Диссертация (Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов". PDF-файл из архива "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
I. С. 20.См.: Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 289.90См.: там же.8935ников, земледельцев и их имущества стали правилами Божьего мира. Нарушение этих правил могло караться отлучением от церкви91. Указанные правиласодействовали формированию понятия естественной неприкосновенности невоюющих и их собственности.Клятвы было не всегда достаточно. Следующим важным моментом стоитназвать появление «лиг мира»92. Так появилось движение сторонников за мир.Представители движения стремились покончить с насилием, незаконными изъятиями и штрафами.
Также они выступали против набегов, грабежей. Земли,люди (без разницы – от клириков до купцов, от крестьян до знатных женщин,их свиты и т.д.) пользовались особым покровительством. Также были призывык ограничению «файды» – вражды между родами, группами сородичей иликровной мести.Движение за мир имело разнообразные последствия, порой неожиданные.Возникшее отчасти по причине несостоятельности публичных властей в некоторых странах Запада, оно побудило правителей взять инициативу на себя.
Онистали провозглашать мир на территории подконтрольных им земель, провозглашать указы по подавлению распространявшегося разбойничества, насилияпреступников. В итоге стали создаваться отряды народной милиции, которыемогли бороться и с угнетающими население феодалами, что содействовало действиям армии. А если речь шла о разбойниках, люди научились защищатьсясамостоятельно, не дожидаясь помощи властей.Существовало и исключение: на настоящие, полноценные войны междугосударствами, которые объявлялись властями и велись с помощью войск, призывы движения за мир не распространялись.
Но все же движение за мир влиялона формирование и распространение рыцарского идеала. Безусловно, Церковь91См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М.: Международный КомитетКрасного Креста, 2000. С. 40.92Инициатором принято считать Эмона де Бурбона, епископа из Архиепархии Буржа. В 1038 г.он обязал всякого правоверного христианина, начиная с 15-летнего возраста, объявить себя врагомнарушителей мира. Также каждый христианин должен был обещать в случае необходимости взятьсяза оружие против нарушителей мира.36стремилась использовать рыцарей и вовлечь их в борьбу с насилием, при этомстараясь противодействовать их воинственности.
Несколько раз провозглашалось создание «рыцарства мира», которое пользовалось иммунитетом, как икрестоносцы. Постепенно формировалось законное воинство, так как военнаяслужба приобретала духовную ценность, становилась спасительной для души.Ансельм Луккский около 1082 г.
писал, что военные могут быть людьмиправедными. Некоторое время спустя Бонизон Сутрийский посвятил отдельнуюглаву своей «Книги о христианской жизни» (Liber de vita Christiana) обязанностям рыцарей. В соответствии с ней, рыцари должны даже с риском для жизнихранить верность своему сеньору, защищать его и воздерживаться от грабежей.Более того, они должны преследовать еретиков и схизматиков, защищать бедных, вдов и сирот, не нарушать данной ими клятвы. Позже различные литературные сочинения (от литературных до ученых) стали популяризировать рыцарский идеал, в чем-то уточняя его, и в середине XII в. он получил классическое определение. Иоанн Солсберийский по этому поводу писал: «В чем состоитслужение истинных рыцарей? В борьбе с неверными, почитании клириков, защите бедных от несправедливости, установлении мира в стране, пролитии своей крови и даже принесении в жертву своей жизни, в соответствии с даннойклятвой, ради братьев своих.
На устах их должна быть хвала Господу, а в руках – обоюдоострый меч, чтобы карать и исправлять народы и держать в железной узде их королей и знать. Но с какой целью? Ради безумств, тщеславия,алчности и собственного упрямства? Нет, но скорее для того чтобы приводить висполнение приговор, который поручили привести в исполнение, следуя несвоей воле, а решению Господа, ангелов и людей в согласии со справедливостью и общественной пользой»93.Связывая рыцарские правила и религиозные нормы, Церковь пыталасьвойти в прямой контакт с военными без посредничества правителей.
Постепен-93См.: Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 293.37но влияние Церкви увеличивалось. Благословление, освящение оружия становились привычными вещами, стали появляться молитвы о воюющих. Начинавшийся как чисто светский обряд посвящения в рыцари стал проходить при непосредственном участии, а именно – благословлении священнослужителей.Христианская символика играла все большую, определяющую роль. Рыцарьиз справедливого воина постепенно превращался в воина Христова. Сначалаон наказывал злодеев, а позже стал биться и с неверными, еретиками.
Приблизительно к концу XI в. Западный христианский мир пришел к новой на тотмомент концепции войны – священной. Основой ее можно считать идеи св.Августина, однако концепция в своем развитии пошла дальше. Считалось, чтотакая война ни в коем случае не оскорбляет христианскую веру, даже самогоБога. Священная война, наоборот, считается угодной ему. Практически любыедействия ее участников расценивались не как приемлемые с моральной точкизрения, но как доблестный подвиг, так как воины сражались за благочестивоедело. А дело это заслуживает особой милости Божьей, что воплощалось в отпущении грехов. Правда, отпускать их мог только Папа Римский94.Идея священной войны, полной справедливости, не была новой на тот момент. Как раз новизной являлся тот факт, что теперь священной войной моглиобъясняться, говоря современным языком, боевые действия наступательногохарактера.
Существовало и достаточно логичное объяснение – Святая земля, вхристианском понимании, – все же царство Христа. Отсюда следует, что столица Иерусалим должна быть именно возвращена христианам, а не отбита, и т.д.Поэтому такого рода война происходит не по воле простого человека, а по волеизъявлению самого Бога.Многие годы будут рождаться сомнения по поводу правильности той илииной теории, концепции. Периодически будут слышны возражения даже против крестовых походов, критика справедливости той или иной войны.94Полное отпущение грехов, которое изначально понималось как некое искупление или жесмягчение наказания, заменившее посты и т.д., впервые было обещано папой Урбаном II в 1095 г.38И только в начале XIII в.
будут сформулированы пять классических критериев справедливой войны, которые будут связаны с понятиями личности, причин, условий, духа и власти (persona, res, causa, animus, auctontas). Определенные Лаврентием Испанским около 1210 г., они без изменений позднее воспроизводятся Иоанном Немецким. В дальнейшем св. Раймунд де Пеньяфорт(ок. 1180–1275) обеспечил им широкое распространение. В XIV в. их можнонайти у знатока гражданского права итальянца Пьеро Бальдо деи Убальди(1327–1406), который предложил следующий комментарий: «Личность – этозначит, что воюющий должен быть мирянином, а не церковнослужителем, причина подразумевает то, что война ведется ради возвращения владений или защиты Отчизны, под условием имеется в виду то, что воюют по необходимости,и отсюда мысль Аристотеля: «Пусть война для тебя будет крайней необходимостью», дух означает, что нельзя воевать из ненависти или ненасытной алчности, а власть дает понять, что война может быть объявлена только государем»95.Что касается государя, то и с этим понятием будут вопросы.
Римское праводостаточно сложно наложить на специфику средневековья, а это, в свою очередь,создавало вопрос: кто же государь – Папа Римский как глава Церкви или же короли?Но ведь и власти городов-государств имели реальную силу. В итоге многие авторыпредоставляли это звание, а следовательно, и власть в вопросе объявления войн королям, что было достаточно практично.
К тому же поднятие оружия без приказа вышестоящего командира в итоге является оскорблением величества своего монарха.Уже в XIV в. различали семь видов войн, четыре вида из которых можноназвать справедливыми, или законными, а три – несправедливыми, или незаконными:1) римская война (bellum romanum), прототип справедливой войны. Называется так потому, что Рим считался «главой и матерью» христианской веры.Она представляет собой войну христиан против неверных. Римская война, ко-95См.: Контамин Ф.
Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 301.39торую также называли смертельной, воспроизводит борьбу древнего Рима сварварами. Она является тотальной, врагов не щадят и не освобождают за выкуп. Получается, что их убивают или отдают в рабство на законном основании;2) судебная война (bellum judiciale). Также считается справедливой, так какона ведется властью судьи, который, обладая «полным империей» (merumImperium) – это полная, чистая власть, в противоположность «неполному империю» (mixtum Imperium)), вершит суд не в своих интересах. Его цель – принудить к судебному порядку тех, кто, не повинуясь или игнорируя суд, не признает его законной властью;3) тщеславная война (bellum praesomptuosum).
Ее принято считать несправедливой. Дело в том, что она ведется как раз теми не повинующимися и осужденными судьей, которые упомянуты выше;4) война дерзкая и незаконная. Такую войну ведут также против судьи;5) законная война. Такого рода война ведется законной властью или с еесогласия. Ее цель – возместить убытки и покарать за оскорбления, нанесенныеподчиненной власти. Например, барон может наказать врага, который его оскорбил, получив от своего государя разрешение вести войну, причем разрешение может быть как явным, так и тайным;6) война произвольная.
По сути, представляет собой нападение, котороесовершается без справедливых на то причин, а также без необходимости светскими властями, в данном случае даже без разрешения государя;7) война необходимая и законная с целью самообороны от нападения96.Еще один важный вопрос, который необходимо рассмотреть, – это постоянные вооруженные силы.