основным направлениям: в рамкахпервого направления основным правовым источником выступали Коран иСунна – памятники исламской религии; в рамках второго – произведенияперсидско-таджикских мыслителей, государственных деятелей, факихов ипоэтов, таких как Абу Ханифа, аль-Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Авиценна,Ширазе, Низам аль-Мульк, Дониш и др.В мировой истории впервые было образовано таджикское государствоСаманидов (875–999 гг.).
Основателем этой династии являлся Саманхудат, нотолько при правлении Исмаила Самани государство обретает свою роль вобществе и свое предназначение. Былиобразованы диваны (органыотраслевого управления в современном понимании). При Саманидах наука иискусство таджикского народа достигли высокого уровня развития. Роль186человека в обществе основывалась на сочетании правовых обычаев и норммусульманскогоправа.Нормышариатаотносилиськсемейному,гражданскому, уголовному праву и судопроизводству и сохранили своюсущность при правлении Газневидов, Гуридов, Сельджукидов, Караханидов,Харезмшахов (X–XIII вв.), империи Чингисхана (XIII–XIV вв.), государствеТемуридов (XIV–XV вв.), Шейбанидов (XVI в.), Джанидов (XVII–XVIII вв.).Втрудахперсидско-таджикскихмыслителей,политическихдеятелей, факихов и поэтов провозглашались нравственные ценностичеловека, в русле восточной правовой традиции дана социальная иполитико-правовая оценка бытия человека.
Эти взгляды нельзя трактоватькак воззрения о правах человека в буквальном смысле, но они содержалипредставленияочеловеколюбии,уважениилюдейдругкдругу,равноправии и справедливости. При этом труды восточных мыслителей ипоэтов внесли весомый вклад в доктринальные трактовки прав человека,значимые не только с позиций истории, но и сегодняшнего дня.Во второй половине ХIХ в. на территории Средней Азии существовалиХивинское и Кокандское ханства и Бухарский эмират. В этих государствахотношения в обществе регулировались правовыми обычаями и нормамимусульманского права. После вхождения Средней Азии в состав Российскойимперии в 1867 г.