Диссертация (Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов". PDF-файл из архива "Развитие международного гуманитарного права в условиях изменяющейся природы современных вооруженных конфликтов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В них содержатся предписания для исполнениярелигиозного и морального долга, а также положения, касающиеся ограничениявыбора средств ведения борьбы, запрещения убийства раненных, обезоруженных,солдат, не участвующих в битве, а именно: «Сражаясь в битве, не следует поражатьврагов вероломным оружием – ни зубчатым, ни отравленным, ни раскаленным наогне… Не полагается убивать оказавшегося на земле [если сам на колеснице], никастрата, ни стоящего со сложенными руками [с просьбой о помиловании], ниимеющего распущенные волосы, ни сидящего, ни говорящего: «Я твой», – ни спящего, ни не надевшего доспехи, ни нагого, ни безоружного, ни не сражающегося,[а только] смотрящего, ни сошедшегося [в схватке] с другим, ни не сражающегося,оказавшегося в затруднительном положении, ни пораженного, ни тяжелораненого,ни устрашенного, ни отступающего – всегда помня дхарму добродетельных [воинов]»66. Также в тексте Законов Ману говорится, что для того, чтобы защищатьсвой народ, царю необходимо обдумывать шесть форм политики.
Под ними понимаются: союз, война, поход, выжидание, разделение войск и поиск помощи.В соответствии с античным правом войны Индии, раненые и больные помимо защиты пользовались покровительством. Им оказывалась медицинская помощь, для чего создавались специальные медицинские подразделения. Как правило, они размещались в местах, удаленных от мест боевых действий. Состраданиепо отношению к раненому врагу было одним из руководящих принципов.Индии также знаком институт «военного плена». В большинстве случаевпосле взятия в плен военнопленные попадали в рабство. Даже женщины, которые находились в районе боевых действий, могли попасть в плен.
Однако нор-65См.: Sun Tzu’s. The Art of War / еd. by I.A. Honsch, translated by L. Giles. Pax Librorum Publishing House, 2009.66Законы Ману // Сайт «Большой онлайн библиотеки e-Reading». URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1013662/Zakony_Manu.html (дата обращения: 14.10.2015).27мы, касающиеся режима военного плена, широкой разработки в праве античнойИндии не получили67.Практически в любой войне можно найти примеры варварства, цинизма,пренебрежительного отношения к нормам нравственности, морали, неуважения к противоположной стороне.
Ужас и разрушения, принесенные войной,сопровождали человечество с ранних этапов его развития, но начиная с античных времен все чаще стали раздаваться голоса правителей, философов,полководцев, общественных деятелей в пользу умеренности и человечностина многочисленных полях сражений. На основании вышесказанного можноприйти к выводу, что старт развитию процесса защиты жертв войны, ограничения методов и средств ее ведения был успешно дан еще в древние времена.1.3. Развитие законов и обычаев войны в средневековьеДля средневековья, богатого на жестокие и кровопролитные войны, все жебыл характерен прогресс в развитии гуманитарных идей, касающихся смягчения жестокостей войны.
Носителями идей такого рода были религиозные деятели и рыцари.Короли варваров68 вели свои войны на осколках Римской империи по германским обычаям. Война представлялось своего рода тяжбой, в которой обестороны сходятся на поле боя, чтобы выяснить, кто прав. Указанная концепцияотражалась в речи Гундобальда, который говорил: «Когда сойдемся мы на одном бранном поле, тогда господь покажет, сын я Хлотаря или нет»69.67См.: Капустин А.Я., Мартыненко Е.В.
Международное гуманитарное право: учеб. пособие.М.: Изд-во УДН, 1991. С. 15.68Совокупность народов, вторгавшихся в пределы Римской империи: Исторический словарь.URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/9698 (дата обращения: 10.11.2015).69Контамин Ф. Война в Средние века / пер.
с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 278.28Иногда сражения можно было избежать, между двумя армиями простоустраивался поединок. В таком поединке должны были участвовать либо двапредводителя, либо лучшие воины. Практика замены крупномасштабного сражения поединком, также засвидетельствованная знаменитым франкским историком Григорием Турским, была присуща не только германцам: в 971 г.
обсуждалась возможность поединка между византийским императором Иоанном Цимисхием и русским князем Святославом, дабы урегулировать спор, не жертвуябольшим количеством людских жизней. Подобные поединки, на самом делередко осуществлявшиеся, можно найти в истории Запада до самого конца средневековья70.Достаточно необычным германским обычаем можно назвать «правило трехдней». Суть правила состоит в том, что победа считается несомненной и общепризнанной, если победитель остается на поле боя целый день или даже три дня, ноесли речь шла о «назначенном сражении». По древнегерманскому праву такоевремя необходимо для приобретения имущества. Приобретавший имуществодолжен был провести «на месте» три дня подряд.
Причем это правило сохранялось еще не один век: Людвиг Баварский, одержав победу при Мюльдорфе(1322 г.) над Фридрихом Австрийским, пренебрег этим правилом, что было «не пообычаю военных». Швейцарцы же, напротив, после сражений при Земпахе(1315 г.) и Грансоне (1476 г.) его соблюли. Правило «трех дней» упоминается ещев XVI в. Филиппом Клевским. Раздел имущества, а точнее добычи, проводился построгим правилам. После боя армия собиралась в определенном месте, в центрекоторого устанавливалось боевое знамя. Вокруг него сваливалась добыча71.Для средневековья характерно жестокое обращение с пленными, сохранилась и практика обращения их в рабство.
В случаях, когда захваченных в пленбыло достаточно много, их не всегда убивали, а распределяли по территориистраны победителя в качестве рабов. Когда выдающийся король франков Хлод70См.: Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 278.71См.: там же. С. 279.29виг вторгся со своей армией в земли вестготов, а затем убил Алариха, короляготов, он захватил бесчисленное количество пленников. Эти пленники былираспределены и расселены по разным областям72.Несмотря на все вышесказанное, идея ограничении насилия, грабежа не былачужда варварам – будь то страх перед карой высших сил, желание получить их покровительство или покровительство святых заставляли предводителей умерять илидаже запрещать жестокость опустошения.
Во время войны с вестготами тот жеХлодвиг запретил своим людям грабить земли Тура. Из уважения к св. Мартину онприказал, чтобы никто ничего не брал в этой области, кроме травы и воды73.Существовали и другие обычаи германского происхождения – решающиесражения иногда устраивали на берегах рек. В качестве примера можно привести битву при Фонтенуа74, состоявшуюся 25 июня 841 г.75.Постепенно усиливалось влияние религии на ограничение методов ведениявойны и защиты ее жертв. Иудаизм и христианство проповедуют, что все людисозданы по образу и подобию божьему, все идет от одного Прародителя. Человеческая жизнь начала приобретать достоинство.
Еще Христос проповедоваллюбовь к ближнему, что постепенно стало общим принципом построения отношений в христианском мире. Хотя указанная концепция любви к ближнемуне устанавливала никаких правил, которые бы регулировали ведение войны, еевлияние на гуманизацию войны бесспорно.Необходимо отметить, что негативную роль в деле понимания и трактовоктех или иных религиозных положений сыграл человеческий фактор. Дело втом, что любовь и уважение к ближнему, человеколюбие расценивались многими людьми как средство для своего спасения и обретения после смерти местана небесах, только считалось это достоянием именно своих братьев по вере.72См.: Контамин Ф. Война в Средние века / пер.
с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 280.73См.: там же.74Речь идет о битве, в которой сторонники императора Лотаря I столкнулись со сторонникамиКарла II Лысого и Людовика II Немецкого.75См.: Контамин Ф. Война в Средние века / пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского,М.Ю.
Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб: Ювента, 2001. С. 278–280.30Таким образом, в Европе католическая Церковь пыталась установить запрет на применение определенных видов оружия, ввести правила поведения поотношению к некомбатантам, выступала за иммунитет определенных мест (например, церквей) и недопущение борьбы в определенные дни недели. В качестве конкретного примера можно привести запрет на убийство военнопленных.Церковь основывала это ограничение на мысли о том, что ни один христианинне может убить другого христианина без крайней необходимости.
Очевидно,что это правило изначально распространялось на христианский мир, т.е. не относилось к людям других религий. Общая тенденция складывалась таким образом, что со временем регулирование выбора средств и методов ведения войны изащиты лиц улучшалось76.Хоть христианская Церковь забыла о своих первоначальных призывах к отказу от насилия (достаточно вспомнить о мученических смертях св. Морица, св.Георгия и св. Севастьяна, отказавшихся служить в конце III в. в римском легионеи убивать других христиан), данные призывы были не лишены некоторой двусмысленности. Такие заповеди, как «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящихвас»77, соседствуют с изгнанием торговцев из Храма Иисусом.
Церковь все же оставалась верна своему намерению обеспечить некоторую гуманизацию войны.У христианского теолога и философа блаженного св. Августина, известного ещесвоей концепцией «справедливой войны»78, есть такие слова: «Если сражающийся76Kolb R., Hyde R. An Introduction to the International Law of Armed Conflicts. Oxford-PortlandOregon: Hart Publishing, 2008. P. 37.77Евангелие от Луки. Глава 6, стих 27 // Сайт «Библия Центр».
URL:http://www.biblecenter.ru/bibletext/lu/6:27-36 (дата обращения: 14.01.2016).78Указанная концепция легализовала такое явление, как война, и явилась компромиссом междуморальными принципами и политической необходимостью. В обоснование этой концепции приводились следующие доводы: естественный порядок есть отражение божественного; законный суверенустанавливает свою власть и осуществляет ее; война является справедливой, потому что она ведетсяпо воле бога; противник – это враг бога; война с его стороны является несправедливой.
Конечно, указанная концепция далека от совершенства, но она оставила свой положительный след в истории развития гуманитарного права. Давая оценку данной концепции, Ж. Пикте отмечал: «Каждый, кто разбирается в природе человека, знает достаточно хорошо, что справедливые войны – это те войны, которые ведем мы, а несправедливые – это те, которые ведет наш противник». Лозунг «справедливойвойны» активно использовался церковью в своих целях. См.: Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право: учеб. пособие. М.: Изд-во УДН, 1991.