Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 29
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
По мнению В.В. Лазарева,301См.: Кант И. Собр. сочинений : в 8 т. / под общ. ред. А.В. Гулыги. М., 1994. Т. 1. С. 95.См.: Гегель Г. Философия права // История политических и правовых учений / под ред.В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 421–428.303В научной литературе представлена система гражданского общества. В эту системувходят следующие основные компоненты (структурные части): 1) гуманитарный(свободные индивиды); 2) социальный (деление общества на социальные группы, слои,классы); 3) экономический (формы и отношения собственности, производства, обмена,потребления и т. д.); 4) духовный (наука, образование, культура, религия и т.
д.); 5)информационный (средства и формы информации, общественное мнение и т. д.); 6)территориально-управленческий (местное самоуправление); 7) организационный302152«гражданское общество выступает в качестве совокупности общественныхотношений, которые позволяют: во-первых, подходить к нему конкретноисторически (выделять различные общественные формации, различатьэтапы развития общества); во-вторых, выявить специфику главных сферобщественной жизни (экономический, духовный); в-третьих, называтьсубъектов социального общения (личность, семья, нация, государства идр.)»304.
Взгляды В.В. Лазарева близки научным идеям С.С. Алексеева,Г.В. Мальцева, К.Е. Сигалова, Р.Ш. Сативалдыева в том, что ониподходили к этому вопросу не только в формационном, но и вцивилизационном контексте.К тому же структурные части гражданского общества присущи всемсовременным демократическим, правовым государствам. Но следуетотметить, что особенности и институты гражданского общества во многомзависят от государственного режима, уровня обеспечения и защитыестественных прав и свобод человека, правовой культуры, правовогосознания,социальногообеспечениянаселенияимногихдругихкомпонентов социокультурной жизни отдельно взятой страны.
К тому жевнутреннее стремление социума обеспечивается более высоким уровнемзащиты прав и свобод человека.По мнению А.Н. Головистиковой, отличительная черта гражданскогообщества – его культурный и политический плюрализм: такое обществожизнеспособно,правосознанияеслииегоучастникиинтеллектуальнойимеютхорошийспособности,уровеньсвободныисамостоятельны к своим действиям. Гражданское общество генерирует(различные формы объединений). (Подробнее об этом см.: Нерсесянц В.С.
Общая теорияправа и государства : учебник для вузов. М., 2002. С. 285–287).304Теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. Изд. 2-е, перераб. и доп.М., 2001. С. 78 (автор главы – В.В. Лазарев).153развитиесамосознания,способностьиндивидакобъективномусамоотчету305.Развитие общества во многом зависит от социально-экономических,политических,духовно-нравственных,религиозных,семейных,культурных и других общественных отношений, которые формируютполитику государства, выражают волю граждан общества. В соответствиис данным подходом разные общественные, религиозные организации,движения, экономические ассоциации осуществляют свою деятельность вконтексте защиты прав человека, потому что в этом отношении самчеловек со своими индивидуальными, профессиональными, семейными,религиозными, традиционными и другими потребностями выступает какличность в гражданском обществе.С.
Хасанов, М. Хасанов определяют категорию «гражданскоеобщество» как совокупность неполитических отношений, связывающихсямеждусобойсоциально-культурными,духовнымиинравственно-семейными ценностями, которые самостоятельно развиваются без влияниягосударства на основе потребности личности и общества. По их мнению,становление и развитие гражданского общества во многом зависит отгоризонтальных связей между людьми, в которых прослеживаютсясоциальная солидарность и историческая преемственность духовнокультурных и экономических ценностей 306.Обосновывая современное развитие правового сознания человека иобщества, Р.Ш. Сативалдыев полагает, что «гражданское общество – этосвободное демократическое и цивилизованное общество, направленное наразвитиеличныхиколлективных305прав человека, основанных наСм.: Теория государства и права : учебник / А.С.
Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А.Дмитриев, А.Х. Саидов; под ред. А.С. Пиголкина. М., 2007. С. 291–292 (автор главы –А.Н. Головистикова).306См.: Хасанов С., Хасанов М. Теория государства и права (на тадж. языке) : учебник.Душанбе, 2017. С. 150.154идеологическом, культурном, нравственном и политическом плюрализмеобщества»307.Ф.М. Нодиров считает, что гражданское общество — это «общество,где действует договор в целях поддержания его жизнеспособности иразвитияитолькотакоеобществозаслуживаетнаименованиягражданского»308.Вместе с тем спорным является мнение А.К. Рахмонова, которыйсчитает, что термины «гражданское общество» и «гражданское право»тождественны, они имеют единую историю, которая своими корнямивосходит к римскому праву civile (гражданскому), т. е. выступаяполноценным членом гражданской общины, входит в непубличныечастноправовыеотношения 309.Гражданскоеправонаправленонарегуляцию имущественных и личных неимущественных отношений иберет истоки из римского права, а гражданское общество как состояниеобщества появилось в XVIII в.
в эпоху буржуазной революций и впервыена законодательном уровне было закреплено в Декларации прав человека игражданина во Франции (1789 г.).В вышеприведенных взглядах наблюдаются определенные ракурсы,каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны,поэтому хотелось бы подчеркнуть справедливость мнения В.П. Малахова отом, что «гражданское общество не представляет собой универсальное иоднотипноесовсемиобществамиобразование,аспецифичновприменении к каждому конкретному обществу, поэтому следует признатьмножествомодельныхиэмпирических307вариацийгражданскогоСативалдыев Р.Ш. Теория государства и права (на тадж.
языке) : учебник для вузов.Душанбе, 2014. С. 279.308Нодиров Ф.М. О понятии договора // Государство и право. Душанбе, 2000. № 4. С. 33.309См.: Рахмонов А.К. Особенности становления гражданского общества в Таджикистане: дис. … канд. полит. наук. Душанбе, 2007. С. 19–20.155общества»310. В связи с этим роль гражданского общества в современномправовом пространстве формируется на основе согласия властных иобщественных институтов, обеспечивая гражданский мир и постоянныйдиалог.Приэтомвзаимосвязьгражданскогообществасличностьюрасценивается как принципы прав человека в конструкции гражданскогообщества. Поэтому, по нашему мнению, с теоретической стороны индивидкак основной субъект гражданского общества должен стремиться: вопервых, к осуществлению защиты своих прав и интересов, а во-вторых,чтобыегоинтересыобщественнымибылиустановками.направленыОднаковоблагонеистоитсовпализабывать,счтотрадиционные принципы, такие как законность, естественные правачеловека,равенстводостоинство,вовсехмногомпередзаконом,зависятотгуманизм,политическогоуважениеиисоциально-экономического положения страны, а также правового сознания самогочеловека.
Поэтому справедливо мнение К.Е. Сигалова: «Личность, ееправовое,социальное,позиционированиеполитическое,духовное,ментальноесопрягается, в первую очередь, с гражданскимобществом, а уже через него – с государством. У личности отношение сгражданским обществом, прежде всего, социальное и правовое, сгосударством – политическое и фискальное.
Фискальное – это лишь узкийсегмент правового, фиксирующего обязанности человека (гражданина,подданного) по отношению к государству (на всех этапах правовойисториигосударства)илиегоправителю(нараннихэтапахгосударственности)» 311.310Гражданское общество : учебник / под общ. ред. В.П. Малахова, А.С. Автономова, В.В.Гриба; [рук. авт. кол. В.В. Гриб]. М., 2016. С. 359.311Векторы взаимодействия гражданского общества и современного государства / подред. К.Е. Сигалова, Ю.М.
Саранчука, П.С. Селезнёва. М., 2018. С. 60.156Такимобразом,извышеприведенныхнаучныхвзглядовскладывается вывод: категория «гражданское общество» определяетсяпрежде всего тем, что важнейшим условием развития гражданскогообщества является устранение социальных привилегий и возрастание роличеловека, который преобразовывается (перевоплощается) из подданного вгражданина наравне с другими гражданами со всеми вытекающимиюридическими правами и обязанностями. Гражданское общество – этоценность,находящаясясгосударствомвнепрерывном,сложномдиалектическом единстве.Адвокатура – институт гражданского общества по защите правчеловека.
Адвокатура как институт гражданского общества имеет особыйстатус, для него оказание квалифицированной юридической помощиявляется основной задачей, определенной правовыми нормами.Термин «адвокат» происходит от латинского слова «advocatus», чтоозначает «призванный», «призывать на помощь». Иными словами, это лицо,получившее в установленном законом порядке статус адвоката и правоосуществлять адвокатскую деятельность312.