Диссертация (Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов". PDF-файл из архива "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
С. 16.31враг и должен погибнуть, пусть это случится по необходимости, а не по твоей воле. …побежденный или пленный имеют право на сострадание»79.На слова и идеи святого Августина можно посмотреть с разных сторон.Война, в его понимании, – не только следствие греха, но и средство от греха.Это некая карательная санкция, исполнить которую обязаны военные. Ему принадлежит знаменитое выражение: «Справедливая война карает за несправедливость»80.
Смысл сказанного в том, что такое явление, как война, имеет своейцелью не только возмещение убытков или восстановление довоенного статускво, но и то, что правитель выступает в роли бича Божьего. Его действия благодатны даже для тех, против кого направлены. Кто сильно любит, сильно наказывает – так можно было бы резюмировать идеи и взгляды св. Августина. Может сложиться мнение, что сказанное выше несет некую негативную основу,однако эта справедливость войны основана на состоянии духа, которой движетсовесть.
Отсюда следует, что необходимо держать обещания, данные противнику, нельзя допускать бессмысленного кровопролития, осквернения святыхмест (тех же церквей), жестокости и мстительности. Смысл идей святого Августина сводится к тому, что жажда зла, ненужная жестокость, неумолимость, непримиримость к врагу, неконтролируемая свирепость, страсть к господству идругие подобные устремления – вот что по праву осуждается в войнах. Получается, что христианская вера, помимо всего, способна смягчить жестокость войны и в моральном плане, так как справедливая война осуществляет не жестокость, а признанное, законное наказание.
То есть битвы, войны воспринималиськак Божий суд, и справедливость непременно была на стороне победителя81.Благодаря убеждению, что пролитие крови является осквернением, причемпри любых условиях, которое требует очищения, обычай налагать официальноепокаяние на всякого воина, свершившего убийство, просуществовал до XI в.79См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов.
М.: Международный КомитетКрасного Креста, 2000. С. 40.80См. Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 282.81См.: там же. С. 282–283.32В старых англосаксонских пенитенциалиях82 можно найти такую информацию:«Если в королевстве король выводит армию против восставших или бунтовщиков и ведет войну в защиту королевства и христианской справедливости, то насовершившего в этих условиях убийство не падет тяжкий грех; но по причинепролития крови пусть тот не посещает 40 дней церковь и постится нескольконедель, и когда смиренный и примиренный будет принят епископом, то пустьполучит причастие через 40 дней. Если на земли нападут язычники, грабя церкви и вызывая христианский народ на войну, то учинивший убийство не совершает тяжкого греха, и пусть он только не посещает церковь в течение 7, 14 или40 дней, а затем, очистившись, получит допуск в церковь»83.
Количество днейпоста, времени, которое необходимо было провести, каясь в молитвах за убийство во время войны, отличались в разных пенитенциалиях.Но главное – из этих религиозных источников следовало правило, что необходимо проводить различие между войнами несправедливыми, на которых убийство человека сурово наказывается, и войнами справедливыми, оборонительными,законными, на которых убийство в бою подлежит покаянию, но достаточно легкому. Интересен тот факт, что указанное правило отличается от идей святого Августина, для которого на войне, даже несправедливой, любой солдат остается невинным, так как он всего лишь подчинялся приказам своего государя84.Как минимум в двух случаях Церковь требовала всеобщего покаяния заучастие в войне:1) после кровопролитного боя у Суассона 15 июня 923 г., когда войскаКарла Простоватого одержали победу над армией Роберта I, графа Парижского.Синод в Реймсе вынес следующее постановление о покаянии участников, причем с обеих сторон: «Пусть они на протяжении трех лет во время трех постовсовершают покаяние и в первый пост не посещают церкви, а затем примиряют82Пенитенциалий – это церковное пособие для исповедника.
В нем содержатся список грехов иразличные способы их искупления.83См.: Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 278–284.84См.: там же. С. 285.33ся, причастившись. Во второе, четвертое и шестое воскресенья во время этихтрех постов пусть воздерживаются от хлеба, соли и воды; если не искупятся, тоже самое пусть делают 15 дней до Рождества св. Иоанна Крестителя и 15 днейдо Рождества Спасителя и каждое шестое воскресенье на протяжении всего года, если только не искупятся или на эти дни не выпадут праздники, или не заболеют, либо не будут призваны на войну»85;2) в 1070 г., через 4 года после битвы при Гастингсе, собор нормандскихепископов под председательством Эрменфрида наложил покаяние на воиновВильгельма Завоевателя, и это несмотря на то что завоевание было совершенопод знаменем Папы и направлено против клятвопреступника86.В.В.
Фуркало, отмечая вклад церкви в ограничение произвола в войнах всредневековье, подчеркивал, что «не следует переоценивать роль церкви в формировании тенденции к гуманизации методов войны в целом и отношения воюющихк мирному населению в частности. Церковь, прежде всего, заботилась о том, чтобы не был нанесен ущерб ее собственности, а в остальном право воюющих на неограниченное насилие, в том числе в отношении мирного населения, не ставилосьпод сомнение. Во время крестовых походов и религиозных войн Церковь открытопризывала к полному физическому истреблению неверных и еретиков»87.
Достаточно вспомнить «крестовые походы». Например, в 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим. В итоге было полностью уничтожено население города.Свою отчасти позитивную роль в гуманизации войн эпохи средневековьясыграли традиции рыцарства. Развивались правила, касающиеся вопросов объявление войны, статуса парламентеров, запрещения применения отдельных видов оружия. Однако на практике влияние этих правил носило, скорее, ограниченный характер. Указанные правила действовали только в отношениях междухристианами и знатью. Преобразовывались социальные отношения, росло на85См.: Контамин Ф.
Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 286.86См.: там же.87Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта. Киев, 1986. С. 10.34пряжение не между Церковью и знатью со своими светскими идеями, а, скорее,между феодалами и крестьянами, богатыми и бедными.Известный советский юрист-международник Е.А. Коровин писал по этомуповоду: «Все нормы ведения войны соблюдались в большей или меньшей степени только в войнах между феодалами.
В тех же случаях, когда феодалы воевали с представителями других классов, например, в крестьянских войнах, онине считались вовсе ни с какими правилами»88.Во время собора в Пюи в 975 г. епископ Ги Анжуйский собрал на открытом воздухе на поле Сен-Жермен крестьян и рыцарей своей епархии. Он хотелузнать их мнение о вопросе «поддержания мира». Епископ прояснил всю важность вопроса, заявив: «Поскольку мы знаем, что без мира никто не узрит Господа, то предупреждаем людей, во имя Господа, чтобы они стали сынами мира». Результатом этого собрания стала клятва, данная рыцарями. Они должныбыли поклясться, что будут уважать владения церкви и крестьян.
АналогичныйСобор в Шарру в июне 989 г. собрал епископов Аквитании под председательством Гомбо, архиепископа Бордо. Собор провозгласил тройное проклятие: разорителям церквей, а также расхитителям имущества крестьян или других бедняков, если только такое произошло не по собственной вине владельцев. Болеетого, тройное проклятие тем, кто совершает насилие над клириками, не носящими оружие89.Однако защита крестьян получалось весьма ограниченной, так как она касалась лишь вопросов защиты имущества. Собор в Верден-сюр-ле-Ду в 1016 г.пошел дальше, обещая защиту самих крестьян во время войны90.
Известнымипримерами такого рода соборов можно назвать соборы в Нарбонне в 990 г., Ансе в 984 г. и Лиможе в 997 г. Провозглашенная неприкосновенность и иммунитет церквей, монастырей, бедняков, крестьян, духовных лиц, торговцев, палом-88Коровин Е.А. История международного права. М., 1946. Вып.